Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритеты философии в новом тысячелетии

Современная философия - это диалог культур, философских учений, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, цен­ностей и смыслов. Все это и есть поиск своего бытия, устремлен­ный к первоначалам и фундаментальным принципам устройства мира, его познания и отношения к природе, социуму и духовной жизни. Мысль обращается к мудрости в своем желании освоения мира в его полиструктурности и многообразии, за которыми от­крывается жизненная реальность индивидуального и универ­сального события. Философия становится и открытием новых го­ризонтов "опыта души", глубинной сопричастности человека все­му миру.

В конце XX в. стало ясно, что акт философствования в конеч­ном итоге возможен только в духовном пространстве полифони­ческого взаимообогащения и взаимопроникновения, использую­щем логически упорядоченные смыслы и понятия, в их приобщен­ности к универсальному пониманию космоса, природы, общества, человека. Ценностно-смысловая неисчерпаемость, подлинность, межсубъектная, этически объективная сопричастность человека и мира, трудности восприятия альтернативного и многозначного создают ситуацию поиска выхода из тупика противостояний: ма­териализм - идеализм, объективизм - субъективизм, рациональ­ное - иррациональное. В этом процессе сталкиваются стремление к системной законченности концептуальных построений с логи­чески четким и ясным терминологическим аппаратом, очищен­ным от субъективности, и возведенной в "систему" принципиаль­ной внесистемностью, поэтизированием философского логоса, афористичностью мысли и слова, ассоциативностью живого язы­ка, ценностно-эмоциональным видением мира, которые и претен­дуют на адекватное и истинное отражение и познание бытия. Мир идей и мир вещей предстоит объединить с миром переживаний и миром ценностей.

Современные философские течения отражают новые реальнос­ти бытия и радикальную смену понимания человека, его пережива­ний, мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, отношения к природе, к состоянию изменяющегося общества, к становлению новых архетипов, к производству как материального, так и духов­ного. Философия постмодерна XX в. своеобразно представляет и новые особенности производства субъективности, которое столк нулось с крахом тоталитарной мысли, реальностями интеграции и диалога культур. Возникает ощущение кризиса познавательных возможностей человека, восприятия мира как хаоса, абсурда, не подчиняющегося законам, а следующего игре случая, насилию, тер­рору. Сознание в его размышлениях о разуме проходит как бы по рядам противоречий, из которых фиксирует определенный срез проблем рациональности, что не позволяет увидеть проблему в це­лостности. Этому способствует постнеклассическая парадигма, ко­торая вводит в анализ утопию и миф, рассказ и рефлексию, тради­цию и ритуал, жест и тело, власть и культуру, метафизику любви и смерти и прочие составляющие, которые замещают собой логос, рациональность, разум в их представленности в самоценных смыс­ловых структурах. Эта философская парадигма связана с переклю­чением акцентов на индивида, этико-эстетическим, коммуникатив­но-временным, переживаемым освоением мира, культуры, струк­тур повседневности, практики общественного бытия, желания и жеста, воли и ненасилия, справедливости и свободы. Бытие пони­мается как совокупность возможностей его реализации, и современ­ная теория познания, связанная с деятельностью, гуманитарными науками, искусством и традицией, наукой и мистикой все больше раскрывается как культурно-историческая.

Философия стремится раскрыть природу целого в субъекте познания и деятельности, а универсальной формой ее выражения оказывается культура и практика. Закономерно, что современная философия становится практической философией, - философс­кой антропологией, философской риторикой, философией пола, любви, смерти, духа, культуры, техники, науки, политики, педаго­гики, права и т.п.

Становление философии конца XX - начала XXI вв. сопро­вождается глубокими качественными изменениями в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предше­ствующими формами. Однако переход на качественно новый ви­ток развития в социальном, духовном, культурном отношениях -на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще не реализованное состояние. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями многовекового развития духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире, раскрытия причин и механизмов функционирования при­родных, антропологических, социальных и технических явлений в их взаимодополнимости и взаимосвязи как специфически осо­бых элементов единого мирового бытия.

В настоящее время настойчиво ищутся способы преодоления негативных тенденций цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, предпринимаются попытки объе­динения усилий общественности в предотвращении термоядер­ной войны, прекращении национальных распрей, сохранении ок­ружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личнос­ти, ее сохранении. Решение этих проблем, характерных как для современного Запада, так и Востока, возможно только на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога культур, их взаимообогащения, призна­ния приоритета за поведением, ориентированным на коммуника­цию и понимание, ибо XXI столетие знаменует собой духовное единство человечества. Основной задачей современной философ­ской мысли становится выработка новых стратегических приори­тетов отношения к природному, социальному и человеческому миру, идеалов открытости, коммуникативного единства человече­ства, диалога и взаимообогащения различных культур. Глобализационные процессы поворачивают современную философию лицом к мировым проблемам и задают новые горизонты фило­софского поиска.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Религия и искусство как форма духовного освоения реальности | Социальный прогресс и концепция будущего человечества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.