Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концептуализация проблемы




 

Выделение проблемы, объекта и предмета исследования, формулировка целей представляют собой первый этап процесса исследования. Инструментом, средством анализа предмета изучения является понятийный аппа­рат социологической науки. Процесс описания предмета ис­следования в понятиях и установление связей между ними на­зывается концептуализацией проблемы.

Образно говоря, это означает «погружение» предмета исследования в имеющиеся теоретические представления. Эта задача включает в себя два особенно важных момента - теоре­тическое уточнение понятий и эмпирическую интерпретацию понятий. Первая представляет собой анализ существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях, посредст­вом раскрытия связей исследуемых понятий с другими поня­тиями и с другими элементами теории. Смысл эмпирической интерпретации понятий состоит в соотнесении исходной тео­ретической концепции исследования с эмпирически наблю­даемыми фрагментами социальной реальности, доступными наблюдению, измерению, учету и регистрации.

Что касается теоретического уточнения понятий, то можно сказать, что эта решающая процедура методологиче­ской части программы. От того, насколько обоснованно и тщательно будет проведена эта операция, зависит ход и успех исследования: отсюда вытекают главные рабочие гипотезы, методы исследования, процедура исследования, этим же опре­деляется возможность конечных обобщений результатов ис­следования.

В процессе уточнения и интерпретации понятий выясня­ется мера, точность выражения понятиями сущности социаль­ных процессов. Дело в том, что многие понятия, отражающие те или иные стороны социальных процессов, определены в со­циологической теории недостаточно четко, при этом они часто отягощены смысловой нагрузкой, имеющейся в обыденном языке и в массовом сознании.

Известно, что такие понятия как «социальная актив­ность», «образ жизни», «политическая культура», «ценность», «личность» и др. допускают много различных трактовок. По­этому в процессе теоретического анализа понятий следует как можно четче определить смысл основных понятий исследова­ния, т.к. трудно сравнивать результаты разных исследований, если в них неоднозначно будут употребляться такие, напри­мер, понятия, как «социальная активность», «образ жизни».

Изучение литературы, консультации со специалистами, анализ собственного исследовательского опыта - вот тот тра­диционный набор методов, который позволяет провести тео­ретическое уточнение понятий. Если в результате выполнения вышеперечисленных процедур не удалось обнаружить одно­значности в определении того или иного понятия, следует принять одну из возможных точек зрения или обосновать собственную и это обязательно оговорить в программе исследо­вания.

Вся выше указанная работа позволяет исследователю построить теоретическую модель предмета изучения. Теоре­тическая модель представляет собой взаимосвязанную сово­купность утверждений, которые описывают основные стороны и компоненты изучаемого явления. Теоретическая модель включает два типа утверждений. Утверждения первого типа не требуют доказательств и вытекают из соответствующих поло­жений теории. Вторые формулируются как описательные, и объяснительные гипотезы. Эти гипотезы требуют дальнейше­го эмпирического обоснования, т.е. их необходимо соотнести, в конечном счете, с реально наблюдаемыми событиями. Для того, чтобы осуществить эту процедуру, необходимо, прежде всего, нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых отражено в понятиях, т.е. абстракциях.

Поиск эмпирических значений понятий носит название эмпирической интерпретации или операционализации поня­тий. Эмпирическая интерпретация понятий опосредует в со­циологическом исследовании связь между теоретическим и эмпирическим уровнями познания, с которыми исследователь неизбежно имеет дело даже в том случае, если он планирует прикладное исследование и не претендует на свой вклад в тео­рию изучаемого предмета. Другая задача, решаемая с помо­щью операционализации понятий - соотнесение гипотетиче­ских представлений о механизмах возникновения изучаемой проблемной ситуации и путях ее решения с реальным состоя­нием социальной практики с целью проверки, уточнения и обогащения этих представлений.

Формулируя цели и задачи исследования, определяя предмет и объект исследования, социолог работает на уровне теоретического анализа. При этом формируется система тео­ретических суждений, определяются ключевые, наиболее важные понятия, отражающие сущностные характеристики изучаемого предмета, устанавливается связь между ключевы­ми понятиями. В данном случае учитывается и описывается горизонтальная связь между понятиями на уровне теоретиче­ского анализа. Вместе с тем, эмпирическая ориентация иссле­дования предполагает раскрытие иерархической (вертикаль­ной) связи исходных теоретических понятий с системой понятий эмпирического уровня познания. Эти уровни познания не замкнуты, не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сущностные характеристики изучаемых социальных явлений не доступны прямому непосредственно­му наблюдению, они скрыты за множеством разнообразных проявлений: фактов, событий, поступках людей, в их пред­ставлениях и т.д. Перевод исходной теоретической модели предмета исследования на уровень эмпирически наблюдаемой реальности производится путем построения иерархической цепочки понятий, отражающих последовательное движение от понятий более высокого уровня абстракции к понятиям менее высокого уровня абстракции и к понятиям конкретным, соот­ветствующим эмпирическому уровню познания.

Таким образом, процедура операционализации понятий включает два последовательных этапа. На первом этапе глав­ным критерием является полнота описания определенного по­нятия, его целью является создание максимально полного опи­сания исходного понятия совокупностью индикаторов. В дан­ном случае решается задача обеспечения содержательной, предметной репрезентативности сформированного набора ин­дикаторов, их содержательного соответствия исследователь­ской концепции.

На втором этапе операционализации используется дру­гой критерий - это доступность непосредственному наблюде­нию, фиксации, измерению тех фрагментов социальной реаль­ности, которые обозначаются понятиями - индикаторами.

Приведем для примера схему эмпирической интерпре­тации исходных теоретических понятий, осуществленную мо­сковскими социологами при исследовании образа жизни. Схе­ма дается в виде иерархического списка понятий с обозначе­нием уровня интерпретации, причем у каждого уровня интер­претации показана для примера операционализация одного понятия.

I уровень интерпретации исходного ключевого поня­тия «условия жизнедеятельности людей».

1. Социально-экономические условия.

2. Общественно-политические условия.

3. Социально-культурные условия.

4. Демографические, профессиональные, социально-классовые и образовательные условия.

5. Экономические условия.

6. Социально-психологические условия.

 

II уровень интерпретации: на примере п.1. Социально экономические условия.

1.1. Условия труда.

1.2. Условия потребления.

1.3..............................

 

III уровень интерпретации: на примере, п. 1.1. Условия труда.

1.1.1. Позиция респондента в сфере труда

1.1.2. Отношение респондента к труду

 

IV уровень интерпретации: на примере п. 1.1.2. Отноше­ние к труду.

1.1.2.1. Удовлетворенность отдельными элементами рабочей ситуации (самооценка).

1.1.2.2. Оценка значимости изменений в сфере труда за пять лет.

1.1.2.3 Желание сменить место работы.

1.1.2.4. Фактическое изменение места работы за пять лет.

 

V уровень интерпретации: на примере п. 1.1.2.4. факти­ческое изменение места работы за 5 лет.

1.1.2.4.1. Причина перехода в связи с мотивацией труда. Конечной ступенью этого движения является такое понятие (индикатор), которое обозначает отдельный фрагмент социальной реальности (явление, ситуация, событие, поступок) доступный непосредственному наблюдению, фиксации, измерению.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.