Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции усовершенствованного МОХ-топлива (МIX, CORAIL, APA)




Топливо с инертной матрицей.

Ториевое топливо.

Разработка ториевого топлива проводится в целях замены 238U как топливного сырья на 232Th, который при захвате нейтрона генерирует 233U. Изотоп 235U или 239Pu необходимы для начала реакции деления, или в качестве, так называемого, делящегося драйвера. Затем генерируется 233U, который и продолжает реакцию деления и наработки новых порций топлива. В ториевом цикле производится очень мало плутония и других трансурановых элементов, что снижает его радиотоксичность. Отсутствие плутония на начальной стадии ториевого ядерного цикла является преимуществом этого вида топлива с точки зрения нераспространения ядерных материалов. В то же время в дальнейшем происходит наработка 233U, который сам является материалом, пригодным для создания ядерного оружия.

Проводились исследования по выделению 233U при переработке ОЯТ на основе тория с целью его последующего использования в свежих сборках. Однако такое выделение связано с ограничениями, накладываемыми нераспространением ядерных материалов. В настоящее время больше склоняются к концепции однократного использования топлива на основе тория. Основной недостаток этой концепции медленная конверсия тория в 233U.

Для решения этой проблемы предложено разбивать активную зону с ториевым топливом на две части: запальную, содержащую твэлы с обогащенным до 20 % вес.UO2, и узел бланкета с твэлами из ThO2/UO2, в которых происходит конверсия тория в 233U. Такое разделение позволяет производить замену соответствующих твэлов с различным периодом, по мере выгорания 235U и наработки 233U. Необходимо отметить, что в запальной зоне могут быть использованы твэлы с МОХ-топливом для дополнительного выжигания плутония.

Для выжигания плутония обычно используют МОХ-топливо, в котором большую часть составляет UO2. В то же время, захват нейтрона 238U протекает с той же скоростью что и для сборки UO2, а, значит, скорость сжигания плутония невелика. Для увеличения скорости выжигания плутония предложено UO2 заменить на инертную матрицу. В этом случае не будет просходить наработка нового плутония из 238U. Основные трудности на пути применения топлива на основе плутония с инертной матрицей является совместимость такого топлива с основными элементами твэла и ТВС, решение вопроса со снижением температурного коэффициента, а также необходимость доказать удовлетворительное поведение топлива под облучением в течение продолжительного времени, не менее чем 10 лет.

При облучении МОХ-топлива изотопное качество плутония ухудшается. При последующем рециклировании деградация топлива возрастает. При этом увеличивается количество деградировавшего (по изотопному составу) плутония. Дальнейшее использование такого топлива становится нецелесообразным и экономически невыгодным. Для преодоления этих проблем был предложен новый вариант смешанного уран-плутониевого топлива на основе высокообогащенного урана. Это топливо было названо MIX-топливом, также как и проект его разработки, предложенный Францией. В этом топливе разбавителем плутония является 235U, который является основным делящимся материалом. Присутствующий плутоний оказывает слабое влияние на ядерное поведение такого топлива, поэтому его изотопный состав не является важным. Следовательно, даже многократное рециклирование плутония с ухудшением качества изотопного состава, позволяет использовать его как компонент МОХ-топлива. Основные недостатки этого проекта высокая стоимость изготовления такого MIX-топлива.

Другой вариант многократного рециклирования плутония заключается в разработки новой плутониевой сборки CORAIL. Такая сборка содержит центральные твэлы с высокообогащенным оксидным урановым топливом, а внешние твэлы - с обычным МОХ-топливом. Основные нейтронные свойства сборки определяют твэлы с высокообогащенным диоксидом урана. Изотопный состав плутония, находящегося в МОХ-топливных твэлах, не оказывает существенного влияния на работу всей сборки в целом. Такая сборка допускает использование в МОХ-топливе многократно рециклированного плутония.

Еще один вариант использования многократно рециклированного плутония реализован в «усовершенствованной плутониевой сборке». В качестве урансодержащих используются обычные твэлы с обогащенным UO2, а в качестве плутонийсодержащего топлива – топливо с инертной матрицей. Плутониевые стержни располагают таким образом, чтобы они находились в зоне с более высокой степенью замедления для увеличения выгорания плутония.

Во Франции разрабатывается также проект плутониевого топлива с высоким замедлением. Это обычное МОХ-топливо, но сборки располагаются в дистанцирующих решетках таким образом, что соотношение замедлитель/топливо для сборки с МОХ-топливом повышается до 3:1 и даже 6:1, против традиционного 1,9:1 для уранового топлива. Это позволяет снизить требования к исходному плутонию по качеству и добиться более глубокого выжигания плутония в таких реакторах.

Япония разрабатывает проект МОХ- топлива с низким замедлителем для наработки плутония, необходимого для обеспечения ядерным топливом. Понижая соотношение замедлитель/топливо до 0,5:1 снижается вероятность утечки резонансных нейтронов и увеличивается темп захвата нейтронов 238U с последующей наработкой 239Pu. Однако для использования MOX-топлива в таких режимах не достаточно опыта и данных о поведении теплопередачи, давления и других характеристик LWR. Кроме того, для таких реакторов необходимо создавать специализированные активные зоны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.