Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фондовая лекция

Управления органами внутренних дел

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

административного права

и управления органами

внутренних дел

полковник милиции

В.В. Федорович

«____»____________2010 г.

 

Регистрационный №_____

 

 

по дисциплине «Административная деятельность ОВД»

 

тема № 22 «Деятельность ОВД по предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере экономики»

 

для курсантов 3 курса факультета милиции

 

 

Минск 2010

Автор: Стрельский Д.Г., доцент кафедры административного права и управления ОВД, кандидат юридических наук, доцент

 

Рецензент: Постникова А.А., доцент кафедры административного права и управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент

 

Рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании кафедры административного права и управления органами внутренних дел. Протокол № 12 от 26 апреля 2010 г.

 

 

Деятельность ОВД по предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере экономики

 

Введение – 5 минут.

1. Задачи и функции органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых в сфере экономики – 20 минут.

2. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения правонарушений в сфере экономики - 20 минут.

3. Предупреждение и пресечение ОВД отдельных видов правонарушений в сфере экономики – 30 минут.

Заключение – 5 минут.

Учебная литература

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук проф. Л.Л. Попова. – М.: МВШ МВД СССР, 1983.

2. Административная деятельность органов внутренних дел (Общая часть): Курс лекций / Под ред. канд. юрид. наук В.А. Круглова. – Мн.: Академия милиции МВД Республики Беларусь, 1995.

3. Административная деятельность органов внутренних дел: Лекции по Особенной части. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1997.

4. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие / В.А. Под науч. ред. Л.М. Рябцева, В.А. Круглова. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1999. – 346 с.

5. Бородин С.С., Иванов П.В., Оськин Ф.Ф. Административная деятельность органов внутренних дел. Словарь терминов и понятий: Учебное пособие / Серия «Учебники для вузов, специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань»; Санкт-Петербургский университет МВД России. 2000.

6. Всеобщая декларация прав человека. // Права человека: Сб. международно-правовых документов / Сост. В.В. Щербов – Мн.: Белфранс, 1999.

7. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. // Права человека: Сб. международно-правовых документов / Сост. В.В. Щербов – Мн.: Белфранс, 1999.

8. Конституция Республики Беларусь 194 г. (С изменениями и дополнениями): Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. – Минск: Беларусь, 1996.

9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 21 апреля 2003 г. № 194-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 г. № 321-З) – Минск: Амалфея, 2008.

10. Об органах внутренних дел: Закон Республики Беларусь // № 263-З от 17 июля 2007 года, «На страже» от 27 июля 2007 года № 36.

11. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.: одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 г. № 320-З) – Минск: Амалфея, 2008.

12. О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции: Закон Республики Беларусь от 20 июля 1998 года, № 193-З (в ред Закона Респ. Беларусь от 19.07.2005 г. № 33-З).

13. О торговле: Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 87.

14. О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий: Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года № 28 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. - № 143(в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 29.02.2008 г. № 3).

15. О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 года № 673 (в редакции указа от 06.12.2001 г. № 722) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - № 89 (в ред Указа Президента Респ. Беларусь от 01.03.2007 г. № 116).

16. Об утверждении Положения о государственном надзоре за оборотом табачного сырья и табачных изделий: Постановление Совета Министров от 19 марта 2003 года № 367 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 37 (в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 12.11.2007 г. № 1498).

17. Об утверждении Инструкции о порядке изъятии (истребования) документов, касающихся производственной и финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и (или) их копий органами внутренних дел: Постановление МВД Республики Беларусь от 16 апреля 2004 года № 88 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004, № 90 (в ред. Постановления МВД Респ. Беларусь от01.10.2007 г. № 240).

18. О дополнительных мерах по стабилизации криминогенной обстановки в сфере экономики: Приказ МВД Республики Беларусь от 22 мая 2001 года № 92.

19. Методические рекомендации по документированию противоправных деяний против порядка осуществления экономической деятельности, отнесенных приказом МВД Республики Беларусь от 22 мая 2001 года № 92 к компетенции подразделений милиции общественной безопасности и специальной милиции: Вестник управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Республики Беларусь № 3 (14).

Учебно-материальное обеспечение (текст лекции).

 


Введение

Всего по республике в 2008 г. зарегистрировано более 150 000 преступлений

Анализ состояния преступности в сферах и отраслях экономики показывает, что наиболее уязвимой криминальным проявлениям и привлекательной для «криминалитета» продолжает оставаться финансово-кредитная система, так как даже при единичных фактах совершения преступлений государству и гражданам может быть нанесен значительный ущерб и вызвать большой общественных резонанс.

Структура экономической преступности по отраслям:

• предпринимательская деятельность (17,7%);

• агропромышленный комплекс (15,0%);

• финансово-кредитная система (14,4%);

• промышленность (9,5%);

• сфера торгового обслуживания (8,2%);

• госбюджетная сфера (5,4%); транспорт; строительство; топливно-энергетический комплекс; прочие.

В структуре органов внутренних дел созданы специальные подразделения по борьбе с экономической преступностью. Однако в целом в этом направлении работают все службы и подразделения органов внутренних дел.

В частности в 2008 году участковыми инспекторами милиции и сотрудниками ГУМОБ выявлено значительное количество правонарушений, связанных, в первую очередь, с незаконным оборотом спиртсодержащей продукции, табачных изделий, а также изготовлением самогона.

Это говорит о том, что, во-первых, для предупреждения и пресечения противоправных действий используются не только уголовно-правовые средств, но также и административно-правовые. Во-вторых, активное участие в их применении принимают службы и подразделения милиции общественной безопасности.

В этой связи вопросы, связанные с предупреждением и пресечением административных правонарушений в сфере экономики изучаются по курсу «Административная деятельность органов внутренних дел».

Базой для изучения данной темы являются знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Административное право».

Учебной целью данной лекции является дать систематизированные основы знаний по вопросам правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере экономики, виды мер административного принуждения и порядок их применения.

 

 

Вопрос 1. Задачи и функции органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых в сфере экономики.

 

В числе основных задач и функций, решаемых в настоящее время государством в сфере экономики, можно выделить следующие:

• создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для рыночной экономики; сохранение приоритета общественных интересов перед государственными, групповыми, индивидуальными и иными;

• прямое государственное владение и управление основными компонентами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;

• разработка и проведение активной промышленной и инновационной политики; участие в ключевых инвестиционных, структурно-технологических программах путем полного или частичного финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой и иной помощи;

• участие в распределении и перераспределении ВНП через госбюджет, активное использование в этих целях налогов, тарифов, пошлин, банковского процента, антимонопольного контроля над ценами, управление денежным обращением и т.п.;

• проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной, с одной стороны, на постепенное вхождение страны в систему международных экономических отношений, а с другой - на защиту национальной экономики с помощью протекционистских мер до того момента, пока она не окажется в состоянии успешно конкурировать на мировом рынке; перенесение центра тяжести с импорта товаров на импорт капитала; предотвращение утечки и поощрение репатриации национального капитала из-за рубежа;

• формирование и проведение социальной политики, управление социальными процессами (политика в области роста доходов и их дифференциации, социальные трансферты, программы развития отраслей производства и нематериальных форм богатства - науки, образования, здравоохранения, культуры);

• контроль за криминогенной обстановкой; борьба с преступностью, коррупцией, теневой экономикой, мафиозными структурами;

• обеспечение развития общества в соответствии с критериями экономической безопасности.

Как и любой элемент системы государственной власти, органы внутренних дел должны корректировать свою деятельность в связи с вышеназванными концептуальными задачами.

Для введения в правовое русло и подчинения общенациональным интересам зарождающиеся новые экономические отношения органы власти и управления Республики Беларусь создают правовую базу регулирования этих отношений, формируют соответствующие государственные структуры, осуществляют различного рода организационные мероприятия.

 

 

Вопрос 2. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения правонарушений в сфере экономики.

 

Осуществляя процесс борьбы с преступностью, в том числе организованной ее формой, государство в основном использует меры уголовно-правового характера (уголовной ответственности). Причем эти меры носят в целом ограниченный характер, так как результат их применения - это устранение последствий, а не самих факторов, способствующих процветанию преступности.

В качестве примера, можно привести факт ареста начальника Минского городского управления МЧС при получении взятки в размере 2800 долларов США за разрешение эксплуатации складского помещения, не соответствующего требованиям пожарной безопасности.

Осознав, наконец, необходимость ослабления экономической основы этого негативного явления, государству следует предупреждать и пресекать его развитие и на более ранних стадиях, не давая тем самым создать ему иммунитет от принимаемых мер. Речь идет об использовании государством административно-правовых мер предупреждения и пресечения правонарушений в сфере экономики.

Выступая официальным оформителем «правил игры» в рассматриваемой сфере, государство через органы власти и управления должно заранее проводить профилактические мероприятия, упреждая и ставя под контроль преступную деятельность.

Одним из условий успешного решения задач в этом направлении является повышение эффективности работы органов внутренних дел, направленной на предупреждение и пресечение нарушений законодательства, регулирующего деятельность в сфере экономики.

Обеспечение экономической безопасности государства является одной из основных задач, стоящих перед правоохранительными органами. Ее сущность для органов внутренних дел состоит в комплексе мер, направленных на:

• выявление негативных тенденций в экономике, указывающих на наличие реальных угроз ее безопасности (т.е. изучение, прогнозирование);

• устранение или нейтрализация угроз экономической безопасности путем предупреждения, выявления и пресечения преступных посягательств в сфере экономики;

• обеспечение возмещения ущерба, причиненного при совершении преступлений, изъятие в доход государства денежных средств и материальных ценностей, полученных от противоправной деятельности в сфере экономики.

Наметившиеся в экономике страны тенденции требуют переориентации правоохранительной системы с борьбы с экономической преступностью на защиту экономики и добросовестного предпринимательства от криминальных посягательств и коррупции, обеспечение благоприятного инвестиционного климата.

Необходимость активного участия органов внутренних дел (милиции) в предотвращении, выявлении и пресечении административных правонарушений в области торговли, финансов, предпринимательской и иной хозяйственной деятельности обусловлена рядом объективных обстоятельств:

• неразвитостью системы контролирующих органов, которые не успевают обеспечивать контроль за бурно развивающейся предпринимательской, финансовой, хозяйственной деятельностью;

• малочисленностью их личного состава при множестве и разбросанности объектов контроля;

• слабостью материально-технической базы;

• недостаточной осведомленностью о противоправной деятельности лиц, занимающихся предпринимательской и др. деятельностью.

Органы внутренних дел имеют развитую территориальную систему, повседневную связь с населением, обладают универсальной информацией о правонарушениях во всех областях общественной жизни, и широкими возможностями для их своевременного предотвращения, выявления и пресечения.

Юридической базой деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере экономики являются нормативные акты, определяющие правовое положение ОВД, а также законодательство устанавливающее ответственность за административные проступки в рассматриваемой сфере.

Задачи, обязанности и права милиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых в сфере экономики, определены в Законе РБ «Об органах внутренних дел». В числе задач закреплены:

• обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности;

• предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений,

• оказание помощи гражданам и государственным органам в защите их прав и в реализации возложенных на них обязанностей.

В Положение о МВД РБ определены основные задачи и функции Министерства (разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по борьбе с преступностью, ООП и обеспечению общественной безопасностью; организация и осуществление деятельности по предотвращению, обнаружению, пресечению и раскрытию преступлений и административных правонарушений, розыску лиц, совершивших преступления и др.).

Положения о территориальных ОВД, также закрепляют аналогичные вопросы.

Административная деятельность ОВД, в рассматриваемой сфере, в значительной степени выражена в целях, задачах и функциях отдельных подразделений и служб милиции общественной безопасности и специальной милиции. Именно МОБ реализует административно-правовые меры в рассматриваемой сфере, координируя свои действия с иными контрольными органами: налоговыми органами, органами финансовых расследований, таможенными органами и др.

В частности, в Инструкции по организации работы участковых инспекторов закреплены обязанности связанные с выявлением лиц, занимающихся незаконными валютными операциями, индивидуальной предпринимательской деятельности с нарушением установленного порядка, своевременным информированием через начальника ГО-РОВД финансовые, налоговые и другие контролирующие органы о выявленных нарушениях и т.д.

В число обязанностей ППСМ по предупреждению и пресечению правонарушений входят:

• выявление и пресечение нарушений правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;

• оказание содействия сотрудникам криминальной милиции в выявлении лиц, занимающихся незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями и др.;

• обращать внимание на транспорт, вывозящий из организаций грузы, особенно в нерабочее время, проверять при возникновении подозрений у водителей наличие и правильность заполнения путевых листов, товарных документов, сверить наличие грузов с документами и в случае отсутствия необходимых товарных документов, других нарушений, доставлять водителей, транспорт для разбирательства в ГО-РОВД.

В предупреждении и пресечении правонарушений в сфере экономики участвуют также подразделения ГАИ и Департамента охраны МВД.

К правонарушениям в сфере экономики относятся различного рода корыстные преступления и административные проступки, за совершение которых, соответственно, установлена уголовная, административная и материальная ответственность.

Правонарушения, совершаемые в этой сфере, связаны с умышленными или неосторожными действиями (бездействиями) хозяйственных субъектов или должностных лиц, граждан, состоящие в несоблюдении административно-правовых предписаний, содержащихся в законодательстве о торговли, финансах, предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

В КоАП РБ выделены отдельные составы правонарушений в области экономики. Органы внутренних дел наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим составам:

Статья 10.5. Мелкое хищение

1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

Статья 11.1. Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства

1. Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства –

влечет наложение штрафа в размере от семидесяти до ста пятидесяти базовых величин.

2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –влечет наложение штрафа в размере от ста пятидесяти до трехсот базовых величин или административный арест.

Статья 11.2. Нарушение установленного порядка осуществления валютных операций и контроля за их проведением

1. Нарушение установленного порядка проведения валютных операций, то есть скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии), иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте – влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или административный арест.

2. Приставание (неоднократное предложение) к гражданам с целью скупки, продажи, обмена иностранной валюты (в том числе за белорусские рубли и другое имущество) – влечет наложение штрафа в размере от тридцати пяти до ста пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или административный арест.

3. Действие, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, – влечет наложение штрафа в размере от ста пятидесяти до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или административный арест.

4. Нарушение порядка осуществления контроля за проведением валютных операций, а также непривлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного порядка осуществления валютных операций, – влекут наложение штрафа в размере от ста до трехсот базовых величин или административный арест.

Статья 11.7. Нарушение порядка ведения кассовых операций

1. Нарушение должностным лицом или кассиром юридического лица либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций – влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин.

 

В связи с тем, что законодательство об административных правонарушениях на сегодняшний день в республике кодифицировано не в полной мере, наряду с КоАП действуют ряд законодательных актов, в которых решается вопрос об административной ответственности.

Запрещено организовывать и проводить азартные игры, если в них участвуют лица, не достигшие 18-летнего возраста.

Посетителям игорных заведений запрещается:

• посещать игорные заведения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

• приносить в игорные заведения отравляющие и взрывоопасные вещества;

• иметь при себе холодное, газовое, огнестрельное оружие, независимо от наличия разрешения на право его ношения (кроме сотрудников правоохранительных органов, имеющих табельное оружие и находящихся в игорном заведении по служебной необходимости;

• входить в служебную зону, а также на рабочие места сотрудников игорного заведения;

• вести кино-, фото- и видеосъемку посетителей без их разрешения и разрешения содержателя игорного заведения.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют контроль за игорным бизнесом.

Законодательством Республики Беларусь установлена административная ответственность за:

- организацию и проведение запрещенных азартных игр;

• занятие игорным бизнесом без специального разрешения (лицензии);

• нарушение установленного порядка сертификации, технического обслуживания игрового оборудования, регистрации объектов налогообложения в налоговых органах;

• непредъявление свидетельства (нотариально удостоверенной копии свидетельства) о регистрации объектов налогообложения юридическими и физическими лицами (до 500 мзп с конфискацией игрового оборудования, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре).

ОВД - протоколы, рассматривает суд.

Для выполнения поставленных перед милицией задач и возложенных обязанностей законом она наделена широким комплексом прав. Их наличие позволяет милиции (ее сотрудникам) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, проверять у них документы, удостоверяющие личность, если для этого имеются достаточные основания.

В пределах своей компетенции она имеет право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки и документы, вызывать их по делам и материалам, находящимся в производстве милиции.

Административно-правовые меры воздействия, применяемые работниками милиции в рассматриваемой сфере будем рассматривать исходя из известной классификации мер административного принуждения.

Одна из подсистем мер административного принуждения представлена

административно-предупредительными мерами. Юридическим основанием для их применения является не правонарушение, а наступление особых, предусмотренных в законодательстве условий, связанных с действиями конкретного лица. Эти меры осуществляются на строго законных основаниях и им присуща ярко выраженная профилактическая направленность.

Основным видом административно-правовых мер предупреждения нарушений законодательства в указанной сфере является осуществление соответствующими представителями органов внутренних дел контроля за соблюдением особого порядка занятия указанной деятельность.

 


Вопрос 3. Предупреждение и пресечение ОВД отдельных видов правонарушений в сфере экономики.

 

Основная форма контроля - проверка.

Основанием для нее могут служить:

• жалобы и заявления граждан как являющихся потребителями продукции, лицами, которым оказываются платные услуги, так и работающих на предприятии по договору (контракту);

• публикации в печати о ставших известными фактах нарушения законодательства о предпринимательской и иной деятельности;

• выполнение ранее принятых планов, проверок. Основные направления деятельности ОВД по проверке работы

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

• проверка наличия необходимых документов (лицензии, уставных документов и др.);

• сопоставление наименования производимых и реализуемых товаров или оказываемых услуг, указанных в лицензии с фактически производимыми и реализуемыми товарами и оказываемыми услугами;

• выявление наличия товаров, изготовление и реализация кторых запрещена;

• осуществление встречных проверок конкретного количества произведенных и реализованных товаров, указанных в отчетных документах с фактическим их количеством;

• проверка законности приобретения материалов и сырья, изучение бухгалтерской и иной отчетности;

• снятие остатков сырья и материалов в случае получения информации о занижении количества производимой продукции.

Учитывая многоступенчатость проведения проверки, ей должна предшествовать тщательная подготовка. Последняя заключается прежде всего в планировании действия сотрудника органов внутренних дел. В частности, необходимо получить достаточные основания для проведения проверки; разработать конкретный перечень вопросов, подлежащих проверке; подобрать компетентных проверяющих лиц (если предстоит групповое осуществление контроля); определиться с источниками получения необходимой информации (документальные, материально-вещественные и т.д.); наметить тактические приемы проведения проверки, а также линию поведения сотрудника (сотрудников) при фактическом обнаружении искомых нарушений; подготовиться к быстрой аналитической обработке полученной информации непосредственно на месте ее получения; закрепить навыки по надлежащему документальному оформлению результатов проверки.

Кроме того, все работники органов внутренних дел должны быть дополнительно ознакомлены с существующей юридической ответственностью за нанесение ими (вследствие своих незаконных действий) прямого ущерба или наличия (по той же причине) упущенной выгоды для проверяемого предпринимателя. Процедура привлечения к указанной ответственности детально регламентируется нормами гражданского процессуального права.

Жалобы на действия д.л в связи с наложением административных взысканий по Декрету № 15 рассматривает суд в соответствии со ст. 224-227 ГПК РБ. Рассмотрение вопросов об отмене экономических санкций за нарушение Декрета № 15 - входит в компетенцию Хозяйственного суда.

Юридические лица и предприниматели имеют право не представлять документы, содержащие информацию, относящуюся к коммерческой тайне.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну определяется руководителем. Однако, постановлением СМ РБ от 6 ноября 1992 года № 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тайне» определен перечень сведений, которые не могут ее составлять:

• учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;

• сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

• документы о платежеспособности;

• сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.

Должностные лица ОВД имеют право знакомиться в пределах своей компетенции с информацией, составляющей коммерческую тайну. Они несут уголовную ответственность (ст. 255. Разглашение коммерческой тайны) за умышленное разглашение, повлекшее причинение ущерба в крупном размере.

В процессе непосредственной проверки можно выделить четыре самостоятельных этапа:

Первый этап: взаимная проверка полномочий проверяемого и проверяющего лица. Данные полномочия подтверждаются документом, удостоверяющим личность, и Уставом Хозяйственного субъекта. Необходимость данного этапа проверки заключается в том, что сам проверяемый должен убедиться в полномочиях работника органа внутренних дел.

Второй этап: документальная проверка. В процессе ее проведения сотруднику ОВД рекомендуется использовать следующие приемы и методы:

• арифметическая проверка;

• встречная проверка;

• формальная проверка;

• нормативная проверка;

• метод взаимного контроля.

Третий этап: фактическая проверка. В процессе ее проведения могут применяться такие меры административного принуждения, которые с достаточной долей условности можно назвать смежными, так как посредством их могут достигаться две цели: обнаружение признаков правонарушений и закрепление полученных доказательств. Таковыми являются: осмотр и досмотр изготовленной продукции, сырья, материалов.

Четвертый этап: документальное оформление результатов проверки.

Необходимо отметить, что проверки всех видов должны быть направлены:

• на тщательное выявление фактов несоблюдения действующих общеобязательных правил;

• установление всех виновных лиц;

• точное определение характера и размера ущерба;

• глубокий и всесторонний анализ причин и условий, способствующий правонарушениям.

На выбор тактических приемов и способов предупреждения и пресечения правонарушений влияние оказывает специфика определенных факторов. Поэтому, наряду с общими мерами, имеются особенности по отдельным правонарушениям.

В частности, формирование методики выявления правонарушений в сфере защиты потребительского рынка происходила от сплошного контроля за перевозимыми по территории обслуживания товарно-материальными ценностями.

Первоначально были организованы совместно с таможенными органами дежурства на стационарных постах ГАИ. Была разработана Технология о порядке действий должностных лиц таможни и органов внутренних дел,

осуществляющих круглосуточное дежурство на стационарных постах ГАИ.

В последующем пришли к выводу, что более эффективным является использование совместных мобильных групп по проверке поступающей информации, а также отработка этими группами вещевых, сельскохозяйственных, строительных рынков, железнодорожных и автовокзалов, таможенных складов на предмет выявления нарушений действующего законодательства.

В случаях выявления нарушений, организуются встречные проверки, направляются запросы в другие территориальные ОВД для проверки субъектов хозяйствования, указанных ТТН, проверяется законность сделки.

В ИАЦ УВД созданы автоматизированные банки данных нарушений порядку вывоза товаров из республики.

В протоколах, составляемых по данным правонарушениям необходимо указывать количество вывозимых товаров, их стоимость, делать ссылку на конкретные правила и ограничения, нарушение которых вменяется в вину задержанному лицу.

По всем фактам задержания значительных партий вывозимых товаров проводится установление мест и обстоятельств приобретения, где могут иметь место факты злоупотреблений со стороны работников торговли, в том числе должностных лиц.

Все значительные правонарушения освещаются по телевидению, радио и в печати, соответствующие информации направляются в исполнительные органы власти.

При решении вопроса о возбуждении административного производства в отношении физических лиц, вывозящих товар, целесообразно учитывать количество и наименование товара. Иногда специальный сбор принесет для государства больше пользы нежели конфискованный товар и соответствующий штраф. Особенно это актуально в отношении скоропортящихся продуктов питания.

 

Методика контроля за законностью оборота алкогольных и табачных изделий в части пресечения незаконного ввоза (провоза) подакцизных товаров практически соответствует методике выявления незаконного вывоза.

Для выявления правонарушений в данной сфере большое внимание уделяется проверке предприятий торговли всех форм собственности, через которые может осуществляться реализация контрабандных товаров.

Организовываются проверки производственных и складских помещений, частного сектора, гаражных кооперативов, где может осуществляться хранение товаров данной категории, в том числе используя оперативно-розыскные методы.

В ходе проверок торговых точек, осуществляющих оптовую торговлю алкогольными и табачными изделиями, необходимо обращать внимание на наличие всех документов для проведения подобного рода деятельности и их достоверность. Так, части коммерческие структуры получая сертификат качества на партию табачных изделий, под этот сертификат продают и другие партии, на которые сертификаты отсутствуют. Выявляется это при сверке штрих кода, указанного в сертификате, со штрих кодом на коробах.

В ходе мероприятий по выявлению и пресечению правил осуществления валютных операций, осуществляются следующие меры:

• разрабатываются планы-расстановки личного состава по пресечению незаконных валютных мероприятий на конкретные сутки;

• ведется картотека на лиц, занимающихся незаконными валютными операциями, видеосъемка;

• лица ставятся на учет;

• ведутся списки обменных пунктов валюты и конкретные учеты по их отработке;

• контроль за обменными пунктами. Уделяется внимание закрытым и неработающим пунктам обмена валюты, возле которых совершаются незаконные сделки.

В области контроля за игорным бизнесом необходимо усилить роль органов внутренних дел.

Практика показывает, что игорные заведения и азартные игры в общественных местах находятся вне поля зрения милиции, что ведет к ухудшению криминогенной ситуации.

По мнению специалистов, опасность встречи молодых и неустойчивых людей с ворами, сутенерами и торговцами наркотиками наиболее вероятна именно в игорных заведениях или в местах проведения нелегальных азартных игр.

Как известно, деятельность органов внутренних дел по обеспечению и охране общественного порядка представляет собой совокупность организационно-правовых форм, каждая из которых имеет специфику, определяемую ее назначением, таких форм можно выделить несколько: административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная и т.п.

Содержанием административной деятельности органов внутренних дел в сфере бизнеса должно состоять:

• в создании условий для реализации гражданами своих прав и законных интересов, возложенных на них обязанностей для нормальной работы учреждений игорного бизнеса;

• в контроле и надзоре за соблюдением порядка лицензирования лотерей, тотализатора и игорного дела;

• соблюдение общественного порядка;

• профилактике и пресечении различных правонарушений;

• в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление охранной деятельности и контроля за ней;

• в выдаче разрешения на продажу или приобретение и хранение оружия:

• в охране собственности;

• контроле за соблюдением правил пребывания в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства и т.п.

• в процессе осуществления своей деятельности органы внутренних дел должны широко взаимодействовать с органами государственной власти, органами местного управления, общественными формированиями, трудовыми коллективами и гражданами.

К числу проблем правоприменительной деятельности сотрудников МОБ в рассматриваемой сфере является их некомпетентность в экономических вопросах, слабое знание правовой базы и последовательности тех действий, которые необходимо предпринимать при выявлении фактов совершения правонарушений в сфере экономики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Открытые диссипативные системы. Появление организации в открытых системах и превращение флуктуаций в макроскопические эффекты | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.