Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный долг. Государственный долг – общий объем непогашенных обязательств правительства

Государственный долг – общий объем непогашенных обязательств правительства.

Конверсия долга означает выпуск ценных бумаг (долговых обя­зательств) вместо ранее выпущенных в целях отсрочки долговых обязательств.

Отрицательное воздействие на состояние федерального бюджета России оказала резкая перестройка валютной политики в 1990-х гг. Переход от валютной монополии к рыночным принципам валютно­го регулирования произошел декларативно, без создания соответ­ствующих институтов. В результате началась и продолжается до на­стоящего времени массовая утечка и невозврат валютной выручки. Между тем в мировой практике показателю внешнего долга уде­ляется особое внимание. Существование внешнего долга означает (при погашении этого долга) передачу части созданного националь­ного продукта за рубеж. Поэтому важно проследить динамику внеш­него долга, оценить степень устойчивости национальной валюты. Для этого необходимо использовать систему показателей (парамет­ров) государственного долга, которая позволит сравнить внешний долг России с аналогичными показателями других стран.

Основными параметрами государственного долга принято счи­тать: общую сумму внешнего долга; удельный вес отдельных стран в системе мирового долга; отношение внешнего долга к ВВП; ве­личину внешнего долга надушу населения; отношение внешнего долга к экспорту.

Государственный внутренний долг России составил на 1 января 2003 г. 21,4 млрд. руб., а внешний долг – 122,5 млрд. долл. Весь го­сударственный долг составил 36% ВВП. Это умеренный объем го­сударственного долга.

Дефицит государственного бюджета оказывает отрицательное влияние на национальную экономику, поскольку на руках у насе­ления накапливается избыток наличных средств, увеличивается спрос на товары отечественного и импортного производства, что в свою очередь приводит к росту цен и инфляции.

Бюджетный дефицит имеет оправданный характер, если он обусловлен стремлением государства обеспечить структурные сдви­ги национальной экономики, требующие крупных сумм денежных средств для осуществления инвестиций.

Бюджетный дефицит в допустимых границах в большинстве раз­витых стран не рассматривается как отрицательный финансовый показатель. В долг живут многие развитые государства. Например, в США дефицит бюджета в 2003 г. составил 2,8% к уровню ВВП.

В Российской Федерации, начиная с 2000г., наблюдается тен­денция сбалансированности бюджета. Именно в 2000г. появился первичный профицит (без учета государственного долга) федераль­ного бюджета. Источником профицита является резкий скачок ми­ровых цен на нефть. Профицит колеблется в пределах 1,5%.

Государственный долг, рост его нагрузки на экономику, в значи­тельной мере определяет макроэкономическую стабильность в стра­не. Меры по реструктуризации и погашению государственного долга, снижению государственных внешних заимствований позволяют со­кратить долговую нагрузку на экономику. В составе расходов феде­рального бюджета в 2004 г. расходы, направляемые на обслуживание государственного долга, составили 287,6 млрд. руб. (1,9% ВВП).

Финансирование государственного долга осуществляется по­средством денежно-кредитной эмиссии и государственных займов. Наиболее сильным средством является выпуск государственных ценных бумаг. Однако чрезмерная доходность, получаемая от про­даж ценных бумаг, может привести государство к банкротству по его обязательствам либо к сокращению будущих расходов. Рост го­сударственных заимствований в 1995-1996 гг. сопровождался в рос­сийской экономике сокращением производственных инвестиций, вымыванием частного капитала из реального сектора, поскольку реальная процентная ставка по государственным ценным бумагам колебалась от 80 до 120%. В то время как в мировой практике она составляет 8-10%.

В целях стабилизации экономики наиболее приемлемым мето­дом финансирования государственного долга является денежная эмиссия, использование которой находится под строгим контро­лем правительства, гарантирующего эффективное использование эмитируемых денег.

Монетизация бюджетного дефицита означает увеличение дохо­дов государства от печатания денег. Темпы роста денежной массы превышают темпы роста реального ВВП, в результате средний уро­вень цен повышается. Это означает уплату всеми субъектами рын­ка инфляционного налога, т.е. часть доходов населения перерас­пределяется в пользу государства через возросшие цены.

Эмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита применялся в России в период становления рыночных отношений (1991-1992 гг.).

В последние годы бюджетная стратегия Правительства РФ на­правлена на обеспечение сбалансированного бюджета. При этом достигнут достаточно высокий уровень первичного профицита (превышением доходов над расходами) федерального бюджета.

Современное мировое хозяйство имеет ярко выраженный ха­рактер долговой экономики. Это объясняется более благоприятны­ми внутриполитическими последствиями долговой политики по сравнению с практикой повышения налогов или дополнительной эмиссией денег. В то же время любой внутренний или внешний долг является тяжким бременем для экономики. В соответствии с Ма­астрихтским критерием долговая нагрузка для стран зоны евро не должна превышать 60% ВВП.

Размер государственного долга становится непосильным бреме­нем для бюджетной системы, если процентные выплаты по долгу на­столько велики, что становятся причиной дефицита госбюджета.

Особой формой использования финансовых ресурсов, привле­каемых для финансирования государственных расходов помимо бюджета, являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды представлены:

· пенсионным фондом;

· фондом социального страхования;

· государственным фондом занятости населения;

· федеральным фондом обязательного медицинского страхо­вания.

Средства, аккумулированные в этих фондах, предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение и охрану здоровья. Порядок формирования и функциони­рования внебюджетных фондов устанавливает государство. Дохо­ды государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц. Расходо­вание средств государственных фондов осуществляется исключи­тельно в соответствии с целевым назначением фондов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственный бюджет. Государственный долг | Налоги: сущность и экономические функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.