КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фискальная политикаФинансовая политика государства. Понятие «политика» имеет отношение ко всем областям деятельности государства. Государство определяет основные направления экономической политики, представленной совокупностью организационных, экономических и правовых мер, обеспечивающих функционирование национального хозяйства. Политика государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называется «финансовой политикой». Финансовая политика складывается из двух направлений деятельности государства: в области налогообложения (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Налогообложение – одна из основных функций финансовой политики государства. Налоговая политика представляет собой совокупность мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей общества. Цели фискальной политики определяют и обуславливают налоговые функции: фискальная, регулирующая, социальная, контрольная. Основополагающая цель фискальной политики определяется фискальной и контролирующей функциями финансов и заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами. Данная финансовая цель реализуется в установлении правительством доли налогов в ВВП. В 2005 г. налоговая составляющая консолидированного бюджета России составляла 84%, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%. Вторая, не менее важная цель фискальной политики, определяется регулирующей функцией налогов. Данная цель – регулирование экономики – реализуется посредством установления крайних пределов налоговых ставок, соотношения прямых и косвенных налогов. Третья цель налоговой политики направлена на снижение дифференциации в уровнях доходов населения. Это социальная цель. Реализуется данная цель через прогрессивное налогообложение, установление пределов налоговых изъятий для различных слоев населения. Принципиальное отличие налоговой политики от функций налогов заключается в конкретности налоговой политики, соответствующей определенному периоду времени с учетом достигнутого уровня социально-экономических отношений национального хозяйства. Тогда как функции налогов выражают их внутреннюю сущность, поэтому остаются неизменными. Основным инструментом всех видов налоговой политики остается регулирование налоговых ставок. Налоговые ставки определяются многими факторами в зависимости от приоритетных целей государства. Если экономическая политика направлена на развитие предпринимательства, то устанавливаются умеренные налоговые ставки. Это означает, что налоговые поступления в бюджет уменьшаются, социальные расходы будут заморожены или сохранятся. Стремление государства к повышению уровня защиты населения предполагает высокие станки налогов. В переходных экономиках наблюдается сочетание различных разновидностей фискальной политики. В зависимости от способов воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают дискреционную и недискреционную политики. Недискреционную политику называют автономной политикой или политикой встроенных стабилизаторов. Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное изменение правительством налогов и государственных расходов в целях воздействия на реальный объем производства, обеспечение стабильности экономики. Недискреционная форма фискальной политики основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих автоматическое изменение поступлений в государственный бюджет. Дискреционная фискальная политика – это активная фискальная политика государства, которая является основным инструментом политики антициклического регулирования. Различают два вида дискреционной фискальной политики: · рестриктивная (контрактивная); · экспансионистская (стимулирующая). Стимулирующая фискальная политика в период экономического спада складывается из: · увеличения государственных расходов; · снижения налогов; · сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Эффект увеличения государственных расходов аналогичен эффекту от роста инвестиций, поскольку возникает мультипликативное воздействие на величину реального дохода (ВВП). Государственные расходы так же, как и инвестиции, не зависят непосредственно от производства и не влияют на функцию потребления. Увеличение государственных расходов сопровождается бюджетным дефицитом. Такая фискальная политика фактически приводит к дефицитному финансированию. Если происходит сокращение налогов при сохранении прежних государственных расходов, то в этом случае также будет иметь место мультипликативное воздействие на размер национального производства, но в меньшей мере, чем при росте государственных расходов. Снижение налоговых поступлений как результат снижения налоговых ставок приведет к дефициту государственного бюджета. В условиях экономического подъема происходит «перегрев» экономики, наблюдаются инфляционные процессы, возникает избыточный спрос. В таких условиях правительство вынуждено проводить сдерживающую, или рестриктивную политику, которая предполагает: · уменьшение государственных расходов; · увеличение налогов. Дискреционная фискальная политика имеет ограничения, прежде всего ограничения во времени. Крупномасштабные государственные программы от момента их принятия до момента полной реализации охватывают длительное время, проводятся в условиях экономического спада и глубокой депрессии. Однако в современных условиях наблюдается модификация делового цикла, в частности сокращается период спада, а депрессии вообще удается избежать. Принятая экспансионистская программа, например реализация проекта общественных работ, на которые государство выделяет значительные средства, может перейти из фазы экономического спада на период подъема экономики, усилив этим «перегрев» экономики. Недискреционная фискальная политика основана на действии автоматических стабилизаторов, которые обеспечивают автоматическое увеличение поступлений в государственный бюджет в период роста экономики и автоматическое сокращение поступлений в бюджет в период спада. «Встроенные» стабилизаторы автоматически, без участия государства, реагируют на изменение рыночной ситуации. При этом величина встроенных стабилизаторов остается неизменной, но само наличие встроенных стабилизаторов автоматически стабилизирует экономику. Основные встроенные стабилизаторы: подоходные налоги, втом числе налог на прибыль; косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость), пособие по безработице. Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия специальных решений для введения их в действие. Например, если в экономике действует прогрессивная система налогообложения, то в фазе подъема по мере увеличения объема производства налоговые поступления возрастают. При спаде налоговые поступления сокращаются, возрастает интенсивность потоков трансфертных платежей (пособий по безработице). В результате проведения фискальной политики достигаются краткосрочные и долгосрочные эффекты. Краткосрочный эффект выражается в создании эффективно функционирующей налоговой системы, позволяющей своевременно пополнять доходную часть бюджета. Долгосрочные эффекты выражаются в создании стимулов, обеспечивающих рост экономического потенциала. Бюджетная политика. Существуют несколько концепций бюджетной политики. Основной вопрос, который вносит различное понимание бюджетной политики, – должен ли быть бюджет сбалансированным? В соответствии с первой концепцией целью финансовой политики является ежегодно сбалансированный бюджет. В реальной действительности стремление к достижению этой цели приводит к снижению эффективности фискальной политики. Предположим, в период «перегрева» экономики правительство решает принять меры по прекращению роста цен, снизить инфляцию. В этих целях правительство может пойти на снижение ставок налога либо увеличить правительственные расходы. Можно сочетать эти меры. Однако в каждом случае произойдет усиление инфляции. В период экономического спада наблюдается снижение доходов населения, налоговые поступления в государственный бюджет снижаются. В целях сбалансированности бюджета правительство должно либо повысить налоги, либо сократить государственные расходы. Обе меры приведут к сокращению совокупного спроса, росту безработицы, снижению доходов населения В совокупности со второй концепцией бюджетной политики сбалансированность государственного бюджета должна соблюдаться в ходе экономического цикла. В этих целях правительство разрабатывает антициклическую политику на длительный период с учетом состояния экономики на отдельных фазах цикла. В период экономического спада правительство сознательно идет на дефицит бюджета: снижает налоги и увеличивает государственные расходы. В период подъема правительство повышает налоги и уменьшает государственные расходы. Полученный профицит бюджета правительство может использовать для покрытия дефицита, возникшего в период спада. Данная концепция наиболее реалистична, может быть реализована на практике. Третья концепция основана на предположении о сбалансированности экономики в целом как естественного состояния экономики. Сбалансированность бюджета имеет второстепенный характер. Достижение макроэкономической сбалансированности – главная цель экономики, состояние бюджета может быть различным, как с отрицательным, так и с положительным сальдо. Налоговые поступления в бюджет в условиях макроэкономической стабильности возрастают, следовательно, возможный дефицит бюджета будет ликвидирован. Бюджетная политика большинства стран ориентирована на приемлемость бюджетного дефицита. В целом разрабатываемые правительством финансовые мероприятия направлены на финансовое оздоровление экономики. Основная проблема заключается в эффективном использовании бюджетных средств, поскольку значительный дефицит может сопровождаться отрицательными последствиями в странах любого, в том числе высокого уровня. Важнейшим направлением экономической реформы 1990-х гг. в России было формирование бездефицитного бюджета, сокращение и изменение приоритетов расходной части бюджета. Проблема гиперинфляции решалась сжатием денежной массы. Непрекращающийся рост цен вынуждал предприятия из-за отсутствия денег переходить на бартер, который достигал до половины оборотных средств. В результате в августе 1998 г. был объявлен дефолт (невыполнение обязательств) и, как следствие, реструктуризация долга. После августовского кризиса начался новый этап реформирования всей финансовой и кредитно-денежной системы, в том числе государственного бюджета России.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |