Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фискальная политика




Финансовая политика государства.

Понятие «политика» имеет отношение ко всем областям де­ятельности государства. Государство определяет основные направ­ления экономической политики, представленной совокупностью организационных, экономических и правовых мер, обеспечива­ющих функционирование национального хозяйства.

Политика государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового зако­нодательства страны называется «финансовой политикой».

Финансовая политика складывается из двух направлений деятель­ности государства: в области налогообложения (фискальная полити­ка) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

 

Налогообложение – одна из основных функций финансовой политики государства. Налоговая политика представляет собой совокупность мер государства по формирова­нию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей общества.

Цели фискальной политики определяют и обуславливают на­логовые функции: фискальная, регулирующая, социальная, конт­рольная.

Основополагающая цель фискальной политики определяется фискальной и контролирующей функциями финансов и заключа­ется в обеспечении государства финансовыми ресурсами. Данная финансовая цель реализуется в установлении правительством доли налогов в ВВП. В 2005 г. налоговая составляющая консолидирован­ного бюджета России составляла 84%, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.

Вторая, не менее важная цель фискальной политики, опреде­ляется регулирующей функцией налогов. Данная цель – регулиро­вание экономики – реализуется посредством установления край­них пределов налоговых ставок, соотношения прямых и косвенных налогов.

Третья цель налоговой политики направлена на снижение диф­ференциации в уровнях доходов населения. Это социальная цель. Реализуется данная цель через прогрессивное налогообложение, установление пределов налоговых изъятий для различных слоев на­селения.

Принципиальное отличие налоговой политики от функций на­логов заключается в конкретности налоговой политики, соответствующей определенному периоду времени с учетом достигнутого уровня социально-экономических отношений национального хо­зяйства. Тогда как функции налогов выражают их внутреннюю сущ­ность, поэтому остаются неизменными.

Основным инструментом всех видов налоговой политики остает­ся регулирование налоговых ставок. Налоговые ставки определяются многими факторами в зависимости от приоритетных целей государ­ства. Если экономическая политика направлена на развитие предпри­нимательства, то устанавливаются умеренные налоговые ставки. Это означает, что налоговые поступления в бюджет уменьшаются, соци­альные расходы будут заморожены или сохранятся. Стремление государства к повышению уровня защиты населе­ния предполагает высокие станки налогов.

В переходных экономиках наблюдается сочетание различных разновидностей фискальной политики.

В зависимости от способов воздействия инструментов фискаль­ной политики на экономику различают дискреционную и недискреционную политики.

Недискреционную политику называют автономной политикой или политикой встроенных стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика представляет собой за­конодательное изменение правительством налогов и государствен­ных расходов в целях воздействия на реальный объем производства, обеспечение стабильности экономики.

Недискреционная форма фискальной политики основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих автомати­ческое изменение поступлений в государственный бюджет.

Дискреционная фискальная политика – это активная фискаль­ная политика государства, которая является основным инструмен­том политики антициклического регулирования.

Различают два вида дискреционной фискальной политики:

· рестриктивная (контрактивная);

· экспансионистская (стимулирующая).

Стимулирующая фискальная политика в период экономического спада складывается из:

· увеличения государственных расходов;

· снижения налогов;

· сочетания роста государственных расходов со снижением на­логов.

Эффект увеличения государственных расходов аналогичен эф­фекту от роста инвестиций, поскольку возникает мультипликатив­ное воздействие на величину реального дохода (ВВП). Государствен­ные расходы так же, как и инвестиции, не зависят непосредственно от производства и не влияют на функцию потребления. Увеличе­ние государственных расходов сопровождается бюджетным дефи­цитом. Такая фискальная политика фактически приводит к дефи­цитному финансированию.

Если происходит сокращение налогов при сохранении прежних государственных расходов, то в этом случае также будет иметь мес­то мультипликативное воздействие на размер национального про­изводства, но в меньшей мере, чем при росте государственных рас­ходов. Снижение налоговых поступлений как результат снижения налоговых ставок приведет к дефициту государственного бюджета.

В условиях экономического подъема происходит «перегрев» эко­номики, наблюдаются инфляционные процессы, возникает избы­точный спрос. В таких условиях правительство вынуждено прово­дить сдерживающую, или рестриктивную политику, которая пред­полагает:

· уменьшение государственных расходов;

· увеличение налогов.

Дискреционная фискальная политика имеет ограничения, преж­де всего ограничения во времени. Крупномасштабные госу­дарственные программы от момента их принятия до момента пол­ной реализации охватывают длительное время, проводятся в усло­виях экономического спада и глубокой депрессии. Однако в современных условиях наблюдается модификация делового цик­ла, в частности сокращается период спада, а депрессии вообще уда­ется избежать. Принятая экспансионистская программа, например реализация проекта общественных работ, на которые государство выделяет значительные средства, может перейти из фазы экономи­ческого спада на период подъема экономики, усилив этим «пере­грев» экономики.

Недискреционная фискальная политика основана на действии автоматических стабилизаторов, которые обеспечивают автомати­ческое увеличение поступлений в государственный бюджет в пе­риод роста экономики и автоматическое сокращение поступлений в бюджет в период спада. «Встроенные» стабилизаторы автоматически, без участия государства, реагируют на изменение рыночной ситуации. При этом величина встроенных стабилизаторов остает­ся неизменной, но само наличие встроенных стабилизаторов авто­матически стабилизирует экономику.

Основные встроенные стабилизаторы: подоходные налоги, втом числе налог на прибыль; косвенные налоги (в первую очередь на­лог на добавленную стоимость), пособие по безработице. Преиму­щество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необхо­димости принятия специальных решений для введения их в дей­ствие. Например, если в экономике действует прогрессивная система налогообложения, то в фазе подъема по мере увеличения объема производства налоговые поступления возрастают. При спа­де налоговые поступления сокращаются, возрастает интенсивность потоков трансфертных платежей (пособий по безработице).

В результате проведения фискальной политики достигаются краткосрочные и долгосрочные эффекты. Краткосрочный эффект выражается в создании эффективно функционирующей налоговой системы, позволяющей своевременно пополнять доходную часть бюджета. Долгосрочные эффекты выражаются в создании стиму­лов, обеспечивающих рост экономического потенциала.

Бюджетная политика. Существуют несколько концепций бюд­жетной политики. Основной вопрос, который вносит различное понимание бюджетной политики, – должен ли быть бюджет сба­лансированным?

В соответствии с первой концепцией целью финансовой поли­тики является ежегодно сбалансированный бюджет. В реальной дей­ствительности стремление к достижению этой цели приводит к сни­жению эффективности фискальной политики. Предположим, в период «перегрева» экономики правительство решает принять меры по прекращению роста цен, снизить инфляцию. В этих целях пра­вительство может пойти на снижение ставок налога либо увеличить правительственные расходы. Можно сочетать эти меры. Однако в каждом случае произойдет усиление инфляции.

В период экономического спада наблюдается снижение дохо­дов населения, налоговые поступления в государственный бюджет снижаются. В целях сбалансированности бюджета правительство должно либо повысить налоги, либо сократить государственные расходы. Обе меры приведут к сокращению совокупного спроса, росту безработицы, снижению доходов населения

В совокупности со второй концепцией бюджетной политики сбалансированность государственного бюджета должна соблюдать­ся в ходе экономического цикла.

В этих целях правительство разрабатывает антициклическую по­литику на длительный период с учетом состояния экономики на от­дельных фазах цикла. В период экономического спада правительство сознательно идет на дефицит бюджета: снижает налоги и увеличивает государственные расходы. В период подъема правительство повыша­ет налоги и уменьшает государственные расходы. Полученный профицит бюджета правительство может использовать для покрытия де­фицита, возникшего в период спада. Данная концепция наиболее реалистична, может быть реализована на практике.

Третья концепция основана на предположении о сбалансиро­ванности экономики в целом как естественного состояния эконо­мики. Сбалансированность бюджета имеет второстепенный харак­тер. Достижение макроэкономической сбалансированности – главная цель экономики, состояние бюджета может быть различ­ным, как с отрицательным, так и с положительным сальдо.

Налоговые поступления в бюджет в условиях макроэкономи­ческой стабильности возрастают, следовательно, возможный дефи­цит бюджета будет ликвидирован.

Бюджетная политика большинства стран ориентирована на при­емлемость бюджетного дефицита. В целом разрабатываемые пра­вительством финансовые мероприятия направлены на финансовое оздоровление экономики. Основная проблема заключается в эффек­тивном использовании бюджетных средств, поскольку значитель­ный дефицит может сопровождаться отрицательными последстви­ями в странах любого, в том числе высокого уровня.

Важнейшим направлением экономической реформы 1990-х гг. в России было формирование бездефицитного бюджета, сокраще­ние и изменение приоритетов расходной части бюджета.

Проблема гиперинфляции решалась сжатием денежной массы. Непрекращающийся рост цен вынуждал предприятия из-за отсут­ствия денег переходить на бартер, который достигал до половины оборотных средств.

В результате в августе 1998 г. был объявлен дефолт (невыполне­ние обязательств) и, как следствие, реструктуризация долга.

После августовского кризиса начался новый этап реформиро­вания всей финансовой и кредитно-денежной системы, в том чис­ле государственного бюджета России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.