КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок в системе личностно ориентированного образования
Необходимым условием,при котором происходитэффективная реализация личностно-ориентированного образования в школе, является создание в учебном заведении развивающей социально-образовательной среды. По мнению ряда ученых (В.В Сериков, В.В. Давыдов, И.С.Якиманская, Д.А.Белухин, Е.В.Бондаревская и др.) личность, как и другое качество человеческой психики, развивается только при включении в ситуации, в которых могут проявиться ее специфические функции – избирательность, рефлексия, смыслоопределение, воля, саморегуляция, социальная ответственность, креативность, автономность. В этой связи значительное внимание следует уделить образовательной среде учебного заведения, которая представляет собой не просто обучающую среду, а специально организованное образовательное пространство для освоения разных видов и форм человеческой деятельности, где ученик овладевает научными знаниями, опытом межличностного общения, эмоционально-ценностного отношения к социуму. Однако личностно-ориентированное образование предполагает не только создание условий для личностно-ориентированной направленности учебного процесса, но и придания личностно-ориентированного характера взаимоотношениям ученика с социумом. Наиболее эффективное развитие личности возможно только при интеграции всех факторов социализации личности, а именно: макрофакторов (космос, планета, страна, общество, государство); мезафакторов (этнос, тип и место поселения, средства массовой коммуникации, религиозные конфессии); микрофакторов (семья, группа сверстников, различные организации, например школа, общественные объединения). Особое значение в этой связи уделяется комплексному взаимодействию школы и социального окружения. Школа, семья, общественные организации объединяются общими целями обучения и воспитания школьников, что способствует превращению школы в социальный комплекс, в часть целостной воспитательной системы, которая обеспечивает социализацию учащихся.
Этапы, включенные в урок введения нового понятия, отмечены пунктирной линией. Основные этапы урока математики в традиционном и личностно-ориентированном обучении по Л.Г.Петерсон
Основные этапы традиционного урока не обеспечивают прохождения учеником необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются: постановка учебной задачи; учебные действия; действия самоконтроля и самооценки. Рассмотрим подробнее все этапы личностно-ориентированного урока. Постановка учебной задачи. На этом этапе в список заданий включается вопрос, создающий коллизию, т.е. проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика, которая формирует у него потребность в освоении понятия. Четко формулируется познавательная цель. «Открытие» учениками нового знания. Этот этап урока связан с решением проблемы, поиск которых осуществляется самими учениками в ходе дискуссии, обсуждения на основе предметных действий с материальными или материзованными объектами. Учитель организует диалог, в завершении подводит итог, знакомит с общепринятой терминологией.
Первичное закрепление. Оно осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание в громкой речи установленных алгоритмов действий (что делаем, почему, что должно получиться). Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков объекта, варьирования несущественных, многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Задача этого этапа – самоконтроль и самооценка учащихся. Самоконтроль побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается). Перечисленные выше этапы работы над новым понятием лучше осуществлять на одном уроке, не разрывая во времени. Обычно на это уходит 20-25 минут урока. Оставшееся время посвящается закреплению знаний и умений, накопленных ранее, их интеграции с новым материалом, а также опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же осуществляется работа над ошибками, возникшими на этапе самоконтроля. Домашнее задание включает упражнения, в которых необходимо соотносить частное и общее, вычленять устойчивые связи и закономерности. Такие задания носят, как правило, продуктивный характер. Тренировочные упражнения. На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведения его на уровень автоматизированного умственного действия, происходит виток в процессе познания. Закрепление знаний на личностно-ориентированном уроке ведется параллельно с изучением новых идей, углубляются изученные свойства и отношения, расширяется кругозор учащихся. Поэтому даже в тренировочные уроки включаются элементы нового знания. Это может быть углубленное изучение знакомого материала, опережающая подготовка к изучению следующих тем. Такая структура уроков позволяет каждому учащимуся продвигаться вперед собственными темпами: более сильные всегда получают «пищу для ума», а у слабых есть время, чтобы полностью усвоить необходимый материал.
Отсроченный контроль знаний. Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке, контроль – по нижней). Суть данного принципа в следующем: школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. При такой проверке будет сведена к минимуму негативная реакция на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде оценки. Задача учителя – вывести оценку по планке, необходимой для дальнейшего саморазвития учащегося.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |