Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тяжелое машиностроение




Невозможно переоценить стратегическое значение тяжелого машиностроения для перспектив развития России. Прямой вклад отрасли в ВВП и занятость РФ не так уж велик – отрасль производит 1,2% ВВП, обеспечивает занятость 210 тыс. человек. Однако, именно тяжелое машиностроение является фундаментом для большинства добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики. Основные потребители продукции тяжелого машиностроения (предприятия нефтегазового комплекса, металлургии и горнодобывающей промышленности) формируют более 40% ВВП, обеспечивают более 80% российского экспорта и около 80% поступлений в бюджет. Около трети всех затрат сырьевых отраслей – это затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования. Тяжелое машиностроение в значительной мере определяет эффективность базовых отраслей народного хозяйства. При этом рентабельность предприятий тяжелого машиностроения в несколько раз отличается от рентабельности потребителей их продукции. В 2009 г. предприятия отрасли в сумме показали убыток, исчисляемый 1,4 млрд. руб.

 

 

Проблемы тяжелого машиностроения имеют системный характер. В значительной мере отрасль страдает от наследия прошлого, когда основным ориентиром в их деятельности были объемы в натуральном выражении, а не эффективность производства или конкурентоспособность выпускаемой продукции. В советское время были построены крупные заводы, способные производить большие объемы продукции. После развала СССР и открытия рынка для импорта, более современная и эффективная зарубежная техника отвоевала огромную долю на внутреннем рынке. Вместе с этим сократились объемы внутреннего спроса, и резко снизился экспорт. В результате отрасль столкнулась с рядом трудностей, самостоятельно преодолеть которые она не в состоянии:

во-первых, рост импорта и сокращение внутреннего спроса и экспорта привели к значительной недозагрузке мощностей. Отрасль имеет один из самых низких показателей загрузки мощностей в РФ – менее 20%. Свободные мощности подразумевают затраты на их содержание, что ведет к росту себестоимости и снижению рентабельности;

во-вторых, отрасль страдает от недостатка инвестиций в НИОКР и совершенствование производства. Это ведет к тому, что продукция российских компаний отстает от продукции конкурентов по основным характеристикам;

 

 

в-третьих, отрасль не имеет государственной поддержки в виде льготного кредитования. Для сравнения: разница по ставкам кредита по экспортным сделкам для российских предприятий выше, чем для иностранных, на 10 процентных пунктов (речь идет о поддержке национальных компаний в Китае и Италии). В 2010 г. приказом Минпромторга России была утверждена Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020г. В рамках Стратегии предполагается: за счет частных инвестиций осуществить модернизацию мощностей. За счет государства будут профинансированы прорывные НИОКР, обеспечена защита производителей от импортной демпинговой продукции и простимулирован спрос на продукцию отечественного машиностроения с помощью льготного связанного финансирования. В результате объем производства должен вырасти с 63 до 128 млрд. руб. Однако после вступления в ВТО импортные ставки снизятся до 5- 10% в зависимости от типа продукции. Сами отечественные производители оценивают требуемые защитные ставки в несколько раз выше – на уровне 25-50%. Ставки нужны как временная мера для защиты отечественной продукции от демпинга и создания благоприятных условий для ускоренной модернизации мощностей. Согласно же обязательствам в рамках ВТО, снижение пошлин должно произойти за 2-4 года. Совершенно очевидно, что за это время провести модернизацию отрасли, отставание которой составляет более 10 лет, невозможно, и следует ожидать отмены запланированных инвестиционных проектов.

Таким образом, вступление России в ВТО может обернуться для тяжелого машиностроения катастрофическими последствиями – ее развитие пойдет по пессимистическому сценарию, отраженному в Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года. Прямые потери вследствие увеличения импорта составят 102% от объема производства в 2020 г., а упущенные возможности роста – 177%.

ВЫВОДЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.