Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сатирические повести второй половины 20-х годов

Михаил Булгаков, начиная с середины 20-х годов Булгаков обращается к исследованию нового общества, это общество находится в ситуации мощного научно-технического развития. 2 повести: «Роковые яйца», «Собачье сердце». Булгаков становится сатириком, сатира связана с созданием московского мифа. Московский миф Михаила Булгакова. («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»). Булгаков начинает исследовать «Дьяволиаду» советской действительности, жизни. Миф о Москве приходит на смену петербургскому мифу. Москва в противоположность Петербургу, а Москва – город органичный, город русский, естественный город, уютный семейный, домашний. У Михаила Булгакова эти традиционные представления о Москве меняется. Москва становится местом эксперимента, его генератором и его жертвой. Москва уподоблена Петербургу. В «Дьяволиаде» показано, как человека уничтожает мир советской действительности.

Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» связаны между собой. Связь по типу героя, по сюжетным ситуациям – единая сюжетная ситуация, научное открытие, которое оказывается роковым для ученого и для реальности.

Роковые яйца – антиутопия. Действие в будущем, на три года. Изображение американизированной советской действительности. Появляются рекламные щиты. Бесовская советская действительность. Продолжается классовая борьба, по-прежнему царят волчьи законы, мы видим мотив звериного и зверства мира. Вакханалия, звероподобный мир, опирающийся на насилие, жить здесь невозможно.

Холодный мир, мотив оледения. Профессор читает лекцию при одиннадцати градусах. В этом мире выделено несколько типов героев. В центре – новая интеллигенция, это нахватанный журналист Бронский, безграмотный, агрессивный, навязчивый. Он сотрудник журналов с названием со словом красный, журналист от НКВД. Ему противостоит профессор Персиков. Он аналог Преображенскому, он фанат науки, он истово учит студентов. Он делает гениальное открытие, открывает луч жизни. Это красный луч. Это делает его открытие двойственным: оно гениальное, но с другой стороны – это открытие роковое. В виде наказания к нему приходит Рокк. Ночью он совершает открытие, никогда не смотрел он на храм Василия Блаженного. Он обращается к ГПУ, когда ему нужно, когда ему нужна помощь. Эта сделка с властью она определяет аспект открытия. Рокк – третий вариант современной интеллигенции. Рокк был музыкантом, играл на флейте, а после революции стал председателем совхоза.

Главная проблема – проблема гениального открытия и его бюрократического использования государством. Рокк – символ невежественной России.

Рокк и Персиков сопротивопоставлены. Персики – вкусные фрукты, но косточки персиков содержат яд. Предмет изучения Персикова – земноводные и гады, мир хтонический, нижний, который связывается с элементами хаоса, грязи. Опыты свои ставит, используя лягушку, лягушка – знак ложной мудрости. Портрет – двойственный.

Главная коллизия – интеллигенция и народ. Персикова разрывает толпа.

Гротеск – мир спасается из-за мороза.

«Собачье сердце» - близка ситуация, мир под знаком преображения. Фамилия Преображенского. Однако это Преображение тоже сомнительное и мнимое. Преображенский – человек европейской культуры, который придерживается позитивизма. Он утверждает идею социального блага на основе творческого труда. Эти представления упрощенные. С другой стороны – профессор Преображенский утверждает гуманистические ценности. Между тем сама операция, идеи прилагаются к жизни, во время операции он совершает насилие над реальной жизнью. Профессор изображается демонически. Проповедуются одни идеи, реально же Преображенский демонстрирует утопизм его мировоззрения и аморализм его поступков.

«Преображение» происходит без божественной воли. Поэтому это преображение и оказывается неполным и ущербным, Шариков не стал человеком в понимании Булгакова. Человеческому разуму не удается одолеть материю. Проверка Шарикова осуществляется:

1. Интеллектуально

Сознание Шарикова младенческое. Его интеллектуальные способности проявляются на чтении брошюр о частой собственности. Это пародирование пролетарской идеи обогащения за счет захвата чужого. Отметается человеческая правда.

2. Нравственно

Он живет инстинктами, он ругается автором. Проблема выбора имени: сначала Шариков отказывается от имени. Имя антологично, оно ниточка, связывающая человека с высшим миром. Отказ от имени – отказ от корней. Шариков потом претендует на искусственное, нелепое имя Полиграф. Это суррогат человека. Михаил Булгаков, ставя проблему имени, вступает в важный спор с формирующейся культурой, он вступает в полемику с принципами организации нового общества. Какое имя Шариков не выберет, он все равно останется собакой. Новое общество для Булгакова – это просто смена вывески, а суть – прежняя. Аббревиатуры – это тоже обман, только смена имени. Шариков становится органичной частью нового общества, входит тема подделки и ложного общества. Булгаков подчеркивает ситуацию квартиры – ложный мир.

Преображенский – не положительный герой.

Мотив подделки, все – только смена вывески. Шариков назначен начальником по ловле кошек.

Он аморален, потому что живет инстинктами, потому что равнодушен к культуре и к корням, он шантажист, он претендует на квартиру Преображенского.

3. Культура

Он вне культуры. Он не умеет одеваться. На оперу зовет его Преображенский, а он хочет идти в цирк. Он играет на балалайке. В этом смысле он бескультурен. Шариков остается человекозверем. Шариков связан с темой антихриста. Он рождается под рождество, первое слово – абыр, рыба, символ Христа. Закрепил свое существование, свою онтологию.

Связь со Швондером. Они созвучны фонетически. И с Преображенским.

Основной конфликт – это конфликт интеллигенции и невежественного народа, но над Преображенским сохраняется ирония. Преображенский занимается евгеникой. Преображенский переставляет людям органы обезьян. Дано это все глазами Шарика. Обезьяна – это тоже знак дьявольского.

Единственная живая душа в повести – это Шарик, потому что она противостоит и профессору, и пролетариату, он наделен молитвой, душой, он рассуждает о человеческих глазах. Люди – воплощение зла, через сознания Шарика представлен московский быт в повести.

Булгаков ставит проблему самозащиты интеллигенции. Булгаков говорит о естественной эволюции как нормы. Третье – опыты продолжаются, Булгаков говорит о недопустимости революции.

 

Сатирические повести завершают 20-е годы, позволяют нам сделать несколько выводов:

1. Булгаков изображает эпоху позитивизма как философского тупика. Эпоха позитивизма, философский тупик. Ограниченность человеческого разума в познании и преображении мира.

2. Проблема компромиссного поведения ученых. Это другая интеллигенция, которая меняется в новом советском обществе.

3. Булгаков выходит к ситуации кризиса героя. Поиск нового героя – поиск человека всестороннего сознания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модернистские течения в 20-50-е годы: рождение литературы трагедийного (экзистенциального) мироощущения | Театр Михаила Булгакова в контексте эпохи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.