Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неоромантический мир Марины Ивановны Цветаевой




Марина Цветаева – поэт эмиграции, поэт Серебряного века. Ее изучение после Булгакова органично и логично. Марина Цветаева – дочь процесса фольклористики, московская поэтесса. Марина Цветаева занимала индивидуальную позицию в Серебряном веке, она чуралась цеховой солидарности и соборного труда, индивидуальный принцип самоопределения. Соборный принцип – башня Вячеслава Иванова, цеховая солидарность – акмеисты, она одна. Эту же позицию Цветаева занимала и в эмиграции, когда ее спрашивали о влияниях и о литературных корнях: «Литературных влияний не знаю, знаю только человеческие». В эмиграции она оказалась одинока, она не участвовала в объединениях, журналах. Ходасевич: «Марина Цветаева ворвалась в русскую литературу в домашнем халате, не зная этикета и норм». Субъективность – мой Пушкин.

В литературоведении сложилось два пути исследования поэта:

1. Биографический: так жила, это писала. У нее действительно много в творчестве - Саакянц,

2. Литературоведческий – Зубова, Кудрову, Фарино. Мы изучаем творчество Цветаевой именно как культурный текст.

Марина Цветаева считала, что творчество – это стихийный процесс, рвущаяся вперед одухотворенность. В ее творчестве мы выделяем два этапа:

1. Ранняя Цветаева до 1916 года, ее первые сборники ученические и подражательные «Волшебный фонарь» и «Вечерний альбом».

2. С 1916 года – зрелая Цветаева - «Версты», «Ремесло».

Сама она свое творчество делила по принципу здесь и там. Творчество там – тетрадка 1, тетрадка 2.

Художественное наследие разножанрово. Цветаева поэт не системный. Точки роста: рубеж 20-х годов, когда пишутся «Молодец», «На красном коне», «Конец Казановы», «Царь-девица». Вторая половина 20-х годов – сатира «Крысолов», «Поэма воздуха». Середина 30-х – обращение к прозе трагедия «Тезей», «Мой Пушкин», «Попытка комнаты».

На протяжении всего творчества она писала стихи, основа мироощущения – лирическая. Она свои стихи писала так же, как дышала. Даже в день смерти своей дочери она писала стихи. В ее поэзии присутствует мощная фольклорная основа, античная. Марина Цветаева движется к метафизике. «Поэма воздуха» - поэма о строении нового мира. «Попытка комнаты» - все больший разрыв с реальностью. Поэзия нездешности.

Особенности поэтического мира Цветаевой

Поэзия безмерности. У Марины Цветаевой слишком громкий голос. В основе ее поэтического мира лежит идея бытия как высшего блага и преимущества (Зубова). Марина Цветаева считала, что жизнь – высшее благо. Есть – от старославянского – естина, истина. Все, что даровано жизнью – истина. Жизнь безусловная истина и должна быть максимально реализована. Принципиальная выделенность глагола быть. Употребляется ею в самых разных формах: есть, быхом, бысть, несть, сбыться…Немецкая основа Цветаевой сохранилась в стихах – второе место глагола. Цветаева использует разные речевые стили, она выделяет этот глагол синтаксически. Она ставит его на ударное положение в стихах. Эти слова выделены ритмически, перед ними ставится тире, выделяются начертательно, курсивом, жирным. Бытийность утверждает поэт.

У Марины Цветаевой разводятся понятия быть и жить. «Я тоже была прохожий…». Жить – это прожить свою жизнь и умереть. Быть – это прожить жизнь и остаться в вечности. Это лирическая героиня.

Марина Цветаева никогда не занималась философией, но Цветаева обладает экзистенциальным мироощущением. Кьеркегор – жизнь как бытие к смерти.

Поэзия Марины Цветаевой сосредоточена на себе самой, как на высшей сущности мира. Мир – неоромантический. Лирическая героиня – главный субъект и объект реальности, все только по ней. Лирическая героиня Цветаевой - языческая духовная безмерность. Воплощение воплощенности, жадности жизни. Темы всехотения и всеядности. Стихотворение «Молитва».Особенности стиля:

1. Гиперболизация сюжета

2. Бесконечные градации

3. Использование слов с семой безмерности (чрез, пере, без, сверх)

4. Тавтологии и оксюмороны

Витальная сила, которой наделена лирическая героиня. Витальная сила – это растительная сила. Лирическая героиня устремлена к самосозиданию своего я во всем творчестве через опрокидывание канонов, норм и правил. Этим объясняется и ее богоборчество и ее богоравенство. Она вырабатывает в своем творчестве определенную философию жизни. «Мука и мука». Для всех людей лучше мукА, а для Цветаевой лучше мУка, это истинная жизнь. Жизнь как страдание, существование на пределе человеческих возможностей. Это мироощущение лирической героини воплощено в концептосфере Цветаевой:

1. Образ Огня

2. Хлещущей крови

3. Воды

4. Лестницы

5. Вертикаль

6. Семантика красного, белого и черного цвета

В поэзии Цветаевой мифологизируется история и культура. Лирическая героиня создает миф о реальности. Миф о творчестве – мифотворчество. Мощная культурологическая ассоциативность ее поэзии. Эта мифологизация тоже особого порядка. В поэзии Цветаевой много книг. Где она вводит персонажей истории, мифов. Мифологические образы: Психея, Афродита, Ева. Магдалина, Сивилла, амазонки. Только те образы, которые являются эквивалентными по мироощущению, жизнь их трагична, реализуются на пределе воли и сил духа. Литературные: Кармен, Дон Жуан, Жанна Дарк, Марина Мнишек.

Несобранный шекспировский цикл. В драме Шекспир Гамлет – положительный герой. Ему противопоставлена королева. Эти акценты у Цветаевой меняются. «Офелия в защиту королевы». У Цветаевой – отрицательный герой – Гамлет, Гамлет тревожит червивую завязь – память отца, отказывается от живой жизни. Он отказывается от любви Офелии, обрекая ее на смерть. Офелия – положительная героиня. Гамлету противопоставляется и его мать. Белый цвет может иметь и негативные коннотации – примесь мела и тлена. Белы у Офелии – положительное. Краше был тот. Кто жарче страдал. Мир Цветаевой дуалистический. Однако эти оппозиции в мире романтиков закреплены, у Цветаевой они меняются местами. С этим связана форма ее мышления – циклы и микроциклы: «Федра». Обратимость как черта поэтического мира. Цикл «Георгий».

В ее поэзии мифологизируется женский образ. Ее творчество – это реализация и развитие мифологемы вечной женственности. Ее творчество - это и есть развитие мифа о вечной женственности. Универсальная женская сущность мира. «Кто создан из камня, кто создан из глины…». Традиционная оппозиция: лирическая героиня и все остальные. Морская стихия – традиционный романтический образ. Море как символ творчества. Однако смыслами романтического мира все не исчерпывается. Все остальные персонажи – камень, глина. Статичное, неподвижное, глина – безликое, аморфное, смертное. Лирическая героиня – другая. Заявлена здесь ее женское начало – кудри беспутные. Индивидуальность – имя Марина. Тема творчества – полет. Лирическая героиня бессмертна. Лирическая героиня – акватический поток. Она есть одна из стихий миросозидающих. Она – огонь, земля, воздух. Она то, что еще неоткрыто – «Плавучий остров». Она есть исток мира, она процесс миротворчества, она – его перспектива. Она и земноводная дева, и лоно мира, вместилище.

Стержневой конфликт – коллизия между ее двумя ипостасями. С одной стороны – она духовная энергия, а с другой стороны – она обычная земная женщина.

Марина Цветаева – поэт вечных тем. Ей не интересна социальная жизнь. Главные мифы – миф о любви и миф о поэте. Любовь и творчество – формы воплощения самосознания лирической героини.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.