Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В НС РБ нет ни верхней, ни нижней палаты

ЛЕКЦИЯ № 24

Парламент Республики Беларусь.

1. Понятие, место и роль Парламента в системе органов государственной власти.

2. Структура Парламента, срок полномочий, порядок формирования Парламента.

3. Внутренняя организация и порядок деятельности палат Парламента.

4. Полномочия ПП НС РБ.

5. Полномочия СР НС РБ.

6. Акты Парламента. Роспуск палат Парламента.

7. Правовой статус депутатов Палаты Представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

 

Источники правового регулирования статуса и деятельности Парламента – глава 4 КРБ, постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 04.12.1997 N 415-П/III «О регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» (ред. от 30.06.2000), постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 02.04.1998 N 278-СР/IV «О регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (ред. от 30.06.2005).

 

1. Парламент – (от фр. Parler - говорить) – общенациональный представительный орган государства, осуществляющий законодательные функции.

Согласно ч. 1 ст. 90 КРБ Парламент – НС РБ является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Представительный характер Парламента заключается в том, что он непосредственно выражает интересы всего населения страны.

В соответствии с системой разделения властей Парламент - это орган, главной и исключительной функцией которого является осуществление законодательной власти – то есть принятие законов. Однако это не исключает право Парламента законом делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органам.

 

2. Согласно ч. 1 ст. 90 НС состоит из двух палат – ПП и СР. Идея двухпалатного Парламента получила широкое распространение в мире. Двухпалатный парламент всегда имеется в федеративных государствах, а также в унитарных государствах с численностью населения более 10 миллионов. Традиционно двухпалатные парламенты состоят из палаты представителей - нижней палаты и сената – верхней палаты (Конгресс США – палата представителей, Сенат; Парламент Великобритании – Палата общин, палата лордов; Федеральное собрание РФ – Государственная Дума и Совет Федерации). Оптимальное соотношение численности депутатов нижней палаты к численности членов верхней палаты – 2:1, 5:3.

Состав ПП НС – 110 депутатов (ч. 1 ст. 91). Избрание депутатов ПП осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Правом выдвижения кандидатов в депутаты обладают политические партии, трудовые коллективы, и граждане (1000 подписей).

СР является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов СР. 8 членов СР назначаются ПРБ. Реализация гражданами косвенного избирательного права. Правом выдвижения кандидатов обладают президиумы Местных Советов депутатов базового уровня области и г. Минска совместно с соответствующими исполнительными комитетами.

Общий количественный состав Парламента – 110 + 64=174.

Ст. 91 ч.3 и ч. 4 КРБ – выборы в Парламент.

Ст. 92 КРБ. Депутатом ПП может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Депутаты ПП осуществляют свои полномочия на профессиональной основе, если иное не предусмотрено КРБ. Депутат ПП может быть одновременно членом Правительства.

Членом СР может быть гражданин РБ, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее 5 лет.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи (ст. 92).

В соответствии со ст. 93КРБ – срок полномочий Парламента 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены только в случае войны.

 

3. НС РБ является постоянно действующим органом.

В соответствии со ст. 96 КРБ ПП и СР избирают из своего состава Председателей палат и их заместителей. Выборы осуществляются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Кандидаты считаются избранными, если за них проголосовало большинство от полного состава палат.

Председатели палат осуществляют общее руководство палатами, ведет заседания палат, подписывает постановления палат, представляет палаты во взаимоотношениях с ПРБ, другой палатой НС, Правительством и т.д.

В палатах Парламента для координации законопроектной работы создаются Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики – постоянно действующие коллегиальные органы, подотчетные соответственно ПП и СР. Совет ПП и Президиум СР состоят соответственно из руководителей палат, их заместителей и председателей постоянных комиссий палат.

ПП и СР из своего состава избирают постоянные комиссии для ведения законопроектной деятельности, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат. В состав постоянной комиссии входит от 5 до 13 депутатов. Каждый депутат ПП и член СР должен состоять в одной из постоянных комиссий. Председатели палат их заместители не могут входить в состав постоянных комиссий. В настоящее время в ПП 14 постоянных комиссий (комиссия по законодательству и судебным вопросам, по национальной безопасности, по аграрным вопросам), в СР – 6 постоянных комиссий.

В палатах также при необходимости могут создавать временные комиссии. Депутаты ПП могут объединяться в депутатские группы д ля коллективного обсуждения законопроектов или по иным вопросам. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее 10 депутатов.

Основная организационно-правовая форма работы палат Парламента – это сессия. Сессии бывают очередные и внеочередные.

Первая после выборов сессия палат НС созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов не позднее, чем через тридцать дней после выборов (ст. 93).

Ст. 95 КРБ установлены сроки начала 2 очередных сессий НС – первая открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более 80 дней. Вторая – открывается 2 апреля, ее продолжительность не может быть более 90 дней.

Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента.

Сессии палат поводятся в форме пленарных заседаний палат. Заседание палаты считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 депутатов ПП или членов СР от полного состава каждой из палат. Заседание палат, как правило, являются открытыми.

Также могут проводиться и совместные заседания палат Парламента в случаях:

- Заслушивания обращения ПРБ к Парламенту с посланием;

- проведения парламентских слушаний – заслушивания сообщений и мнений депутатов ПП, членов СР, представителей гос. органов и ОО, экспертов и специалистов по конкретной проблеме;

- ответов Правительства на вопросы депутатов ПП и членов СР;

- обсуждения совместных обращений, деклараций и заявлений обоих палат.

 

4. Компетенция ПП ст. 97 КРБ.

5. Компетенция СР ст. 98 КРБ.

 

6. Согласно ст. 104 КРБ решения ПП принимаются в форме:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 24 | Член СР – лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению законодательной власти в СР, а также иными полномочиями, предусмотренными КРБ и Законом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.