Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды ошибок




 

Виды ошибок В чем заключается ошибка
  В устной и пись-менной речи:  
  ошибки в содержа-нии;   а) тема высказывания, выступления, со­чинения раскрыта неполно; б) не проведена основная мысль; в) материал недостаточно подчинен те­ме и основной мысли; г) искажены факты или события;
  речевые ошиб­ки;   а) употреблено слово не в том значении; б) употреблено лишнее слово; в) неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения; г) неправильно сочетаются слова; д) употреблены языковые средства, не соответствующие стилю и замыслу выражения
  Граммати-ческие ошибки   а) неправильно образовано слово; б) слово употреблено не в той форме; в) неправильно построено предложение
  Только в письмен-ной речи:  
  орфографиче­ские ошибки; Неправильно написаны слова
  пунктуационные ошибки   Неправильно поставлены знаки препи­нания
  Только в уст­ной речи:  
  Орфоэпи-ческие ошибки   а) неправильно произнесен звук; б) неправильно сделано ударение в сло­ве

 

Взаимодействие пунктуации с интонационными, смысловы­ми и грамматическими характеристиками предложения/выска­зывания или целого текста определяет тесную связь пунктуа­ционных норм с изменениями, произошедшими на том или ином Уровне языковой системы. На особенности реализации пункту­ационных знаков влияют не только языковые характеристики, Но и внеязыковые факторы, связанные со спецификой речевой ситуации.

Например, представьте огромный рекламный щит с плакатом:

Чайф Бригада С Наутилус Помпилиус БКЗ «Октябрьский» 12, 4, 1999. Очевидно, что, игнорируя знаки препинания, составители рекламы создают трудности для ее восприятия.

Ещёодин пример: заголовок вгазете: «Лучшее время сделать что-нибудь – между вчера и завтра». Почему автор статьи поста­вил тире?

Часто ли читающий и говорящий обращает внимание на знаки препинания не соответствующие правилам современной пунктуации?

В приведенных выше примерах проявляется еще одно свой­ство пунктуации - зависимость, с одной стороны, от всей языко­вой системы, с другой - от условий и среды функционирования. И это свойство называется «адаптивность».

Лучше понять сложные процессы постоянного изменения, развития системы неалфавитных средств поможет метафора: пунк­туация - это своего рода спутник планеты, называемой язык.

Объединение двух различных дисциплин и разделов под од­ной шапкой «Орфография и пунктуация» кажется вполне есте­ственным, привычным и закономерным. И орфография, и пунк­туация - прикладные разделы науки о языке, неразрывно связан­ные с письменной речью.

В отличие от орфографии, пунктуация последовательно отража­ет грамматическую структуру предложения и текста. Пунктуация тесно связана с синтаксисом, в то время как орфография имеет об­ширные связи с фонетикой, графикой, морфемикой, словообразова­нием, морфологией. Пунктуация имеет рекомендательный характер, пунктуационные нормы не могут быть зафиксированы в словарях. Пунктуационная система в рамках письменной речи, объединяющей графику, орфографию и пунктуацию, обладает собственной специ­фикой, как и собственными принципами и законами.

Пунктуация существует только в письменной речи. В устной речи близкие пунктуации функции выполняют жесты, мимика, позы. Таким образом, пунктуация и средства параграфемики в целом могут оцениваться как невербальные средства письменной речи.

Как отмечает большинство исследователей, именно письменный текст определяет специфику пунктуации как знаковой системы и является средой её функционирования. Может быть, потому знаки препинания более важны для получателя, чем для отправи­теля письменного послания.

На вопрос «Зачем нужна пунктуация?» даже школьники отве­чают, что от постановки и непостановки знаков препинания может зависеть смысл предложения и текста в целом. Наиболее оче­видной оказывается смысловая функция системы знаков препи­нания. Однако таких случаев, как казнить нельзя помиловать или поставить статую золотую чашу держащую, в русском языке предельно мало. Способность пунктуационного знака изменять смысл предложения на противоположный часто используется в совре­менной рекламе.

Например, реклама принтера: Работать нельзя останавливаться.

Речь может идти о двух возможностях смысловой конкурен­ции при постановке / непостановке знака:

1) знак (запятая) служит для отражения числа лиц или предметов,являющихся объектом действия: я встретил жену брата и мать;

2) знак употребляется для отграничения одного события от другого: я собрался и выехал поздно вечером вопрос решился удачно; Сергей пришёл с работы поздно в десять часов начался фильм про войну.

Возможен и третий, стоящий особняком, случай противопоставления смысла предложения, связанный с постановкой / не­постановкой знака - включение/исключение из ряда членов предложения: он пришёл к счастью; Друзья учителя в школе; Алексей у них герой.

Подобные случаи дают возможность сближать разнородные грамматические явления. Случаев противо­поставления смысла предложения в результате наличия/отсут­ствия знака не так уж много, и они не так частотны в письмен­ной речи. С другой стороны, представьте текст, лишённый зна­ков препинания. Прочтение и понимание такого текста будет затруднено, а иногда однозначное и полное понимание просто невозможно. Из этого можно сделать вывод, что смысловая функция пунктуации в большей степени проявляется не в предложении, а в тексте.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие культуры речи.

2. Что включает в себя понятие - аспект речевой выразительности?

3. Назовите свойства хорошей речи.

4. Каково значение русской орфографии и пунктуации в аспекте речевой выразительности?

5. Почему разделы «Орфография» и «Пунктуация» рассматриваются в совокупности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.