Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности текстов разных смысловых типов. Функционально-смысловые типы речи




Функционально-смысловые типы речи.

Текст

Стилистика.

Лекция 26.

1. Текст.

Текст - это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыс­лом и структурой. Одно предложение, даже очень распространенное, сложное, которое, безусловно, яв­ляется произведением речи, текстом не является. Так как текст есть результат речевой деятельно­сти, то он имеет мотив и цель. Значит, является высказыванием на определенную тему, и в нем ре­ализуется замысел говорящего (основная мысль).

Текст может иметь (или не иметь) заголовок, пе­редающий тему или основную мысль высказыва­ния. В тексте большого объема ведущая тема рас­падается на ряд составляющих подтем, подтемы членятся на более дробные, вплоть до микротем.

Микротема считается минимальной единицей ре­чевого смысла. В тексте ей обычно соответствует абзац. Предельное количество предложений в тек­сте не ограничено. Общее их количество определя­ется задачами сообщения и достаточностью инфор­мации. Объем текста определяет пишущий, гово­рящий. Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Текст всегда оформляется стилистически, поэто­му стилевое единство - важнейший признак тек­ста. Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и в форме монолога.

Еще одной особенностью текста является его связ­ность, основу которой составляет коммуникатив­ная преемственность предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную

его часть. Образующиеся при этом тематические цепочки могут быть представлены несколькими моделями:

1. Наиболее распространенной является модель, в которой используется последовательный, или цепной, способ связи предложений. Например: Вок­руг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными ста­рыми соснами по берегам. Сосны все время тихонь­ко шумели.

 

2. Вторая модель представляет собой цепочку предложений со сквозной темой и параллельным способом связи. Например: Пригорский парк про­питан солнцем. Такое впечатление оставляет он далее в пасмурные дни. Это прекрасное место яв­ляется любимым для семейных праздников и дружеских бесед.

 

 

3. Третий тип модели также формируется на базе параллельного способа соединения предложений, только в отличие от второго в нем отсутствует сквозная тема; связь между предложениями осуществляется через общую коммуникативную задачу и ту воображаемую картину действительности, которую они вместе рисуют. Например: За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко.

 

Таким образом, основу структурной организации текста составляют отношения

коммуникативной преемственности между предложениями. Чтобы обеспечить связность при построении текста, нуж­но расставить предложения в такой последовательности, которая отражает логику развития мыс­ли, а порядок слов в предложении подчинить ком­муникативной задаче высказывания. Средствами, передающими связность входящих в текст пред­ложений, являются повторяющиеся слова, личные (3-е лицо) и указательные местоимения, синони­мы, антонимы, однокоренные слова, сочинитель­ные союзы и другие языковые средства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.