Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая подготовка к трудовой деятельности




План

Тема. Мотивы трудовой деятельности

Лекция 28.

 

1. Мотивация к труду

2. Психологическая подготовка к трудовой деятельности

3. Психологическая адаптация к труду

 

 

1. Мотивация к труду.

В процессе профессионального отбора выявляется такая важная характеристика личности, как особенность трудовой мотивации. Побуждения к труду определяются как внутренними, психологическими причинами, так и внешними факторами. В некоторых профессиях специфический тип мотивации является условием существования самой профессии и залогом успешности отдельного ее представителя. В частности, для, авиадиспетчера — это мотивация избегания неудачи, для коммивояжера — это мотивация достижения успеха, для профессий, связанных с коммуникацией, — это мотивация к налаживанию и поддержанию социальных контактов.

Определенные мотивационные побуждения человека — результат отражения его личностью воздействия культурной среды. Психологи исследуют и описывают образцы мотивации людей, с помощью этих образцов можно определить характер побуждений конкретных людей и разрабатывают тренинги, направленные на изменение мотивации, приспособление ее к данному виду трудовой деятельности.

Большой вклад в исследование мотивационных побуждений внес ученый Гарвардского университета Д. МакКлелланд, предложивший систему их классификации. Исследователь пришел к выводу, что мотивирующие побуждения индивида отражают различные элементы культуры, в которой он сформировался как личность: на его мотивацию повлияли семья, школа, церковь, книги. Люди в большинстве стран часто следуют одному-двум основным характерным для их культуры мотивационным стереотипам, поскольку выросли в схожих условиях.

Основное внимание МакКлелланд уделял анализу таких внутренних импульсов индивида, как мотивации к достижениям, принадлежности к группе, обладания властью и к компетентности.

 

· Мотивация к достижениям — это побуждение некоторых индивидов к достижению определенных целей, решению поставленных задач и продвижению к успеху. Люди, ориентированные на достижения, работают более упорно, если уверены в том, что будут персонально вознаграждены за свои усилия, если риск неудачи относительно невелик. Ориентированный на достижения индивид обычно берет на себя всю ответственность за свои действия и их результаты, контролирует свою судьбу, добивается постоянной обратной связи и получает удовлетворение от того, что вносит свой вклад в личное развитие, дело организации или команды. В то же время работники, ориентированные на достижения, не очень заботятся о своих чувствах к коллегам.

 

· Мотивация принадлежности к группе — стремление некоторых индивидов к установлению позитивных социальных связей с други­ми людьми. Работники, мотивированные на работу в группе, испытывают внутреннее удовлетворение от общения с друзьями в процессе труда, хотят обладать достаточной свободой для развития такого рода отношений, работают с большим усердием, когда руководители отмечают и поощряют их установки на доброжелательность и сотрудничество.

 

 

· Мотивация компетентности стремление быть лучшим в чем-либо, ориентация на высокие результаты и качество. Мотивация компетентности отлична от мотивации к достижениям: девиз работников, ориентированных на компетентность: «Насколько хорошо я могу это сделать?», девиз работников, стремящихся к достижениям: «Как много я могу сделать?».

 

· Мотивация власти — стремление воздействовать на людей и управлять ими, определять развитие ситуации.

Психологи, занимающиеся профессиональной адаптацией и профдиагностикой, часто используют в своей деятельности двух факторную теорию мотивации, разработанную Ф.Герцбергом. Согласно данной теории, мотивация определяется двумя группами факторов, связанными с процессом труда: гигиеническими и моти­вирующими. Неудовлетворенность сотрудников вызывает прежде всего отсутствие таких условий, как гарантия работы безопасность труда. Герцберг назвал их гигиеническими факторами или поддерживающими — они необходимы для построения фундамента, на котором возможно поддержание разумного уровня мотивации ра­ботников. Однако гигиенические факторы способны обеспечить лишь нейтральное состояние работников, но не могут мотивировать их работу. Другая группа условий труда направлена в первую очередь на формирование мотивации — это достижение, со­держание труда, размер заработка, продвижение по службе, поощ­рение успехов в труде. В модели Герцберга они называются мотивирующими факторами или факторами удовлетворения. Отсутствие таких факторов обычно не вызывает отрицательных эмоций у сотрудников.

Идея разделения мотивирующих и гигиенических по­зволяет понять, почему, например, дополнительные льготы не уси­ливают мотивацию работников. Дело в том, что льготы, по Герцбергу относятся к гигиеническим факторам, вызывающим нейтральное состояние у работников, которое не побуждает к труду (Ньюпром Дэвис, 2000).

 

 

Любая профессиональная деятельность может оказать как положительное, так и негативное психологическое воздействие на субъекта труда. Следствиями положительного психологического воздействия труда на человека, в частности, являются повышение мотивов дол­га, ответственности, солидарности, человеколюбия, личного досто­инства, самоутверждения, эмоциональный подъем, настрой на дей­ствия и преодоление трудностей, увлеченность, вера в свои силы, повышение эмоциональной устойчивости и пр. Следствиями отрицательного психологического воздействия труда на личность могут быть: снижение уровня моральной и социальной мотивации ослаб­ление мотивов достижения цели, замена активности в преодолении трудностей поиском оправданий, разочарование, тревога, подавленность, апатия, утрата самоконтроля, инициативности, пассивное подчинение ходу событий и пр.

В психофизической сфере следствиями отрицательных психоло­гических воздействий может быть появление мышечной «зажатости», крайней усталости, головокружений, тошноты и пр.

Профессионально-психологическая подготовка помогает людям противостоять неблагоприятным воздействиям трудовой деятельно­сти.

Результатами профессионально-психологической подготовки являются:

профессионально-психологические знания: практические знания о психологических трудностях и экстремальных ситуациях в профессиональной деятельности, характере их влияния на че­ловека, способах,действия в них;

 

профессионально-психологические навыки и умения:

а) аналити­ческие, включающие умение увидеть психологический аспект в профессиональных ситуациях, действиях людей, высказыва­ниях, документах и пр., верно понять их, оценить, принять психологически обоснованное решение;

б) тактические, вклю­чающие ведение профессионального наблюдения, умение со­ставить психологический портрет, предупреждать и преодоле­вать конфликты, обеспечивать личную безопасность, уметь оказывать психологическое воздействие и пр.;

в) технические, включающие умение планировать и выстраивать свое вербаль­ное и невербальное поведение.

 

Наиболее эффективным методом психологической подготовки к профессиональной деятельности является психологическое модели­рование ее задач, условий и трудностей.

В практике используются два пути моделирования.

· Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным услови­ям профессиональных действий, что позволяет обучающимся ощу­тить себя участниками реальных событий.

· Второй путь — прибли­жение внутренних условий: психических состояний, переживаний, умственного и эмоционального напряжения, страха и пр. — к тем, которые являются характерными для данной профессиональной си­туации.

 

В процессе обучения моделируется обстановка, которая требует, например, принятия долговременных комплексных решений при условии обязательного учета их последствий; стимулирует поддерж­ку членов команды или группы; активизирует соревнование или мотивы внимательного отношения к моральным проблемам людей.

Эмоциональные трудности моделируются путем создания обста­новки, связанной с риском и опасностью, неожиданностями, про­тиводействием противника, конкурента, восприятием волнующих объектов и событий и пр.

Инструментом психологической подготовки к профессиональ­ной деятельности служат различные социально-психологические тренинги, такие, как тренинг коммуникативной компетенции, ин­дивидуального стиля, самореализации личности, делового общения, когнитивные тренинги (мыслетренинги), тренинги на отработку на­выков презентации и публичной речи, работы в команде и группах сотрудничества, принятия решений, эффективных продаж, ведения переговоров, общения в межкультурной среде и пр.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.