Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

PR и органы власти

Лекция 29. Развитие отношений с общественностью в органах власти

 

1. PR и органы власти.

2. PR-службы органов власти: функции, структура.

3. Прозрачность бюджетного процесса как проблема власти, СМИ и общественности.

 

Развитие общественных отношений в государственной сфере является атрибутом демократического общества. Участие граждан в управлении, как непосредственное, так и опосредованное, зависимость госструктур от настроений и отношения к их деятельности населения вызвало к жизни определенные формы и методы работы с общественностью.

Прежде чем перейти к общей характеристике современных российских государственных пресс-служб, выделим параметры модели взаимодействия государства и общества, которая сложилась в странах развитой демократии и которую можно рассматривать как идеальную модель, как некий вектор движения, потому что реально, на практике, данная модель даже в самых продвинутых странах не реализуется во всей своей полноте.

Фундаментальным является исходное заключение: в западном мире начала XX века государство утратило положение единственного (особого) носителя властных полномочий. Оно оказалось в окружении сложной системы институтов и отношений, которые соединили его с обществом. Как отмечает американский социолог Толкотт Парсонс, произошло рассредоточение ресурсов власти и сформировался еще один полюс власти в лице структур и организаций гражданского общества. Возникла проблема взаимоотношения между двумя полюсами носителей власти.

Разделение властей и правовое государство стали основой политического устройства. Государство обретает характер системы регулирования с обратной связью, где общество является объектом регулирования. Успешность, эффективность деятельности властных структур в первую очередь зависит от того, насколько адекватно реагируют они на изменения в обществе, насколько умеют приспособиться (адаптироваться) к ним и обеспечить понимание своих действий со стороны общественности. Публичная деятельность власти становится необходимостью. Власть стремится сама распространять информацию о своей деятельности, разъяснять свои цели, задачи, позиции как по внутренним, так и внешнеполитическим вопросам. Власть стремится быть открытой и понятной населению, при этом заботится о том, чтобы поступающие по каналам обратной связи сигналы о состоянии общества становились факторами развития. Важнейшую роль в этом процессе играют технологии управления общественными отношениями.

В книге Скотта М. Катлипа, Аллена Х. Сентера, Глена М. Брума «Паблик рилейшнз. Теория и практика», которую называют «Библией PR» так определяются «глобальные цели правительственной PR-программы независимо от уровня»:

1. Информирование избирателей о деятельности правительственного органа.

2. Гарантия активного участия населения в правительственных программах (например, голосование, переработка отходов), а также согласие на принятие регулятивных норм (например, связанных с обязательным использованием ремней безопасности или с принятием мер против курильщиков).

3. Обеспечение общественной поддержки избранным стратегиям и принятым программам (например, социальным программам).

Отметим, что последовательная работа в указанных направлениях дала определенные положительные результаты. Сегодня на Западе, например, популярна модель «менеджмента согласия» как модель новой культуры управления, основанного на активном взаимодействии органов власти и граждан.

Фундаментальной базой общественных отношений в правительственной сфере являются два принципа: органы государственного управления должны отчитываться перед гражданами о своей работе; эффективной может быть только власть, которую поддерживает общественность.

Особо оговорим, что общественные отношения на уровне органов местного самоуправления имеют определенную специфику. Здесь в наибольшей степени проявляются возможности PR как симметричных коммуникаций поскольку органы местной власти наиболее приближены к населению, максимально подотчетны ему. В их деятельности как раз и должна быть четко отлажена обратная связь, обеспечивающая постоянный контакт с избирателями и налогоплательщиками, представителями местных сообществ. Самая близкая к населению власть должна быть максимально открытой и понятной. Обеспечить участие граждан в управлении городом или районом (муниципальным образованием) – одна из задач связей с общественностью.

При наличии общих характеристик приведенной модели в каждой стране она обретает свои особенные черты. Это связано как с особенностями исторического развития, так и с национальной спецификой, национальными архетипами. В России сегодня также складывается свой вариант модели демократического взаимодействия государства и общества.

В нашей стране, где биография рыночных и общедемократических преобразований довольно коротка (началась в 90-х годах прошлого века), общественные отношения в системе как государственного, так и муниципального управления находятся в стадии формирования. Многие исследователи отмечают противоречивость и характерные для переходного периода элементы совмещения пропаганды и PR в информационной деятельности органов власти. Вместе с тем имеющийся опыт работы пресс-служб российских органов государственного управления уже представляет собой определенную сферу деятельности со своими технологиями и тенденциями развития.

В основе системы государственного управления России два принципа:

а) разделения властей на ветви (законодательная, исполнительная, судебная);

б) принцип комплементарности, то есть разделение на уровни управления (федеральный, региональный, муниципальный).

Во всех ветвях и на всех уровнях власти сегодня действуют подразделения, в обязанности которых входит организация связей с общественностью, или пресс-службы. При этом не существует единых требований, нормативов по их структуре и направлениям деятельности. Как правило, деятельность структур, отвечающих за отношения с общественностью и СМИ, регламентируется внутренними документами.

Информационная сфера становится одним из важнейших объектов государственного управления, а ее регулирование – актуальной задачей. Основной инструмент государственного управления информационной сферой, определяющий содержание такого управления, – государственная информационная политика. Мы рассматриваем деятельность структур по управлению общественными отношениями в контексте задач государственной информационной политики.

Российские правительственные PR сформировались к концу 90-х годов, именно тогда появились пресс-службы и подразделения по связям с общественностью в структуре органов власти: в Администрации Президента РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, подразделениях исполнительной власти федерального уровня появились соответствующие структуры.

С середины 90-х годов также интенсивно развивались службы по связям с общественностью в органах государственной власти субъектов Федерации, что явилось одним из последствий наметившейся в тот период регионализации управления и государственной власти.

Значительное развитие в это же время получили PR-структуры органов местного самоуправления, особенно в городах – центрах субъектов Федерации. «Информационные войны», обострение предвыборных баталий также содействовали накоплению опыта по управлению общественными отношениями в органах власти разных уровней.

Характерный факт. Национальная премия в области связей с общественностью “Серебряный лучник” была учреждена в 1997 году. Среди первых лауреатов «Серебряного лучника» – мэр Москвы Ю.М.Лужков, президент Татарстана М.М.Шаймиев и мэр г. Омска В.П.Рощупкин. Это было своего рода свидетельством возросшего внимания общественности и профессионального сообщества к развитию PR в органах власти.

Интересен практический опыт того периода, когда органы госвласти перестали ограничиваться прессой в диалоге с населением, а начали активно использовать другие каналы информирования населения, опираться на общественное самоуправление, на структуры третьего сектора.

Процесс реформирования государственного управления по-разному оценивается исследователями. Очевидно, что осуществляется он по логике переходного периода и отражает стремление адаптировать государственный интерес к развивающимся потребностям общества.

При всей неоднозначности происходящих социально-экономических реформ вполне определенно можно сказать, что страна движется по пути демократического общественного устройства. Следовательно, государственная служба России будет трансформироваться в сторону модели «прозрачной», «отзывчивой» бюрократии, приближенной к рядовым гражданам и готовой с ними сотрудничать.

В настоящее время вполне очевидно, что управление общественными отношениями в российских органах власти сформировалось как важное и в определенном смысле устоявшееся направление деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антимикробные препараты, не относящиеся к антибиотикам, имеют меньше нежелательных эффектов | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.