Среда – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы.
Внешняя среда - факторы, которые находятся вне организации и влияют на результаты её деятельности. Влияние факторов внешней среды на устойчивость положения компании на рынке получило признание лишь в 50-х гг. ХХ в., когда ряд стран встал на путь постиндустриального развития.
Среда прямого воздействия - факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:
Факторы прямого воздействия:
1. Поставщики – все виды ресурсов организация получает через поставщиков; выполнение ими своих обязательств оказывает прямое воздействие на ритмичность торгово-технологического процесса, объём товарооборота, прибыль, улучшение позиций в конкурентной борьбе. Поставщики: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, технологий, техники.
Материальные ресурсы. Нужно постоянно анализировать цены, условия поставки и использовать эту технологию при принятии решений о поставщиках.
Трудовые ресурсы. Знать рынок труда.
Техника и технология. Отсутствие финансов не позволяет закупать передовое оборудование.
2. Потребители (клиенты) – организация существует для удовлетворения их потребностей. В условиях рынка вкусы и запросы стремительно меняются. Фирма должна знать своих потребителей, анализировать причины изменений (в доходах, семейном положении, численности и так далее).
Важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами и потребностями. Часто продукция-новинка сталкивается с неподготовленным покупателем.
3. Конкуренты.
4. Законы и государственные органы. Формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, налоговую политику.
5. Профсоюзы – вопросы сокращения рабочего дня, повышения зарплаты, условий труда. Забастовки могут привести к остановке предприятия.
Среда косвенного воздействия:
1. Состояние экономики (включает уровень цен и тарифов, инфляции, платёжеспособный спрос, банковскую политику и другое). Если падают доходы, то покупатель откладывает приобретение многих товаров, не относящихся к предметам первой необходимости.
2. Политика – политическая стабильность – важнейшее условие деятельности предпринимателей.
3. НТП – (в преуспевающих фирмах розничной торговли информационные системы учёта, новейшее оборудование и технологии).
4. Социальные факторы – (традиции, принятые в стране, старение людей – новый подход к товарам, изменение ценностей, обычаев и вкусов потребителей).
5. Международные события – (таможенная, налоговая политика, валюта и др.).
Характеристики внешней среды
1. Сложность – определяется числом факторов, на которые обязана реагировать организация. (Более сложные условия – много поставщиков, филиалы за границей). 2. Подвижность – указывает, насколько быстро изменяются факторы среды, определяет скорость происходящих в окружающей среде изменений (научные открытия, обновление технологий, новые фирмы и товары в отдельных отраслях – обостряется конкурентная борьба). 3. Неопределённость – организация должна опираться на информацию для принятия эффективных решений? если её недостаточно или менеджер сомневается в её достоверности и точности, то среда становится неопределённой. 4. Взаимосвязанность факторов – об этом качестве принято говорить в том случае, если изменение одного из факторов влечёт за собой изменение другого фактора (других факторов).
Все факторы внешней среды взаимосвязаны: изменение законодательной системы оказывает влияние на уровень конкуренции. Политическая обстановка – лишает дешёвого сырья и рабочей силы.
Внутренняя среда организации, её основные переменные, их характеристика и взаимосвязь
Организация существует в определённой среде. Перерабатывая ресурсы, оказывает услуги, которые поставляются на рынок, обеспечивая покупателей соответствующей информацией (свойства товара, места продажи, гарантии). С рынка фирма получает деньги и информацию (объёмы и темпы продаж, данные о товарах, конкурентах). Фирма взаимодействует с поставщиками, финансовыми органами, посредниками (торговыми агентами, транспортными компаниями), рекламными агентствами, изучает общественное мнение. Работает в определённой стране, в которой существуют определённая экономическая и политическая ситуация, уровень научно-технических достижений, культурные и иные традиции. Для эффективного управления необходимо понимать действие факторов среды, уметь определять их влияние и предвидеть это влияние. Факторы среды принято называть переменными. Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. 1) Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа. Цель определяет направление движения. У организации могут быть разные цели, но независимо от вида фирмы её главными общими целями будут направленные на выживание, прибыль, перспективы. Цели: стратегические, тактические, «сиюминутные». Цели подразделений координируются менеджерами в рамках общей цели. 2) Задача – предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд задач. Они делятся на 3 категории: - Работа с персоналом (мастер участка работает с людьми); - Работа с предметами и средствами (токарь – с предметами); - Работа с информацией (работа бухгалтера связана с информацией). Наиболее трудная работа менеджера с людьми.
Задачи решаются для достижения целей. 3) Структура – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных подразделений, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации (образование структуры результат вертикального и горизонтального разделения труда (приложение № 3). Важным понятием является сфера контроля – это число лиц, непосредственно подчинённых одному руководителю. Она может быть широкой (руководитель контролирует большое количество подчинённых) и узкой (каждому руководителю подчиняется немного людей). Сфера контроля определяет тип организационной структуры: широкая сфера контроля – даёт плоскую структуру управления (с небольшим количеством уровней управления); узкая сфера контроля – многоуровневую (или высокую) структуру. Какая сфера контроля и структура – зависит от специфики организации, её целей и решаемых её проблем. 4) Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации и людях. Технология – это средство преобразования сырья (будь то люди, информация или физические материалы) в искомые продукты и услуги. 5) Люди (персонал) – по важности на первом месте. Цели организации достигаются через труд людей. Для успешного руководства надо знать, чем определяется поведение отдельных людей и в группах. В менеджменте все внутренние переменные взаимосвязаны: изменение целей ведёт к уточнению задач, а также может повлечь изменение технологии и структуры управления. Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить 5 групп функциональных процессов, охватывающих деятельность любой организации и являющихся объектом управления со стороны менеджмента: 1) Производство; 2) Маркетинг; 3) Финансы; 4) Работа с кадрами; 5) Эккаунтинг (учёт и анализ хозяйственной деятельности); Менеджмент осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации, формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление