Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархия планов и их взаимосвязь

Лекция 3. 21 сентября

 

Классификация планов.

По уровням планирования. ВП охватывает фирму в целом, деятельность стратегических бизнес-единиц, функциональные направления деятельности фирмы. Выделяются:

- фирма в целом

- хоз. подразделения или бизнес-единицы

- функциональный подразделения (отделы)

Корпоративный уровень: действует везде. Если фирма мала, то такой уровень - сама фирма. Если фирма диверсифицированная (концерн), уровень играет задающую роль относительно других элементов. План фирмы интегрирует все функциональные планы и планы хоз. подразделений, бизнес-единиц.

Наиболее важно то, что корпоративный план - стартовая точка процесса планирования в фирме. Он должен включать в себя все сферы деятельности, от разработки турпродукта и реализации продукции до организации учета. Он стимулирует и мотивирует персонал на достижение целей. Это основа всех решений.

Сложность формирования плана фирмы в том, что при подготовке этого плана на верхнем уровне осуществляется перераспределение ресурсов для достижения целей. Финансы распределяются на планомерной основе. На этом уровне определяются цели, стратегия и политика фирмы в различных областях. Принимаются решения о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании сфер бизнеса, рассчитываются стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса. Разрабатываются планы диверсификации в масштабах фирмы. Осуществляется управление финансовыми ресурсами. На более низких уровнях наработки корпоративного уровня превращаются в правила, графики, бюджеты, расписания для достижения целей фирмы.

 

 

2. Уровень группы бизнес-единиц: выделению уровня способствовало усиление конкуренции, рост неопределенности внешней среды, ускорение развития экономики. Управление сложными предприятиями (корпорациями) было очень сложным. Невозможен был тотальный контроль. Очень разнились виды деятельности. Производства стали разнорентабельными. Появилась стратегическая уязвимость фирмы. Возникли новые задачи, связанные с ревизией существующих направлений бизнеса.

Предложили выделить стратегические зоны хозяйствования фирмы с целью определения оценки перспектив видов бизнеса.

Бизнес-сегмент - область рынка, в которой фирма может достичь конкурентных преимуществ.

Выделили подразделения, наделенные ответственностью за деятельность в бизнес-сегментах. Это стратегические бизнес-единицы или стратегические хозяйственные центры.

СБЕ - внутрифирменное орг. подразделение, наделенное определенными правами и ответственное за всю деятельность фирмы в определенном бизнес сегменте: от разработки нового продукта до его реализации. Такой подход, реструктуризация предприятий, позволил резко повысить эффективность ВП и управления.

 

 

Принципы выделения СПЕ:

- должны обслуживать внешний по отношению к фирме рынок. Объемы производства должны позволить выйти на внешний рынок.

- четко определенный круг конкурентов, стремление обогнать их.

- СБЕ должна обладать правами самостоятельно решать: что, когда, как производить и так далее.

- эффективность деятельности должна определяться в экономических понятиях: прибыль, рентабельность и так далее.

 

Проблемы: как удачно разделить фирму на бизнес-сегменты? Критерии: однородность бизнеса, перспективы роста сегмента, прибыльность бизнеса и прочее. Емкость потенциального рынка, барьеры.

Процесс выделения СБЕ позволяет провести детальный анализ ассортимента фирмы в пределах каждого сегмента, дать оценку перспективности.

 

Реализовать концепцию СБЕ сложно. Человеческий фактор. Появляется стремление отделиться и создать собственное дело.

 

3. Функциональный уровень планирования.

- Маркетинговая и коммерческая деятельность.

- Производственный отдел

- Финансовый отдел, бухгалтерия

- Персонал

- Научные исследования и разработки.

Особенность перехода на рыночные условия: распространение ВП на более низкий функциональный уровень: теперь планируют все. Все функциональный службы должны формировать свои планы, в том числе и стратегические, в рамках заданных корпоративных условий относительно целей, ресурсов.

Функциональный план - комплекс решений по реализации заданной функций в рамках общей стратегии фирмы.

Цель ФП - определение системы мероприятий, позволяющих осуществлять эффективную деятельность для достижения целей при выделенных ресурсов подразделения.

Функциональный план разрабатывается в рамках отдела. Его разрабатывают функциональные специалисты, основываясь на свой опыт. Проблема: план функц. подразделения является комплексным и охватывает деятельность других служб тоже. Важно согласовать выполняемые функции, распределить обязанности,организовать бизнес-коммуникации между подразделениями.

 

Линейный уровень (представительства, филиалы)

 

По функциональному назначению

1. Разработка новых ТиУ

2. Маркетинг-план

3. Финансовый план и тд

По временным горизонтам планирования

1. Долгосрочные - 10-30 лет.

2. Среднесрочное планирование - раньше пятилетки, семилетки. Сейчас - скользящий трехлетний бюджет.

3. Краткосрочное планирование - год.

 

Чем короче плановый горизонт, тем точнее должна быть детальность проработки показателей плана.

В краткосрочных планах должны быть конкретные способы использования ресурсов. Высокая детализация.

 

По значимости в процессе плановой деятельности

1. Стратегический план: по временным горизонтам СП - долгосрочное. От долгосрочного планирования отличается следующим: ДП ориентируется на экстраполяцию. А СП прогнозирует изменения внешней среды.

Стратегия - совокупность главных целей организации и основных способов из достижения. Разрабатывать стратегию - определять направления деятельности фирмы. Отвечает на вопрос:"куда движемся?"

Характеризуется как процесс формулировки долгосрочных намерений с учетом возможных шансов и рисков.

В рамках СП - прогноз внешней среды отрасли.

С.Планы включают цели, стратегию, политику фирмы, характеристики и результаты, которые фирма намерена получить.

В стр. плане заложены долгосрочные предпосылки развития фирмы.

 

Характерные плановые решения связаны с выбором ТиУ, диверсификацией производства, выбор местоположения фирмы, ее подразделений (склады, торговые представительства), Исследования и разработки. Потребности в финансовых средствах (заемных/собственных), доля на рынке. Касаются организационно-правовой формы бизнеса.

В рамках СП принимаются решения о слиянии, поглощении, вхождении в различные орг. структуры, отпочковывании.

Стратегические решения принимаются в условиях высокой степени неопределенности и риска.

Ответственность за разработку стратегии несет руководство.

В отрасли туризма: СП состоит в разработке целевых ориентиров, определения необходимых ресурсов формирование политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов. СП должно не только характеризовать путь развития, но и позволять модифицирование.

 

2. Тактическое планирование: краткосрочное, среднесрочное. Это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы для достижения целей. Как правило, это годовое планирование. В течение года сглаживаются сезонные колебания; так принято.

Задача: деловое администрирование предполагает установление административных отношений внутри фирмы. Это организация системы информации и отчетности внутри фирмы. Получение и использование ресурсов. Организация производственного процесса.

Решения этого уровня касаются прогнозирования продаж и определения производственной программы фирмы, бюджетирования, то есть составления бюджетов, распределения средств. Здесь же отражены материальные, кадровые показатели и так далее.

Основной вопрос: "как достичь желаемого состояния?"

Разница между целями и средствами в СП и ТП.

3. Оперативное планирование: инструкции: что, когда, кто должен делать.

Термин ОП подчеркивает, что это планирование операций. Важна точная координация производственных и финансовых потоков. Должны быть установлены административные отношения. На Оп. уровне планируются конкретные действия.

 

Вывод:

ВП должны быть увязаны в рамках единой системы плана. Основным принципом является иерархическая подчиненность планов: от стратегического планирования к оперативному.

Т.к ВП иерархично, возникают проблемы:

- проблема организации процессов планирования. Организация "сверху-вниз" и наоборот.

- проблема согласования планов внутри фирмы

При организации планирования процесса Сверху Вниз, каждые нижестоящие подразделения получают данные из вышестоящих уровней. То есть выходные данные каждого вышестоящего уровня используются как входные для нижестоящего уровня.

Снизу вверх: корпоративный план формируется на основе...

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экотуризм | Характеристики ковалентной связи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.