Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гормональная регуляция




Регуляция обмена углеродов

Участие ЦНС в углеводном обмене впервые было обнаружено Клодом Бернаром в 1849 г. Он открыл, что укол в продолговатый мозг в области дна IV желудочка – сахарный укол вызывает мобилизацию гликогена в печени и увеличение сахара в крови. При раздражении гипоталамуса наблюдается аналогичные явления. В гипоталамусе имеются рецепторы, воспринимающие уровень глюкозы в крови. Изменения этого уровня улавливаются полисенсорными нейронами, что ведет к изменению эндокринного баланса и баланса между симпатической и парасимпатической нервными системами.

Если уровень глюкозы в крови высокий, то происходит уменьшение уровня катаболических гормонов, через парасимпатическую систему, блокируется выделение глюкагона и активируется секреция инсулина в крови. Если уровень глюкозы в крови низкий, то нарастает состояние тревожности, стресса, что увеличивает активность симпатической нервной системы, а следовательно увеличивается выработка адреналина, глюкагона, АКТГ, СТГ, т.е увеличивается уровень катаболических гормонов и в эндогенный механизм включается внешний контур регуляции – возникает чувство голода, которое сопровождается поиском пищи.

Участие коры головного мозга в регуляции углеводного обмена доказывают развитием гипергликемии у студентов во время экзаменов, у спортсменов перед соревнованиями, а так же при гипнотическом внушении.

Инсулин – гормон, вырабатываемый β-клетками островковой ткани поджелудочной железы, уменьшает уровень сахара в крови, т.к. усиливает синтез гликогена в печени и мышцах и повышает потребление глюкозы тканями организма. Инсулин – единственный гормон понижающий уровень глюкозы в крови. При уменьшении инсулина развивается стойкая гипергликемия с последующей гликозурией (сахарный диабет или сахарное мочеиспускания).

Контринсулярные гормоны

При снижении уровня глюкозы в крови глюкагон, адреналин, соматотропин и кортизол тормозят захват глюкозы клетками, стимулируют гликогенолиз и способствуют трансформации гликогена в глюкозу.

Глюкагон – способствует расщеплению гликогена в печени.

Адреналин – действует на печень и мышцы, вызывает мобилизацию гликогена, увеличивает сахар в крови.

 

«Метаболический котел»

Следует учитывать, что в организме процессы обмена углеводов, жиров и белков, взаимосвязаны, а также возможны их взаимопревращения в определенных пределах.

Процесс межуточного обмена углеводов, жиров и белков приводит к образованию общих промежуточных веществ – так называемый метаболический котел, которые и обеспечивают взаимосвязь между обменом углеводов, жиров и белков.

Основным ключевым продуктом взаимодействия обмена белков, жиров и углеводов является ацетилкоэнзим А. С помощью этого нуклеотида обмен веществ сводится к общему пути- циклу трикарбоновых кислот, в результате окисления в котором высвобождается 2/3 всей энергии превращений. Соотношение белков: жиров: углеводов 1: 1,2: 4.

Конечные продукты обмена веществ составляют немногие простые соединения. Азот выделяется в виде азотсодержащих соединений (мочевина, аммиак), углерод - в виде СО2, водород – в виде Н2О.

 

Заключение

Обмен веществ и энергии представляет собой совокупность процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и внешней средой В организме динамически уравновешены процессы анаболизма (ассимиляции) - биосинтеза органических веществ, компонентов клеток и тканей и катаболизма (диссимиляции) -расщепления сложных молекул компонентов клеток. Питательными (пищевыми) веществами называют компоненты пищи, ассимилирующиеся в ходе обмена веществ в организме. К ним относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода. Для количественной оценки обмена веществ исследуют приход в организм белков, жиров, углеводов и их расход. Знание физиологических констант обмена веществ, является обязательным т.к. имеет важное диагностическое значение.

 

 

Учебно-контрольные вопросы по теме лекции

 

1.Как изменяются соотношения между процессами анаболизма и катаболизма в разные возрастные периоды?

2. В чем опасность для здоровья человека избыточного поступления с пищей легкоусвояемых углеводов (ди- и моносахаридов); избыточного поступления жиров, холестерина. Их допустимые нормы поступления в организм с пищей в сутки?

3. Что такое белковый минимум и какова суточная потребность в белке (в том числе полноценном белке) в зависимости от возраста, массы тела, вида выполняемой работы, других состояний организма?

4. Что такое полноценные и неполноценные жиры пищи; источники их поступления в организм и рекомендуемый процент энергии, доставляемой в организм жирами от суточной калорийности пищевого рациона.

5. Для каких клеток организма глюкоза является основным (или единственным) источником энергии?

 

 

Организационно-методические указания лаборантскому составу по материально-техническому обеспечению лекции:

1. За 15 мин до лекции подготовить мультимедийный проектор.

2. По окончании лекции выключить проектор.

 

Заведующий кафедрой

 

Дата переработки 2013 г.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.