Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос, закон спроса

Вопрос 1. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

 

Спрос – это количество товаров и услуг, которые покупатели могут или готовы приобрести при данных ценах в течение определенного периода времени.

Данное определение указывает:

1. На то, что спрос может быть измерен в форме физической совокупности (количества) благ или суммы денег, которую потребители резервируют для покупки данного количества блага.

2. На то, что величина спроса может изменяться во времени. Поэтому, когда говорят о спросе, обязательно указывают период времени, для которого определяется спрос.

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.

Величина спроса формируется под влияние разнообразных условий, которые называются детерминантами (параметрами или факторами) спроса.

Спрос выступает в виде платежеспособной потребности, потребности, обеспеченной деньгами. Если спрос имеет денежную форму, то следует, что количество покупаемых товаров будет зависеть при прочих равных условиях от количества денег у потребителя и цены товара. Помимо этого на величину спроса будут влиять численность и структура населения, предпочтения покупателей, цены взаимосвязанных товаров данного блага, а также потребительские ожидания.

Соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него описывается законом спроса. Закон спроса состоит в обратной зависимости изменений спроса с изменением цены. Согласно закону спроса, если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то спрос уменьшается, если производство предлагает к продаже больше товаров, то возросшее их количество может быть продано только по более низким ценам.

Между спросом и ценой существует функциональная зависимость, которую можно показать в табличной форме и на графике. Табличная форма представляет отображение фактически наблюдаемых данных о том, как изменилась величина спроса, например, на яблоки в зависимости от изменения цены на них при неизменности всех остальных факторов.

 

 

Таблица 7.1

 

Цена яблок (в руб.)          
Величина спроса в месяц (в кг)          

 

Представленная в таком виде зависимость между ценой товара и величиной спроса на него называется шкалой спроса. Данная функция является линейной и имеет вид QD = 180 – 3 P. Выраженная аналитически, она примет вид уравнения

QD = a – bР

 

где QD – величина спроса на товар;

a – постоянный член, отражающий величину спроса при нулевой цене, и

b – коэффициент влияния цены товара Р на величину спроса.

 

Между ценой товара и величиной спроса существует функциональная зависимость. Это означает, что не только спрос зависит от цены, но и цена товара зависит от спроса. Аналитическая запись функции цены от спроса записывается как

PD = a/b – (1/b)Q

 

Исходя из данных таблицы 7.1 и функции спроса по цене можно построит графическую интерпретацию закона спроса в виде кривой спроса (7.1).

 
 

 


       
   
 
 

 


Если на оси абсцисс отражать количество товара Q, покупаемого на рынке, а на оси ординат изменение цены Р, то функциональная зависимость между ними будет выглядеть: для линейной функции в виде прямой линии (Da), для нелинейной в виде кривой D. Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса.

Кривая спроса – линия, показывающая связь между ценой блага и величиной спроса на него в единицу времени и отражает характер изменений величины спроса на благо в зависимости от изменения цены.

Следует различать два понятия: изменение спроса и изменение величины спроса. Под величиной спроса понимают точку на графике, которая показывает конкретную зависимость спроса на товар от данной цены товара. Изменение величины спроса всегда выражается в виде движения вдоль кривой спроса.

При помощи кривой спроса можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены и цена при изменении количества покупаемых товаров. Если при цене Р1 величина спроса составляет Q1, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2 и т. д. В этом случае происходит изменение величины спроса. При этом сам спрос не меняется, а увеличивается или уменьшается количество товара Q, на которое предъявляется спрос при той или иной цене.

Зависимость между ценой и величиной спроса на товар можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения.

1. Эффект дохода. Следует различать два понятия: номинальный и реальный доход. Номинальный доход – доход, получаемый в денежной форме, реальный – количество товаров и услуг, купленных на номинальный доход. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товаров. Например, при номинальном доходе 200 денежных единиц и снижении цены товара с 20 до 10 денежных единиц объем покупаемых товаров можно увеличить с 10 до 20. Такое количество товаров, при неизменных ценах, потребитель смог бы купить при условии повышения номинального дохода с 200 до 400 денежных единиц. В этом и заключается эффект дохода. Следовательно, если цена товара падает, спрос на него возрастает, и наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар.

2. Эффект замещения. При снижении цены появляется возможность купить данный товар в большем количестве вместо альтернативных взаимозаменяемых товаров, которые становятся теперь относительно дороже. Например, если подешевеет баранина, спрос на нее вырастет за счет сокращения спроса на говядину. И, наоборот, с повышением цены на баранину спрос на нее упадет, зато вырастет спрос на говядину.

Помимо цены, на величину спроса могут влиять и другие, так называемые неценовые факторы, приводящие к изменению в спросе при данных ценах. Изменение спроса, или изменение в спросе, - это процесс, отражающий изменения в готовности покупателей платить за благо, т.е. платить большую или меньшую цену за одно и то же количество благ. Изменение спроса всегда выражается в сдвиге кривой спроса.

Графически эти изменения обусловливают сдвиг кривой спроса вправо (D1 при увеличении спроса) или влево (D2 при уменьшении спроса) (см. рис. 6.2).

 
 

 


 
 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные типы рыночных структур | Предложение, закон предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.