Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 36

ФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ.

1. Характеристика речи и языка как способа общения, передачи информации

2. Речевой аппарат

3. Речевые структуры мозга

4. Модель речевой деятельности Вернике-Гешвинда


Речь
представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей, опосредованную языком. Язык является системой звуковых, словарных и грамматических средств для общения, мышления, передачи информации от человека человеку. В повседневном обиходе эти два термина понимаются как способность говорить. Этой уникальной способностью человек отличается от всех живых существ. Речь в узком смысле слова понимают как использование в общении между людьми голосовых, слуховых, зрительных и мануальных навыков, к которым относят способность произносить слова, воспроизводить письменные знаки, улавливать речь на слух и распознавать зрительно печатный или рукописный текст.
Различают речь экспрессивную (моторную), предназначенную для коммуникации, или социального общения людей, и внутреннюю речь, используемую для решения мыслительных задач и внутреннего программирования. Внутренняя речь характеризуется своей фрагментарностью и краткостью по сравнению с экспрессивной внешней речью. Особо выделяют письменную речь, отличающуюся, во-первых, использованием письменной графики, а во-вторых, специфическими для нее синтаксическими конструкциями и функциональными стилями. Речь неразрывно связана с мышлением, памятью, сознанием, эмоциями, вместе с которыми она включается в целостньтй поведенческий акт речевой деятельности.
Словарный запас одного человека содержит большее или меньшее, но все-таки ограниченное количество слов, из которых он может построить неограниченное количество предложений, в том числе и такие, которые раньше никогда не слышал и не говорил. Язык отличается своей уникальной формой: из сравнительно небольшого числа используемых в нем звуков создается бесконечное множество комбинаций. Звуки, или фонемы, являются самыми малыми звуковыми единицами, изменение которых может привести к изменению значения слова, например: дом-том, волос-голос и т. п. Для языка человека характерна определенная структура, которая регламентируется грамматикой, включающей правила комбинации фонем в словах (морфология) и правила комбинации слов в предложениях и оборотах речи (синтаксис). В каждом языке существует возможность абстрагирования, т. е. передачи информации, не связанной непосредственно с конкретными событиями. Такая возможность отсутствует у простых символических систем коммуникации: например, с помощью жестов можно передавать только специфическую информацию, связанную с текущими обстоятельствами. Но в то же время речь посредством жестов, мимики, интонации и положения тела может приобретать нужную или желаемую эмоциональную выразительность. Являясь основным средством социального общения, язык наряду с коммуникацией способствует образованию индивидуального эмоционального опыта людей. Он служит способом выражения сознания и самосознания человека и его индивидуальности. Язык непосредственно связан с мышлением человека.
Речевой аппарат.
В создании звуков человеческой речи участвуют мышцы гортани, языка, губ, мягкого неба, глотки и дыхательная мускулатура, которые иннервируются подъязычным, блуждающим, лицевым, диафрагмальным нервами, а также мотонейронами спинного мозга, регулирующими сокращения дыхательных мышц. Звуки возникают во время выдоха, когда поток воздуха проходит через гортань, а ее голосовые связки вибрируют, изменяя тем самым величину подсвязочного давления. Характер дыхания должен приспосабливаться к речи, что проявляется в регуляции скорости и продолжительности выдоха и, соответственно, регуляции глубины вдоха, чтобы набранного в легкие воздуха было достаточно для произнесения фразы определенной длины. Произвольное управление дыханием особенно наглядно проявляется при пении, когда быстрый вдох сменяется продолжительным контролируемым выдохом, соответствующим длине музыкальной фразы.
Строение лицевого черепа и челюстей человека обеспечивает такое положение языка, при котором его задняя часть оттеснена в глотку, а гортань вп из. Только такая позиция позволяет языку изменять форму расположенной над гортанью полости и тем самым модулировать звуки, возникающие в гортани. Во время прохождения воздуха через голосовую щель происходят правильные вибрации голосовых связок, благодаря которым возникают гармонические колебания воздушного потока, соответствующие частоте вибрации. В зависимости от частоты колебаний воздуха возникают звуки определенной высоты. Частоту вибрации, а следовательно, и высоту звука, можно произвольно изменять посредством сокращений мышц гортани, регулирующих натяжение голосовых связок. Образующиеся при этом звуки соответствуют частотам с правильным периодом, которые можно разложить на ряд чистых тонов, а сами звуки можно пропеть; в составе языка они называются гласными. Воспроизведение таких звуков гортанью обозначается термином фонация.
Произведенные гортанью тоны преобразуются в звуки речи расположенными выше полостями носа и рта, выполняющими функцию резонаторов. Этот процесс управляется сокращениями мышцязыка, губ, мягкого неба и глотки и определяется как артикуляция. Согласные звуки возникают в основном с помощью артикуляции. Сочетание основного тона с обертонами создает индивидуально узнаваемый тембр голоса. Полости носа и рта в речевой функции выполняют роль резонаторов и фильтров, поскольку в большой мере поглощают некоторые частоты, что определяется размером и формой этих полостей в каждый конкретный момент. В результате при произнесении гласных сохраняется лишь часть акустической энергии гортани, соответствующая непоглощенным частотам, которые называются форманйiами. Формантные частоты различаются у одной и той же гласной в зависимости от того, с какой согласной она образовала слог. Распознание речи на слух основано на различении формант, и, следовательно, наименьшими смысловыми единицами речи являются слоги.
Речевые структуры мозга
Речевая деятельность присуща только человеку, что почти исключает экспериментальное изучение ее физиологических основ на животных. Поэтому в основу представлений о нейрофизиологических механизмах речи легли клинические наблюдения: это весьма распространенный путь к пониманию функции, который состоит в анализе причин ее нарушения. Значительно позже к опыту клинических наблюдений добавились методы позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР),позволяющие регистрировать динамику активности различных регионов мозга в процессе речевой деятельности.
Утрата экспрессивной речи и/или способности понимать устную речь вследствие приобретенных поражений мозга обозначается как афазия, для менее выраженных речевых расстройств используется термин дисфазия. В подавляющем большинстве случаев поражения мозга, вызывающие афазию у правшей, имели место в левом полушарии мозга.
При поражении левой нижней лобной извилины (зона Брока, соответствующая полям 44—45 Бродмана) развивается моторная афазия, проявляющаяся нарушением разговорной речи, а нередко и письма. Выраженность нарушений речи пропорциональна размерам очага поражения, но в любом случае имеют место неудовлетворительные артикуляция и мелодичность речи, которая становится крайне немногословной (телеграфной). При участии зоныВернике (поле 22) происходит программированиесмысларечи человека. Импульсы из зоны Вернике по дугоообразному пучку передаются в зону Брока (поле 45). Функцией зоны Брока является создание двигательной программы речи. Эта программа выполняется через первичную двигательную зону (поле 3). Сенсорная афазия отмечается у людей при поражении зоны Вернике, занимающей заднюю часть левой верхней височной извилины (поле 22 по Бродману). При сенсорной афазии у человека нарушается понимание обращенной к нему речи. При попытке говорить больной правильно произносит звуки, но допускает ошибки в понимании и использовании слов, может произносить грамматически правильные, но бессмысленные фразы. Отсюда был сделан вывод о том, что для восприятия и программирования речи используются разные регионы левого полушария мозга.
Из этого представления возникла первая модель формирования речи, которая различала сенсорную деятельность, связанную с пониманием смысла воспринимаемых слов и обеспечиваемую задней третью верхней височной извилины (зона Вернике), а также моторную деятельность, формирующую программы движений для мышц артикуляции и находящуюся в зоне Брока. Две эти анатомические области связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон, что обеспечивает их взаимодействие.
Модель речевой деятельности Вернике—Гешвинда

На протяжении первой половины ХХ столетия доминировало представление об эквипотенциальности, т. е. функциональной равноценности различных областей коры, поэтому считалось, что речь не имеет анатомических коррелят. Однако в дальнейшем были показаны различия в деятельности речевых центров левого полушария при восприятии устной речи и чтении написанного текста. Звуки голоса воспринимаются слуховыми рецепторами внутреннего уха человека, где происходит трансформация энергии звуковой волны в потенциалы действия слуховых нервов. По слуховым нервам они поступают через медиальное коленчатое тело таламуса в первичную слуховую кору (поле 41), затем во вторичную слуховую кору (поле 42), а оттуда в зону Вернике (поле 22), обеспечивающую понимание значения услышанных слов и конструирование ответных. Из зоныВернике информация передается по дугообразному пучку в зону Брока, где локализована память об артикуляции, на основе которой создается программа собственной речи. Электрическая активность нейронов зоны Брока передается в первичную двигательную область коры, которая регулирует в соответствии в поступающей в нее программой деятельность мышцартикуляции. Речь человека, которая возникает при этом, содержит смысловые составляющие, которые являются источником информации для другого человека.
При чтении текста соответствующие сигналы направляются от сетчатки глаз по зрительным нервам к наружному коленчатому телу таламуса, оттуда - в первичную, а затем во вторичную зрительную кору. Далее переработанная информация попадает в угловую извилину теменной доли (поле 39), где перерабатывается зрительная, слуховая и тактильная афферентная информация, а оттуда - в зону Вернике. Если текст следует прочесть вслух, то для этого требуется отправить надлежащую информацию по дугообразному пучку в зону Брока, а затем активировать первичную моторную кору.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Поверхностные явления играют большую роль в кинетике многих процессов, в том числе металлургических
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.