Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция - 4 часа

Лекция № 37

Раздел XI. Преступления против военной службы

 

Глава 33. «Преступления против военной службы»

 

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

Содержащееся в статье понятие является частью общего определения преступления, сформулированного в ст. 14 УК. Воинское преступление представляет собой виновно совершенное военнослужащим общественно опасное деяние, направленное против охраняемых законом интересов военной службы и запрещенное УК под угрозой уголовного наказания. Преступление против военной службы обладает всеми признаками преступления вообще, каждый из которых имеет определенную специфику, обусловливающую выделение в УК специальных воинских преступлений.

Преступления против военной службы (воинские преступления) можно разделить на две группы:

специальные воинские, т.е. такие, аналогов которым нет в иных нормах УК (например, дезертирство);

относительно воинские, которые по отдельным признакам сходны с иными, общеуголовными преступлениями (так, насильственные действия в отношении начальника по своим объективным признакам совпадают с некоторыми преступлениями против личности).

Субъектом преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, являются военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Военнослужащими являются граждане РФ, проходящие военную службу по призыву или в добровольном порядке (по контракту). Ими также могут быть иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

В соответствии с законодательством военнослужащие проходят военную службу на воинских должностях в следующих организациях государства: Вооруженные Силы РФ; внутренние войска МВД России; войска гражданской обороны; инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования; Служба внешней разведки РФ; органы федеральной службы безопасности РФ, включая Пограничные органы ФСБ России; органы федеральной службы охраны РФ; Служба специальных объектов при Президенте России; воинские подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть направлены не на воинские должности в международные организации, организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны и безопасности государства, на военные кафедры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Указанным лицам военная служба приостанавливается, они не входят в численность Вооруженных Сил, других воинских формирований, не считаются исполняющими обязанности военной службы. Поэтому данная категория военнослужащих в период приостановления военной службы не является субъектом преступлений против военной службы.

На основании федерального законодательства, в том числе ч. 1 ст. 331 УК, субъектом преступлений против военной службы и, следовательно, специфических воинских уголовно-правовых отношений признаются также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

В соответствии со ст. 82 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. и ст. 2 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к уголовной ответственности по некоторым статьям УК о воинских преступлениях могут привлекаться военнопленные, также признаваемые субъектом воинских отношений.

Все перечисленные категории субъектов имеют правовой статус военнослужащих, проходящих службу по призыву либо контракту. На этом основании на них распространяют свое действие соответствующие общие и специальные нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ст. 5, 16, 174, разд. V УИК РФ).

Указанные лица должны быть на законных основаниях включены в особую систему военно-служебных отношений, т.е. обладать признаками специального субъекта. По общему правилу военная служба может начинаться не ранее достижения лицом 18 лет; призыв на военную службу допустим лишь до достижения 27 лет. Для добровольно поступающих в военно-учебные заведения этот возраст может быть и меньшим - 16 лет.

К числу специальных субъектных признаков также относятся правомерность призыва гражданина на военную службу, годность его к службе по состоянию здоровья.

Для некоторых составов воинских преступлений требуется наличие иных признаков, характеризующих его субъекта: факт принятия военной присяги, правомерное назначение в состав караула или иного наряда для несения специальной службы, нахождение при исполнении обязанностей по военной службе, наличие отношений подчиненности и т.п.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются федеральным законодательством. Так, контракт о прохождении военной службы не может быть заключен: с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд; с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Кроме того, в ст. 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

Если установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, то в его деянии отсутствует состав преступления.

В случаях, когда предусмотренные законом основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу, возникли в период уклонения от призыва на службу (например, в случае рождения у гражданина второго ребенка или поступления лица в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и обучения по очной форме), суд освобождает лицо от наказания в связи с изменением обстановки при наличии условий, предусмотренных в ст. 80.1 УК (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы".

Не признаются военнослужащими и потому не несут ответственности по статьям гл. 33 УК сотрудники органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, гражданский персонал воинских частей и учреждений, служащие государственных военизированных организаций, сторожевых и контрольных подразделений (таможенная, налоговая службы, вневедомственная охрана), члены казачьих обществ и др.

Вооруженные Силы предназначаются для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами страны.

Исходя из предназначения воинских формирований, объектом представленных в гл. 33 УК преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других воинских формированиях порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), призванный обеспечить интересы военной безопасности государства. При этом под военной безопасностью понимается состояние вооруженной защиты страны, граждан от вооруженной агрессии. Всякое преступление против военной службы, в чем бы оно ни выражалось, так или иначе подрывает боевую готовность воинского подразделения, а значит, причиняет вред военной безопасности страны. Общественная опасность преступлений против военной службы проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности государства.

В зависимости от конкретизации сферы военно-служебных отношений все преступления против военной службы по признаку видового объекта объединены Уголовным кодексом в следующие группы: преступления против порядка подчиненности и воинских уставных отношений (ст. 332-336); преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. 337-339); преступления против порядка несения специальных видов военной службы (ст. 340-344); преступления против порядка сбережения военного имущества (ст. 345-348); преступные нарушения правил безопасности использования военно-технических средств (ст. 349-352).

Исходя из признака специальной противоправности, не являются воинскими преступлениями нарушения порядка прохождения службы, не предусмотренные нормами гл. 33 УК (например, самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими службу по призыву, продолжительностью не свыше 2 суток, а проходящими военную службу по контракту - не свыше 10 суток).

Иные деяния, совершаемые военнослужащими и причиняющие ущерб интересам военной службы (например, хищение военного имущества, разглашение государственной тайны военного характера и др.), к числу воинских преступлений не относятся, а подлежат квалификации по иным статьям УК. Все деяния, подпадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, и одновременно иных уголовно-правовых норм, исходя из правил конкуренции, должны оцениваться по соответствующим статьям этой специальной главы, а не по общим статьям УК.

При наличии обстоятельств, выходящих за пределы состава воинского преступления и образующих признаки более опасного преступления, содеянное дополнительно квалифицируется по статье, предусматривающей ответственность за конкретное общеуголовное преступление. Так, если военнослужащий, оказывая сопротивление начальнику, совершает его убийство, то содеянное в части умышленного причинения смерти квалифицируется по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК, а сопротивление - по п. "в" ч. 2 ст. 333 УК (по признаку наступления тяжких последствий сопротивления), поскольку убийство не охватывает сопротивление, и наоборот.

Если же деяние образует состав более опасного преступления против личности, то содеянное квалифицируется только по общеуголовной норме, предусматривающей ответственность за его совершение. Так, убийство подчиненным начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы по объективным и субъективным признакам охватывается п. "б" ч. 2 ст. 105 УК и дополнительной квалификации по ст. 334 УК не требует.

Не образуют преступления деяния, хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского состава преступления, но подпадающие под ч. 2 ст. 14 УК и потому являющиеся малозначительными.

Признаки субъективной стороны воинских преступлений (вина, мотив, цель) отражают воинскую природу (направленность) совершаемого преступления: виновный определенным образом относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим последствиям, а именно к факту нарушения нормативно определенного порядка прохождения военной службы и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой способности воинского подразделения, военной безопасности государства.

Специфика признака уголовной наказуемости состоит в том, что к военнослужащим не применяются исправительные работы, а обязательные работы и ограничение свободы не назначаются субъектам, проходящим службу по призыву (ст. 49, 50, 51 УК). К последним может применяться содержание в дисциплинарной воинской части, а к лицам, имеющим воинское звание, - его лишение в качестве дополнительного наказания (см. коммент. к ст. 48). Вся остальная система уголовно-правовых мер (ст. 44, гл. 14, 15, 15.1 УК) к ним применима в полном объеме.

Нормы УК определяют ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 3 ст. 331 ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, должна определяться законодательством Российской Федерации военного времени.

Согласно ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Ответственность лиц, совершивших преступления на военном корабле или военном воздушном судне РФ, независимо от места их нахождения наступает по ст. 11 УК.

 

Статья 332. Неисполнение приказа

Объектом преступления является установленный в воинских формированиях порядок подчиненности. Уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа возможна лишь в случае причинения существенного вреда интересам военной службы.

Объективная сторона преступления – неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

Начальники различаются по своему служебному положению и по воинскому званию.

Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 332, могут быть совершены только умышленно, т.е. путем неповиновения (открытого отказа от исполнения приказа) или иного умышленного неисполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не совершает действий, предписанных приказом, либо совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

Состав преступления предполагает причинение существенного вреда интересам службы, размер которого законодательно не установлен (оценочное понятие). Таковым может быть признан вред, выражающийся в подрыве воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.

Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение указанного вреда, имеющего конкретные проявления как материального, так и нематериального характера. Оценка данного признака зависит от конкретных обстоятельств дела и должна осуществляться на основе анализа имеющихся материалов, важности охраняемых законом государственных и общественных интересов в сфере военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы.

Квалифицирующими признаками являются: совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. ст. 35), а равно повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 332).

Часть 3 ст. 332 предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.

Содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 332, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности, вредоносности наступившего вследствие преступления результата. К таковым могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.

Если последствием неисполнения приказа явилось причинение тяжкоговреда здоровью либо причинение смерти по неосторожности, то действия виновного кроме ст. 332 УК должны быть дополнительно квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

Субъектом преступления могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.

 

Статья 333. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы

Объективная сторона альтернативная и состоит из двух самостоятельных действий а) сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы; б) принуждение указанных лиц к нарушению этих обязанностей.

Сопротивление выражается в воспрепятствовании начальнику или иному лицу исполнять возложенные на него обязанности военной службы, в лишении возможности действовать в соответствии с законом, воинскими уставами, приказом.

Для принуждения характерно стремление подчиненного заставить начальника отступить от конкретного распоряжения, требования, действия. Принуждение предполагает предъявление к начальнику, а равно иному лицу конкретного требования о совершении или несовершении им определенных действий вопреки интересам службы.

Ответственность по комментируемой статье наступает только при условии, что сопротивление или принуждение совершены в момент выполнения начальником или иным лицом обязанностей военной службы.

В комментируемой статье преступлением признаются лишь такие сопротивление или принуждение, которые сопряжены с насилием или с угрозой его применения к начальнику или иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы.

По ч. 1 ст. 333 подлежат квалификации сопротивление и принуждение, сопряженные с угрозой применения любого насилия, а также с физическим насилием в виде нанесения побоев, причинения легкого вреда здоровью.

Состав формальный -воспрепятствование выполнению служебных обязанностей или принуждение к их нарушению образует оконченное преступление.

Субъективная сторона – прямой умысел обязательно наличие у виновного определенной военно-специальной цели деяния.

Субъектом указанных преступлений являются военнослужащие, проходящие службу как по призыву, так и по контракту. При сопротивлении начальнику, исполняющему обязанности военной службы, или принуждении его к нарушению этих обязанностей субъектом выступает военнослужащий, по службе или по воинскому званию подчиненный данному начальнику. Сопротивление или принуждение в отношении иного лица, исполняющего обязанности военной службы, могут быть совершены любым военнослужащим, не состоящим с потерпевшим в отношениях подчиненности.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, предусмотренное ч. 2, 3 и 4 ст. 111 УК, исходя из их санкций, является более опасным преступлением, поэтому сопротивление или принуждение, сопряженное с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью начальника или иного лица, следует квалифицировать по совокупности ст. 333 и 111 УК.

Убийство начальника или иного лица в процессе сопротивления или принуждения полностью охватывается п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

О содержании квалифицирующих признаков, указанных в п. "а" ч. 2 ст. 333, см. коммент. к ст. 35.

По смыслу п. "б" ч. 2 ст. 333 применение оружия означает фактическое использование огнестрельного или холодного оружия для физического или психического воздействия на начальника или иное лицо при сопротивлении или принуждении его к нарушению обязанностей военной службы.

Иными тяжкими последствиями сопротивления или принуждения могут быть: срыв выполнения боевого или иного важного задания, уничтожение или серьезное повреждение боевой техники, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава подразделения части, причинение по неосторожности смерти начальнику или иному лицу, исполняющему обязанности военной службы.

 

Статья 334. Насильственные действия в отношении начальника

По комментируемой статье подлежат уголовной ответственности лица, совершившие насильственные действия в отношении начальника по служебному положению или начальника по воинскому званию. Не образуют рассматриваемого преступления действия в отношении старшего, равного по воинскому званию при отсутствии между ними отношений подчиненности, а также в случаях, когда насилие совершено не во время исполнения служебных обязанностей и не на почве служебной деятельности лиц. В таких случаях насильственные действия могут быть оценены как преступления против личности.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", Устав внутренней службы под исполнением обязанностей военной службы понимают исполнение обязанностей, образующих порядок несения военной службы, установленных законами, воинскими уставами, соответствующими приказами.

Насильственные действия совершаются в отношении начальника, исполняющего в момент посягательства на него конкретные обязанности военной службы (как в воинской части, так и за ее пределами) или в связи с исполнением им обязанностей по военной службе, т.е. на почве его служебной деятельности, в том числе и в свободное от службы время.

Ответственность подчиненного по данной статье исключается, если его насильственные действия явились защитой от противоправного насилия со стороны самого начальника. В зависимости от конкретных обстоятельств такие действия могут быть признаны необходимой обороной или превышением ее пределов.

Насильственные действия в отношении начальника, совершенные в процессе сопротивления или принуждения, подлежат квалификации только по ст. 333 УК.

Часть 1 ст. 334 охватывает насильственные действия в отношении начальника, состоящие в нанесении ему побоев, причинении легкого вреда здоровью либо ином физическом насилии, связанном с причинением боли либо ограничением свободы.

Квалифицированные виды насильственных действий в отношении начальника предусмотрены ч. 2 комментируемой статьи: насильственные действия, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с применением оружия; с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.

В п. "в" ч. 2 ст. 334 речь идет о насилии с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий. Действия в отношении начальника, выразившиеся в причинении тяжкого вреда его здоровью, должны квалифицироваться по совокупности ст. 334 и 111 УК. Убийство начальника при обстоятельствах, указанных в ст. 334, образует состав преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 105 УК. Причинение смерти по неосторожности относится к иным тяжким последствиям, подпадающим под п. "в" ч. 2 ст. 334.

К иным тяжким последствиям также могут быть отнесены срыв выполнения боевого задания или иной военной задачи, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава.

 

Статья 335. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности

Унижение чести и достоинства военнослужащего или издевательство над ним либо применение к нему насилия являются формами проявления посягательств на уставные правила взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.

Указанные нарушения установленного порядка взаимоотношений между военнослужащими сопровождаются предъявлением к потерпевшим определенных противозаконных требований, принуждением их к тем или иным действиям в интересах виновных, подчинения своей воле сослуживцев и т.п.

Комментируемая статья охватывает практически все формы и способы различных видов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (так называемого казарменного хулиганства). Главное, что необходимо установить, - это направленность деяния против установленного порядка прохождения военной службы, против воинских правоотношений.

По ст. 335 подлежат квалификации насильственные и другие действия, совершенные в ситуации, когда виновный либо потерпевший находились при исполнении конкретных обязанностей по службе либо когда действия виновного совершены в связи со служебной деятельностью потерпевшего, а также в случаях, когда потерпевший и виновный хотя и не находились при исполнении служебных обязанностей, но преступление сопровождалось проявлением явного неуважения к воинскому коллективу, грубым нарушением установленного воинского правопорядка.

Не охватываются комментируемой статьей действия, если они совершены на почве личных взаимоотношений без нарушения воинского правопорядка.

Нарушения уставных правил взаимоотношений, связанные со всеми формами и способами унижения чести и достоинства потерпевшего или издевательства над ним, могут быть сопряжены с угрозой применения и с фактическим применением различных видов насилия, с нанесением побоев, причинением легкого вреда здоровью, иными насильственными действиями, связанными с причинением физической боли потерпевшему либо с ограничением его свободы.

По ч. 2 ст. 335 квалифицируются нарушения уставных правил взаимоотношений, совершенные в отношении двух или более лиц (как одновременно, так и в разное время); группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с применением оружия, когда оно используется непосредственно для применения насилия; повлекшие причинение средней тяжести вреда здоровью.

К тяжким последствиям нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (ч. 3 ст. 335) могут быть отнесены причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства или покушение на него, причинение умышленного тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств. Убийство, а также умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельствах следует дополнительно квалифицировать по соответствующим статьям гл. 16 УК по правилам совокупности преступлений.

 

Статья 336. Оскорбление военнослужащего

Объектом посягательства являются отношения, связанные с соблюдением и охраной воинской чести.

Общее понятие оскорбления содержится в ст. 130 УК. Однако оскорбление будет являться воинским преступлением только в том случае, если оно имеет воинскую природу: нанесено одним военнослужащим другому во время исполнения или в связи с исполнением виновным или потерпевшим обязанностей военной службы.

В отличие от ст. 335 УК (в которой также упоминается унижение чести и достоинства, но специальными способами) оскорбление, предусмотренное ст. 336, выражается в отрицательном отношении виновного к личности потерпевшего, унижении его чести и человеческого достоинства, оно не связано с предъявлением к нему конкретных требований, с принуждением к нарушению обязанностей военной службы, со стремлением виновного добиться для себя привилегированного положения в воинском коллективе.

С субъективной стороны преступление является умышленным.

Субъектом преступления по ч. 1 комментируемой статьи является любой военнослужащий, не состоящий с потерпевшим в отношениях подчиненности. Часть 2 ст. 336 в качестве субъекта предполагает в равной мере как начальника, действующего против подчиненного, так и подчиненного, оскорбляющего начальника.

 

Статья 337. Самовольное оставление части или места службы

Непосредственным объектом уклонений от военной службы, описанных в комментируемой статье, является установленный порядок пребывания на службе, порядок ее прохождения от призыва до увольнения в запас, в соответствии с которым военнослужащий должен проходить службу в установленном месте и выполнять служебные обязанности в полном объеме.

Признаки самовольности, отсутствия уважительных причин и цели временного уклонения от военной службы свидетельствуют о совершении содеянного умышленно.

В комментируемой статье предусмотрено несколько преступлений, различающихся между собой по субъекту и продолжительности времени уклонения.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 337, являются военнослужащие, проходящие службу по призыву на должностях рядового и сержантского состава. К ним, в частности, относятся курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы; курсанты, отчисленные из военного образовательного учреждения за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву; военнослужащие в возрасте до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву. Действие ст. 337 распространяется также на граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Не могут являться субъектом воинских преступлений против порядка прохождения военной службы лица, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" подлежали освобождению от призыва на военную службу либо не подлежали призыву на службу, но были призваны в нарушение требований законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 26 и п. 10 ст. 38 указанного Федерального закона после фактической отправки призывников из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы призыв на военную службу завершен, и данные лица приобретают статус военнослужащих. В случае самовольного оставления ими воинского эшелона (команды) в пути следования к месту прохождения службы ответственность за уклонение от военной службы должна наступать по соответствующим статьям гл. 33 УК.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Поэтому после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

По делам об уклонении от призыва на военную службу необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные ст. 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" основания, при наличии которых граждане не призываются на службу.

Часть 2 ст. 337 устанавливает повышенную уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы (неявку в срок на службу) военнослужащих по призыву, которые фактически отбывают наказание в дисциплинарной воинской части в качестве осужденных, т.е. зачисленных в списки переменного состава дисциплинарного батальона (роты).

Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.

В случае самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток (ч. 1 и 2 ст. 337), свыше 10 суток, но менее одного календарного месяца (ч. 3 ст. 337), течение срока начинается при самовольном оставлении части (места службы) с часа убытия, а при неявке в срок на службу - с часа, следующего за установленным временем явки (если час не установлен, то с ноля часов суток, следующих за датой явки), а оканчивается в час фактической явки либо задержания.

Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных ч. 1, 3 и 4 ст. 337, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла. При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеет и может составлять менее 2 суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - менее 10 суток).

В случае, когда лицо добровольно возвращается в часть (к месту службы) до окончания срока, в течение которого оно намеревалось самовольно отсутствовать, содеянное подлежит квалификации по соответствующим частям ст. 337 в зависимости от фактической продолжительности самовольного отсутствия. Если при этом лицо находилось вне части (места службы) не свыше 2 суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - не свыше 10 суток), содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком.

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает более строгую уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы, а также неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше 10 суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу как по призыву, так и по контракту.

Правовое положение лиц, проходящих службу по контракту, определяется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Такой статус, в частности, имеют и те офицеры, которые поступили на военную службу посредством призыва.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью. При этом для квалификации содеянного по ст. 337 необходимо установить наличие цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы на срок свыше 10 суток, но не более одного месяца (ч. 3), либо на срок свыше одного месяца (ч. 4 указанной статьи) (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

По ч. 4 ст. 337 подлежат квалификации деяния, совершенные продолжительностью свыше одного месяца.

Если самовольное оставление части (места службы) или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц, содеянное подлежит квалификации по ч. 3 ст. 337. При этом в расчет принимается календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней. Течение срока начинается со дня самовольного оставления части (места службы) или истечения срока явки на службу, а оканчивается в день фактической явки либо задержания.

Если лицо совершает несколько уклонений от военной службы с единой целью, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью ст. 337, содеянное может быть квалифицировано как единое преступление.

Уклонения от военной службы, предусмотренные разными частями ст. 337, требуют квалификации и соответствующего наказания по правилам совокупности преступлений. При этом покушение на самовольное оставление части или неявку в срок на службу должно получить самостоятельную юридическую оценку (со ссылкой на ст. 30 УК).

Самовольное оставление части или места службы, совершенное во время несения боевого дежурства, пограничной, караульной или иной специальной службы, требует дополнительной квалификации также по ст. 340-344 УК при наличии признаков соответствующих специальных составов преступлений.

Примечание к ст. 337 предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям военнослужащих, впервые совершивших самовольное оставление части или места службы или неявку в срок на службу вследствие стечения тяжелых обстоятельств. Перечень таких обстоятельств не определен, они должны оцениваться в каждом конкретном случае. С учетом нормативно определенных оснований отсрочек от службы и поводов для возможного предоставления отпусков по семейным причинам к ним могут быть отнесены крайне неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на военной службе, тяжелые семейные, личные причины и т.п.

Пленум Верховного Суда РФ под стечением тяжелых обстоятельств рекомендует понимать объективно существовавшие на момент самовольного оставления части (места службы) неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление. К ним могут относиться, в частности, такие жизненные обстоятельства, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, похороны указанных лиц и др.) либо существенно затрудняют его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего, невозможности получить медицинскую помощь) (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

Если тяжелые обстоятельства устранены или отпали (например, отпала необходимость ухода за близким родственником), а военнослужащий продолжает незаконно пребывать вне части (места службы), за последующее уклонение от военной службы он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

 

Статья 338. Дезертирство

1. По объекту и возможным способам уклонения от службы дезертирство совпадает с преступлением, предусмотренным ст. 337 УК.

2. Состав рассматриваемого преступления не зависит от срока самовольного оставления части или места службы или неявки в срок на службу, если установлена цель лица вовсе уклониться от военной службы. При наличии указанной цели состав признается оконченным с момента фактического оставления части, места службы или неявки на службу.

3. С субъективной стороны дезертирство совершается только с прямым умыслом и с целью уклониться от прохождения военной службы.

При разграничении преступлений, предусмотренных ст. 337 и 338 УК, необходимо исходить из того, что при дезертирстве лицо имеет цель вовсе уклониться от исполнения обязанностей военной службы. Если такая цель появилась у военнослужащего после самовольного оставления части (места службы), содеянное следует квалифицировать только как дезертирство (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

Об умысле на дезертирство могут свидетельствовать такие обстоятельства, как приобретение или изготовление лицом подложных документов, удостоверяющих личность либо свидетельствующих о том, что гражданин прослужил установленный законом срок военной службы или имеет отсрочку от призыва, устройство на работу и т.п.

4. Субъектом преступления может быть любой военнослужащий.

5. В части 2 ст. 338 предусмотрена повышенная уголовная ответственность за дезертирство с оружием, вверенным по службе (например, оружие, выданное для несения службы в карауле, в пограничном наряде по охране государственной границы), а также за дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Если же противоправное завладение оружием при дезертирстве содержит признаки хищения этого оружия, то оно должно быть квалифицировано по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 226 и 338 УК.

По ч. 2 ст. 338 действия военнослужащего квалифицируются лишь в том случае, когда оружие у него находится на законных основаниях (выдано для несения службы или выполнения иных боевых задач).

Если лицо, дезертировав с оружием, совершает деяния, предусмотренные ст. 222 УК, то они подлежат самостоятельной квалификации по указанной статье УК.

6. Преступление является длящимся. В случае, если лицо не явилось с повинной или не было задержано, такое преступление оканчиваются вследствие отпадения у него обязанностей по прохождению военной службы. Таким моментом следует считать достижение возраста, после наступления которого указанные обязанности ни при каких обстоятельствах на него не могут быть возложены, либо возраста, который является предельным для пребывания на военной службе.

Дезертирство для призванных на службу после 01.01.2008 считается оконченным с момента достижения ими возраста 28 лет (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

7. Местом совершения преступлений, предусмотренных ст. 337, 338, 339 УК, следует считать место их окончания, в частности место задержания лица или явки его с повинной.

8. Вопрос о степени стечения тяжелых обстоятельств, которые могут явиться основанием освобождения от уголовной ответственности за дезертирство, должен решаться так же, как и при самовольном оставлении части (ст. 337 УК).

 

Статья 339. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами

1. Комментируемая статья устанавливает уголовную ответственность как за временное уклонение (ч. 1), так и за полное освобождение (ч. 2) от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или причинения какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана.

Объект преступления совпадает с объектом преступлений, предусмотренных ст. 337, 338 УК.

2. По ч. 1 ст. 339 квалифицируются действия военнослужащего, если установлено, что он преследовал цель временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы (например, путем симуляции болезни освободился от заступления в караул).

Если же целью виновного было полное освобождение от военной службы, то такие действия квалифицируются по ч. 2 комментируемой статьи.

В тех случаях, когда лицо совершает перечисленные в ст. 339 действия с целью временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы, но в силу каких-либо объективных обстоятельств эти действия обусловливают увольнение его с военной службы (например, развитие заболевания вследствие причиненной при членовредительстве травмы приводит к негодности к военной службе по состоянию здоровья), содеянное также подлежит квалификации по ч. 1 ст. 339.

Если лицо преследовало цель полностью освободиться от исполнения обязанностей военной службы, однако при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от него обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать по ч. 1 или 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 339 УК. Например, в случае обнаружения у лица орудия или средства для совершения членовредительства их приискание квалифицируется как приготовление к уклонению от исполнения обязанностей военной службы указанным способом. Если подлог документов, на основании которых лицо подлежало досрочному увольнению с военной службы, был обнаружен командованием, содеянное следует квалифицировать как покушение на преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 339.

3. Симуляция болезни состоит в том, что военнослужащий намеренно приписывает заболевания, физические и психические недостатки, которыми в действительности не страдает, или сознательно преувеличивает имеющиеся у него заболевания с целью уклониться от исполнения обязанностей военной службы. Членовредительство заключается в умышленном причинении военнослужащим вреда своему здоровью, искусственном ухудшении или обострении действительно существующих болезней, вызывании различных заболеваний как самим военнослужащим, так и по его просьбе другим лицом. Подлог документов состоит в том, что военнослужащий представляет командованию сфабрикованный или подделанный им самим или другим лицом по его просьбе документ с целью освобождения от исполнения обязанностей военной службы.

Уклонение, совершенное путем подлога документов, дающих право на временное или полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы, полностью охватывается ст. 339 (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

Под иным обманом следует понимать сообщение командованию заведомо ложных сведений о событиях или обстоятельствах с указанными целями.

Статья 339 не содержит состава уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем отказа от несения обязанностей военной службы.

4. Субъектом преступления может быть любой военнослужащий.

Исполнителем преступления, совершенного путем причинения себе какого-либо повреждения (членовредительства), признается лишь военнослужащий независимо от того, был ли причинен вред здоровью самим уклоняющимся или по его просьбе другим лицом. В последнем случае преступные действия такого лица подлежат квалификации по совокупности преступлений как пособничество в совершении преступления, предусмотренного ст. 339, и соответствующее преступление против личности, например предусмотренное ст. 111 или ст. 112 УК (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

 

Статья 340. Нарушение правил несения боевого дежурства

1. Объектом преступления является порядок несения боевого дежурства (боевой службы), обеспечивающий своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения на страну либо по обеспечению ее безопасности.

Общие принципы организации и порядка несения боевого дежурства (боевой службы) регламентируются Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Порядок несения боевого дежурства (боевой службы) в различных воинских формированиях РФ неодинаков и зависит от специфики их деятельности. Боевое дежурство организуется в Вооруженных Силах РФ (Ракетных войсках стратегического назначения, в войсках ВВС и ПВО) и в других воинских формированиях (Пограничная служба Федеральной службы безопасности РФ и др.). В Военно-Морском Флоте осуществляется боевая служба.

Характер и задачи боевого дежурства (боевой службы), правила его несения, конкретные функциональные обязанности каждого лица, входящего в состав дежурного подразделения, определяются соответствующими положениями, наставлениями, инструкциями, приказами, издаваемыми с учетом особенностей несения этой специальной службы в тех или иных войсках. Эти нормативные акты должны быть основаны на Конституции РФ и федеральном законодательстве. В этой связи по каждому делу следует выяснять особенности службы данного дежурного подразделения, в чем конкретно выразились нарушения, какими нормативными актами регламентируются правила несения боевого дежурства.

2. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) может выражаться в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей при несении боевого дежурства (боевой службы), например самовольное оставление подразделения, несущего дежурство, употребление спиртных напитков или наркотиков во время дежурства, порча или выведение из строя аппаратуры или специального оборудования и т.п.

Рассматриваемое деяние может сопровождаться нарушением правил несения других видов служб или порядка прохождения военной службы в целом. В таких случаях возможна квалификация содеянного по совокупности преступлений.

3. В соответствии с ч. 1 ст. 340 УК ответственность наступает только при условии, если допущенное нарушение повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Вред может выражаться в проникновении на территорию РФ иностранных летательных аппаратов, речных и морских судов, когда в результате нарушения в течение значительного времени парализуется боевое дежурство подразделения (экипажа, расчета, поста), причинение иного реального вреда безопасности государства и т.д. Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки для наступления вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами или мог реально наступить в случае нападения на страну или посягательства на ее безопасность.

4. Субъектом преступления являются военнослужащие любого воинского звания, должности, входящие в состав подразделения (расчета, экипажа, поста), несущего боевое дежурство.

5. Части 2 и 3 ст. 340 предусматривают ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, повлекшее тяжкие последствия. Такие последствия могут быть сопряжены с реальным причинением вреда безопасности государства (военное нападение, вооруженная провокация, диверсия, срыв выполнения боевой задачи и т.п.).

6. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, характеризуется умыслом, а ч. 3 (материальный состав) - неосторожностью.

 

Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы

1. Порядок несения пограничной службы регулируется Законом РФ от 01.04.93 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"*(405) и другими нормативными актами, изданными на основании названного Закона.

Уголовно наказуемым нарушением правил несения пограничной службы может быть признано любое нарушение (сон во время несения службы, самовольный уход с места несения службы, незаконный пропуск через границу и т.п.), если оно повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Вред может выражаться в противоправном изменении прохождения государственной границы, в нарушении юридическими или физическими лицами режима границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу, причинении вреда населению приграничной зоны в результате внешнего посягательства и т.п. Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки причинения вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами, или мог реально наступить в случае посягательства на интересы безопасности государства. По каждому уголовному делу следует устанавливать причинную связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями или реальной возможностью их наступления.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за умышленное, а в ч. 3 - за неосторожное нарушение правил несения пограничной службы, повлекшее тяжкие последствия.

Такие последствия могут быть сопряжены с реальным причинением существенного вреда безопасности государства (вооруженное нападение на военные и гражданские объекты, пропуск через границу контрабанды в крупных размерах, причинение существенного вреда боеготовности и боеспособности подразделения Пограничной службы, несущего пограничную службу, и т.п.).

3. Субъектом преступления являются военнослужащие Пограничных войск или органов Пограничной службы, входящие в состав пограничного наряда или не входящие в таковой, но исполняющие иные специальные (не общие) обязанности пограничной службы, определенные законом или иным нормативным актом.

 

Статья 342. Нарушение уставных правил караульной службы

1. Правила несения караульной службы регламентируются Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации*(406), а также иными межведомственными и локальными нормативными актами. К караульной службе приравнивается вахтенная служба, организуемая на кораблях Военно-Морского Флота по установленным специальным нормативам и правилам (Корабельный устав ВМФ и т.п.).

Караулы назначаются для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне. Объекты, охраняемые каждым конкретным караулом, перечисляются в табеле постам и в иных нормативных актах, изданных в развитие названного Устава.

Наряд караулов производится на основании расписания караулов, одновременно для каждого караула составляются схема расположения постов, табель постам, инструкция начальнику караула и иные нормативные акты в виде инструкций, приказов и распоряжений. В них указываются границы постов и запретных зон для караулов, перечень объектов охраны и обороны на каждом посту, особые обязанности часового с учетом конкретных условий несения службы на посту и т.п.

2. Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы должно повлечь причинение вреда охраняемым караулом объектам (например, хищение часовым с охраняемого им склада; в результате нарушения караульной службы допущено проникновение на пост постороннего, который повредил охраняемую технику, и т.п.) Между фактом нарушения и наступившими последствиями обязательна причинная связь.

В то же время нарушение правил обращения с оружием во время несения караульной службы, повлекшее гибель по неосторожности военнослужащего, не может квалифицироваться по ст. 342 УК, если это нарушение не повлекло причинение вреда охраняемым караулом объектам.

3. Части 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают ответственность за нарушение правил караульной службы, повлекшее тяжкие последствия. К таковым могут быть отнесены причинение материального ущерба в крупных размерах, наступление смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью арестованным на гауптвахте, находящимся под охраной караула, и т.п.

4. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 342, характеризуется умыслом, а ч. 3 - неосторожной формой вины.

5. Субъектом преступления является военнослужащий, входящий в состав караула. Военнослужащий внутренних войск МВД России (равно как и других войск и воинских формирований) может быть привлечен к ответственности по ст. 342 только в случае, если он совершил нарушение правил караульной службы, установленных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, повлекшее вред охраняемым караулом объектам.

6. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, следует отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. 167, 168, 225, 346, 347 УК, в зависимости от объекта, цели посягательства и иных признаков составов указанных преступлений.

 

Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

1. Оказание содействия органам внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности согласно Федеральному закону от 06.02.97 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"*(407) является задачей этих войск.

В состав внутренних войск помимо иных соединений входят соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части, на которые возлагается участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в городах и населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.

Исполнение обязанностей, возложенных на внутренние войска, осуществляется посредством боевой службы войсковых нарядов.

Задачи, права и обязанности военнослужащих внутренних войск, в том числе несущих патрульно-постовую службу, а также боевую службу в войсковых нарядах, определены названным Законом и другими нормативными актами ведомственного и межведомственного характера.

При исполнении возложенных на них обязанностей военнослужащие внутренних войск вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей, и т.п. В соответствии с законом в определенных случаях они имеют право применять физическую силу, специальные средства, табельное оружие и боевую технику.

2. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности может выражаться в унижении достоинства граждан, в противозаконном ограничении прав и свобод личности и т.п., что подпадает под признаки ч. 1 ст. 343.

Причинение опасного для жизни и здоровья вреда граждан в результате необоснованного и противозаконного применения физической силы, специальных средств и оружия относится к тяжким последствиям и подпадает под признаки ч. 2 ст. 343.

Причинение тяжкого вреда здоровью и убийство должны быть дополнительно квалифицированы по статьям гл. 16 УК.

3. С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Вина по отношению к тяжким последствиям возможна как в форме умысла, так и неосторожности.

4. Субъектом преступления могут быть только военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности посредством несения патрульно-постовой службы и службы в составе войсковых нарядов.

Военнослужащие Вооруженных Сил РФ субъектами данного преступления являться не могут.

 

Статья 344. Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне

1. Статья предусматривает два самостоятельных преступления: нарушение уставных правил внутренней службы и правил патрулирования в гарнизоне.

Порядок организации суточного наряда, права и обязанности лиц, входящих в суточный наряд, подробно регламентированы Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации*(408).

Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

2. Общественно опасным результатом нарушений уставных правил внутренней службы являются те последствия, предупреждение которых входило в обязанности лиц суточного наряда части, установленные Уставом, приказами и распоряжениями командира части.

Тяжкие последствия определяются в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним могут быть отнесены: срыв внутреннего распорядка в подразделении или выполнения поставленной задачи, совершение в подразделении преступления, причинение кому-либо из личного состава тяжкого или средней тяжести вреда здоровью и т.п. Обязательно установление причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими тяжкими последствиями.

3. Субъективная сторона преступления может выражаться в форме умысла или неосторожности.

4. Субъектом нарушения уставных правил внутренней службы являются военнослужащие, специально ознакомленные с правилами и входящие в состав суточного наряда (кроме караула или вахты): дежурный по полку и его помощник; лицо, входящее в состав дежурного подразделения; дежурный и дневальные по парку; дежурный и дневальные по роте; дежурный и его помощник по контрольно-пропускному пункту, столовой и т.д.

5. В соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ в каждом гарнизоне для поддержания порядка и контроля за соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, на железнодорожных станциях, вокзалах, в портах, аэропортах, а также в прилегающих к гарнизону населенных пунктах приказом начальника гарнизона организуется патрулирование, для чего из состава воинских частей гарнизона назначаются гарнизонные патрули, а при военной комендатуре - резервный патруль. Порядок патрулирования, права и обязанности начальника патруля и патрульных определены названным Уставом.

6. Субъектом преступления может быть военнослужащий, специально назначенный в состав патруля.

7. К тяжким последствиям могут быть отнесены: противоправное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью задерживаемого лица, совершение иных противоправных действий, повлекших причинение существенного вреда имуществу или здоровью граждан, отказ содействовать начальникам и старшим или бездействие в восстановлении порядка среди военнослужащих, повлекшее совершение последними преступлений, и т.п. Во всех случаях необходимо установление причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями.

8. Вина может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

 

Статья 345. Оставление погибающего военного корабля

1. Обязанность командира принимать все меры к спасению корабля при обстоятельствах, угрожающих его гибели, запрещение оставлять гибнущий корабль, не выполнив всех своих обязанностей и не приняв мер к спасению личного состава, пассажиров и военного имущества, установлена Корабельным уставом Военно-Морского Флота РФ. Уставом также установлено, что лицо из состава команды корабля не может самовольно прекратить выполнение своих обязанностей и без распоряжения командира не должно покидать гибнущий военный корабль.

2. Обязательный признак состава преступления - наличие фактических обстоятельств, угрожающих гибелью корабля, а также наличие у командира реальной возможности выполнить все предписываемые ему действия. Оставление корабля при условии выполнения всех обязанностей, равно как и неисполнение всех обязанностей, если командир еще не сошел с корабля, не образует состава преступления.

3. Оставление погибающего корабля командиром может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, а лицом из состава команды - умышленно.

4. Субъектом преступления может быть командир военного корабля, назначенный на эту должность в установленном порядке, а также военнослужащий из состава команды корабля. Пассажиры, десант (хотя бы и из числа военнослужащих) в круг субъектов рассматриваемого преступления не входят.

 

Статья 346. Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества

1. Объектом преступления является установленный порядок сбережения военного имущества, предметом преступления - оружие, боеприпасы или предметы военной техники (т.е. технические средства и устройства, предназначенные для ведения и обеспечения боевых действий, а также для защиты от противника).

2. Под уничтожением понимается приведение имущества в полную негодность, когда невозможно его восстановление для использования по своему предназначению. Повреждение означает полную или частичную утрату предметом своих функциональных качеств.

3. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

4. Тяжкими последствиями может быть признано уничтожение значительного количества оружия или боеприпасов, причинение вреда в крупном размере, существенное снижение боевой готовности подразделения.

 

Статья 347. Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности

1. Рассматриваемое преступление по всем своим признакам, за исключением субъективной стороны, совпадает с составом, предусмотренным ч. 2 ст. 346 УК.

2. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 347, характеризуется неосторожной формой вины.

3. Если дорогостоящая военная техника повреждается или уничтожается по неосторожности в результате автопроисшествия, то возможна квалификация по совокупности ст. 347 и ст. 352 УК.

 

Статья 348. Утрата военного имущества

1. Комментируемая статья устанавливает ответственность только за нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату.

О понятии предметов военной техники см. коммент. к ст. 346.

2. Под утратой понимается выход оружия, боеприпасов или предметов военной техники из владения военнослужащего, которому они были вверены для служебного пользования. Как утрату следует рассматривать случаи, когда военнослужащий в результате нарушения правил сбережения утерял указанные предметы или они у него погибли или похищены.

3. Нарушение правил сбережения может выражаться в оставлении предметов без присмотра, небрежном с ними обращении и т.п.

4. Субъективная сторона выражается неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления - военнослужащий, которому указанные предметы вверены для служебного пользования при исполнении обязанностей военной службы.

 

Статья 349. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих

1. Непосредственным объектом преступления являются установленные правила обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Требования, предъявляемые к этому порядку, содержатся в соответствующих нормативных актах - законах, инструкциях, наставлениях, руководствах, приказах и т.п. Правила обращения с отдельными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, могут быть также определены нормативными актами и других ведомств, невыполнение требований которых военнослужащим также может образовать состав рассматриваемого преступления.

2. Круг предметов, нарушение правил обращения с которыми образует состав названного преступления, определен в статье лишь в общей форме.

Под оружием понимается табельное стрелковое, артиллерийское и ракетное оружие, находящееся на вооружении в Вооруженных Силах и других войсках РФ.

Холодное оружие, сигнальные, стартовые, строительные пистолеты, имитационные и иные стреляющие устройства, не предназначенные для поражения живой силы, не являются предметом, нарушение правил обращения с которым образует состав преступления, предусмотренного ст. 349.

Боеприпасы - это боевые патроны, снаряды, гранаты и другие устройства, предназначенные для производства взрыва или выстрела. Те же устройства не боевого, а вспомогательного назначения (например, холостые или учебные патроны) к предметам преступления не относятся. В то же время использование холостого патрона при нарушении правил обращения с оружием, если это повлекло последствия, предусмотренные ст. 349, образует состав рассматриваемого преступления, но уже по признаку нарушения правил обращения с оружием, а не с боеприпасами.

О радиоактивных и взрывчатых веществах см. коммент. к ст. 221 и 222.

К иным веществам, представляющим повышенную опасность для окружающих, относятся отравляющие вещества, едкие вещества и др.

Признаком повышенной опасности для окружающих тех или иных веществ и предметов является необходимость принятия при обращении с ними особых мер предосторожности. Не могут признаваться таковыми вещества и предметы, требующие обычных мер осторожности либо проявляющие опасные свойства лишь при создании целого ряда условий.

3. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил обращения с оружием, иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

Часть 1 ст. 349 предусматривает ответственность за нарушение, повлекшее причинение кому-либо тяжкого вреда здоровью, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями может пониматься крупный имущественный и организационный (срыв боевого задания) вред.

По ч. 2 и 3 ст. 349 наказываются нарушения, повлекшие смерть соответственно одного или нескольких лиц.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности.

5. Субъектом нарушения правил обращения с оружием признается любой военнослужащий, получивший (независимо от основания) возможность пользоваться им. Субъектом же нарушения правил обращения с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, являются лишь те военнослужащие, которым эти вещества и предметы вверены для служебного пользования. Лица, неправомерно завладевшие указанными веществами и предметами, должны нести ответственность по иным статьям закона.

 

Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

1. Объектом преступления является порядок безопасного вождения и эксплуатации военно-транспортных средств, устанавливаемый не только общими, но и специальными военно-административными нормативами. К боевым, специальным и транспортным машинам относятся все виды самодвижущихся сухопутных средств, состоящих на вооружении Вооруженных Сил и иных войск РФ.

2. Нарушением правил вождения является несоблюдение установленных правил безопасности дорожного движения.

Нарушение правил эксплуатации машин - это игнорирование норм и правил использования и технического обслуживания машин, связанных с обеспечением движения.

Состав материальный, деяние признается преступным при причинении тяжкого вреда здоровью человека. Между нарушением правил вождения или эксплуатации машин и наступлением указанных последствий должна быть установлена причинная связь.

3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъектом нарушения правил вождения может быть любой военнослужащий, управляющий военной машиной либо арендованным военным ведомством в интересах выполнения стоящих перед ними задач транспортным средством вне зависимости от наличия у него водительского удостоверения (постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.73 N 7 "О квалификации нарушения правил вождения или эксплуатации машин военнослужащими и иными лицами, несущими уголовную ответственность по Закону об уголовной ответственности за воинские преступления"*(409)).

Субъект нарушений правил эксплуатации - военнослужащий, непосредственно ответственный за эксплуатацию транспортного средства, включая старшего машины, и др.

 

Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

1. Под военными летательными аппаратами понимаются все находящиеся на вооружении армии и других войск самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты.

2. Правила полетов и подготовки к ним регулируются различными нормативными актами. Нарушения правил полетов связаны с невыполнением правил пилотирования летательных аппаратов, а нарушения правил подготовки к полетам - с невыполнением или ошибками в выполнении правил подготовки и допуска к полету членов экипажа либо нарушением правил подготовки к вылету самой машины.

Нарушения правил эксплуатации могут выражаться в нарушении правил допуска к управлению летательными аппаратами, использования их, размещения грузов и т.п.

3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъект преступления - специально подготовленные военнослужащие, осуществляющие полет, подготовку к полетам либо эксплуатацию летательных аппаратов.

 

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

1. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблем.

Нарушение правил эксплуатации включает ошибки в техническом обслуживании корабля, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и т.д.).

2. В качестве обязательных признаков предусмотрены последствия в виде смерти или иных тяжких последствий. Они должны находиться в причинной связи с нарушениями.

3. Вина выражается в форме неосторожности.

4. Субъект преступления - специально подготовленные военнослужащие, на которых возложены обязанности по кораблевождению или эксплуатации корабля.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 37 современная модель речевой деятельности человека | Функции. ТЕМА: Задачи и принципы автоматизации калориферных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.337 сек.