Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности тактики отдельных следственных действий по делам о преступлениях несовершеннолетних

 

После возбуждения уголовного дела проводятся первона­чальные следственные действия, система и последовательность которых определяется тем, какое преступление совершено и рас­следуется. Например, если несовершеннолетний совершил кра­жу, значит последовательность следственных действий опреде­ляется в соответствии с методикой расследования краж и т.д. Ре­комендации частных методик расследования отдельных видов преступлений в части планирования исходя из типичных след­ственных ситуаций полностью применимы и к расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними. Поэтому осо­бенности расследования преступлений, совершенных несовер­шеннолетними касаются, прежде всего, специфических тактичес­ких приемов проведения отдельных следственных действий: ос­мотра места происшествия, обыска, допросов свидетелей и по­терпевших, допросов обвиняемого, назначения судебных экспер­тиз и др.

Осмотр места происшествия. При осмотре места проис­шествия в случаях, когда установлено или предполагается учас­тие в совершении преступления несовершеннолетних, необхо­димо обращать внимание на ряд признаков, которые объективно указывают на участие в преступлении подростков. К их числу от­носятся следующие:

- небольшие размеры следов рук, ног, а так же зубов по­зволяет установить участие в совершении преступления подростков. При оценке этих признаков следует иметь в виду явления
акселерации, проявляющиеся особенно заметно у несовершен­нолетних в последнее время. Вследствие ускоренного физического развития размеры ног и рук, несовершеннолетних в ряде слу­чаев незначительно могут отличаться от размеров следов взрос­лых преступников. Кроме факта участия в совершении преступления несовершеннолетних, по следам рук, ног, зубов можно установить количество соучастников, а также их конкретные действия на месте происшествия;

- небольшие размеры отверстий, через которые проникли к месту хранения похищенного имущества преступники;

- признаки специфического для подростков интереса к определенным продуктам или вещам, относящимся к типично «подростковому ассортименту»;

- признаки, указывающие на подражание преступников дей­ствиям известных персонажей детективных книг и кинофильмов;

- в случаях выполнения надписей на месте происшествия следует обращать внимание как на признаки почерка, так и на высоту выполнения надписи от пола, что позволяет примерно судить о росте пишущего, поскольку нанесение настенных надписей обычно выполняется на уровне глаз пишущего или несколько выше;

- количество, габариты и вес похищенного - эти данные о ряде случаев указывают на групповой характер преступления, возможное соучастие взрослых преступников, использование пре­ступниками транспорта, которым не могли управлять подростки д.т.

Выявление указанных выше признаков в ходе осмотра ме­та происшествия позволяет выдвинуть обоснованную версию об участии в совершении преступления несовершеннолетних.

Обыск. Тактика обыска по месту жительства несовершен­нолетнего является весьма своеобразной. Прежде всего, следует подчеркнуть особое значение тактического приема наблюдения sa поведением обыскиваемого и выявление улик поведения. Зачастую во время производства обыска несовершеннолетний своим поведением, реакциями на действия участников обыска, не­рвозностью может указать местонахождение искомых вещей.

Второй особенностью тактики обыска у несовершеннолетних является то обстоятельство, что подростки, как правило, вещи, предметы и другие вещественные доказательства сравнительно редко прячут в каких-то специально приготовленных тайниках. Обычно разыскиваемые предметы обнаруживаются среди лич­ных вещей подростка. То есть специально эти вещи в квартире или доме им не прячутся, а если родители или другие члены се­мьи обращают внимание на появившуюся у подростка новую вещь или предмет, то последний обычно сообщает, что он взял ее на время у своего знакомого. Поэтому поиски разыскиваемых вещей и предметов следователь должен, прежде всего направлять в те места, которые доступны подростку и связаны с повседнев­ным пребыванием его в этот месте. Эта комната, где он живет, иные помещения, где он хранит свои вещи или куда имеет сво­бодный доступ (сарай, гараж, подвал и пр.).

Третья особенность тактики обыска по месту жительства несовершеннолетних состоит в направлении усилий следовате­ля не только на отыскание самих разыскиваемых вещей и пред­метов, но и на выявление следов пребывания этих вещей в дан­ном месте. Известно, что подростки охотно оставляют у себя раз­личные красивые и полезные с их точки зрения предметы: цепоч­ки, брелки, фирменные лейблы, упаковочные коробки и футляры и пр.

Четвертой особенностью обыска у несовершеннолетних является то что одной из его целей является собирание сведе­ний о личности подростка, условий его жизни, учебы и воспита­ния. Поэтому обнаруживаемые в ходе обыска различные личные документы подростка, свидетельствующие о его возрасте, обра­зовании, характеризующие его по месту учебы или работы, о хро­нических болезнях, которыми может быть страдает подросток и т.д. необходимо изымать, осматривать и решать вопрос о приоб­щении их к материалам уголовного дела. В противном случае могут быть упущены многие важные данные о личности подрост­ка, затруднено полное, всестороннее и объективное расследова­ние по уголовному делу.

Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидете­лей. Одной из особенностей расследования преступлений, со­вершенных несовершеннолетними, является то обстоятельство, что нередко по этим делам и потерпевшие, и свидетели сами яв­ляются несовершеннолетними. Тактика допроса этих лиц требу­ет четкого учета возрастных и психологических особенностей.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего свидете­ля или потерпевшего необходимо решить вопрос относительно места производства данного следственного действия. На выбор места допроса влияют особенности характера и степень разви­тия подростка, а так же влияние на него со стороны членов его семьи и окружения. Соответственно, детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: по месту жительства или в образовательном учреждении. Несо­вершеннолетних в возрасте 15-17 лет лучше допрашивать в слу­жебном кабинете следователя, поскольку официальная обстанов­ка места допроса оказывает на них положительное влияние.

В начальной стадии допроса целесообразно возбудить у допрашиваемого интерес к общению и его результатам. Для это­го необходимо показать значимость показаний данного свидете­ля или потерпевшего для расследования, выяснить круг интере­сов и хобби допрашиваемого и найти общие «точки соприкосно­вения». На данной стадии устанавливается психологический кон­такт с допрашиваемым, для чего необходимо убедить его в объек­тивности следователя, создать и поддерживать деловую спокой­ную обстановку без лишней напряженности, снять эмоциональ­ное напряжение, проявить тактичность, выдержанность, заботу о соблюдении прав и законных интересов допрашиваемого.

Нередко несовершеннолетние свидетели не желают давать правдивые показания против своих знакомых. В подобных ситуа­циях эффективно применение методов эмоционального воздей­ствия, сущность которых заключается в создании таких условий, при которых происходит резкое изменение эмоционального со­стояния допрашиваемого, в результате чего обнаруживается зна­ние или незнание интересующего следователя факта, степень заинтересованности в расследуемых обстоятельствах1. Необходимо убедить допрашиваемого, что «покрывать» преступников не в его интересах.

Закон предоставляет законным представителям несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего присутствовать при обыске. Однако следует иметь в виду, что их присутствие не всегда положительно сказывается на эффективности допроса. Это связано с тем, что в присутствии родителей или близких родственников подросток зачастую старается не давать показаний, которые будут в какой-то мере компрометировать его самого. В этой связи необходимо убедить законного представителя не использовать свое право присутствия при допросе. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля неизбежно встает вопрос, тесно связанный с установлением психологического контакта с допрашиваемым, о том, как обращаться к допрашиваемому подростку: на «ты» или на «вы»? Когда этот вопрос решить трудно, то следует придерживаться общепринятых правил к несовершеннолетнему, не достигшему 16 лет, следователь может обращаться на «ты», а к подростку старше 16 лет, предпочтительнее обращаться на «вы».

Исходя из задач установления с допрашиваемым психологического контакта могут быть различные исключения: иногда це­лесообразно к допрашиваемому обращаться по имени, а иногда, наоборот, обращаться на «вы» и к подростку, который еще не достиг 16 лет, так как несовершеннолетние этого возраста ценят, что их не считает следователь маленькими, а обращаются с ними как со взрослыми. Иногда приходится обращаться на «вы» к 15-летнему подростку по другим основаниям. Если допрашиваемый несовершеннолетний, является педагогически запущенным, имеет антиобщественную установку, ранее судим, на допросе держится развязано и нахально, то в целях приведения его в нор­мальное состояние, в определенные рамки, следователь может использовать и обращение на «вы», как бы обращаясь официаль­но и подчеркивая дистанцию между ним и собой.

При допросе несовершеннолетнего свидетеля следует учитывать, что подросток не всегда в состоянии дать полную картину событий, которые он наблюдал, не в состоянии в силу своих возрастных особенностей восприятия сообщить следователю о разных деталях и подробностях, наконец, в отдельных местах по­казаний подросток может домыслить, прифантазировать, дополнять показания не тем, что и как было в действительности, а тем как это, по мнению несовершеннолетнего, должно было быть. Вме­сте с тем, несовершеннолетний порой затрудняется самостоятель­но, подробно и последовательно рассказать о наблюдаемом им событии. В связи с этим, грубой тактической ошибкой является ограничение рабочего этапа допроса только лишь стадией сво­бодного рассказа. В данном случае обязательна вопросно-ответ­ная стадия, на которой перед допрашиваемым ставятся допол­няющие, уточняющие, контрольные и изобличающие вопросы.

Для правильной оценки показаний несовершеннолетнего свидетеля важно выяснить его отношение к происшедшим собы­тиям, и лично к обвиняемому. Желательно, чтобы допросы несо­вершеннолетних не откладывались на длительное время - чем быстрее подросток будет допрошен, тем больше шансов полу­чить правдивые и полные показания. Подросток не только может сравнительно быстро забыть интересующие следователя фак­ты, но и подвергнуться нежелательному воздействию со стороны лиц, заинтересованных в том, чтобы несовершеннолетний не дал на следствии правдивых показаний.

Если в ходе допроса выясняются какие-то обстоятельства, которые отрицательно характеризуют несовершеннолетнего как личность, то непосредственно в ходе допроса не следует ему ука­зывать на это, подвергать его поведение и личностные качества критике и т.д. В такой ситуации подросток может замкнуться, пси­хологический контакт с ним будет утрачен и продолжать в даль­нейшем допрос следователю будет весьма трудно. С другой сто­роны, следователь не должен оставлять без должной нравствен­ной оценки все факты аморального поведения несовершенно­летнего свидетеля, но с точки зрения успеха допроса целесооб­разно с подростком провести такую воспитательную беседу пос­ле окончания допроса, когда протокол допроса будет им уже под­писан.

Некоторые особенности имеет и протоколирование пока­заний несовершеннолетних. В них нельзя употреблять специаль­ные термины (юридические, медицинские, и др.) значение кото­рых подросток не достаточно понимает. Все термины и понятия должны быть записаны так, чтобы они были понятны самому под­ростку. С другой стороны, подросток нередко употребляет такие слова и выражения, которые не являются общепринятыми, но употребляются в его круге общения, приняты в его контактной группе, или являются местными выражениями. Поэтому, в прото­коле допроса должно быть расшифровано, что понимает подро­сток под тем или иным словом, особенно если это относится к названию определенных мест, кличкам, жаргонным или сленговым словам и пр.

Имеет свои тактические особенности допрос малолетних свидетелей. Специфика допроса детей моложе семи лет обусловлена возрастными особенностями, своеобразием детской психологии. Дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет начинают осмысливать окружающую их действительность, запоминать и логически передавать увиденное. Особенностью их восприятия является то, что они плохо еще разбираются в причинных связях, воспринимают событие не в целом, а лишь отдельные, зачастую второстепенные факты. Закон не устанавливает минимального возраста, которого может быть допрошен свидетель. Поэтому, если предел допроса ребенку понятен, он может быть допрошен независимо от его возраста. При этом следует иметь в виду, что допрос для малолетнего является тяжелым психическим испытанием. Но нередко, только таким путем возможно выяснить истинную картину преступления, особенно, когда других свидетелей не имеется..

Важным элементом подготовительного этапа допроса малолетнего является определение обстоятельств, подлежащих установлению и их доведение до сведения педагога. На наш взгляд, рассматриваемом случае следователь лишь определяет пред­мет допроса и круг выясняемых обстоятельств. Формулировку же допросов и выбор их последовательности определяет педагог. Именно он должен задавать допрашиваемому вопросы, поскольку обладает специальными навыками общения с детьми.

Допрос целесообразно производит в обстановке непринуж­денности, в хорошо знакомом ребенку месте: по месту житель­ства, в детском дошкольном учреждении, в школе. Наиболее эф­фективными тактическими приемами могут быть использование ассоциативных связей, моделирование игровых ситуаций, дета­лизация показаний, постановка контрольных вопросов.

Имеет свои особенности и фиксация показаний малолет­них свидетелей и потерпевших. В литературе встречается точка зрения, что показания малолетних допрашиваемых следует от­ражать не в протоколе, а в специально составляемой справке. С каким подходом вряд ли можно согласиться, поскольку доказа­тельственной силы такой документ иметь не будет. Поэтому ос­новным способом фиксации показаний малолетних будет состав­ление протокола допроса, который подписывается педагогом, законным представителем и следователем. Протокол должен пе­редавать все своеобразие детской речи. Естественно, он не должен содержать понятий и терминов, значение которых допрашиваемый в силу возрастных особенностей не знает и не может знать. В качестве дополнительного средства фиксации показа­ний целесообразно использовать аудио- или видеозапись.

Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого. К допросу несовершеннолетнего обвиняемого следователь обязан особенно тщательно подготовиться. При этом важное значение имеет изучение личности допрашиваемого, что позволит спрог­нозировать ход предстоящего допроса, определиться с выбором тактических приемов, направленных на разоблачение ложных показаний. Следует иметь в виду, что в связи с небольшим жиз­ненным опытом несовершеннолетнего, весьма эффективным яв­ляется создание следователем впечатления о своей повышен­ной осведомленности относительно обстоятельств совершенно­го преступления. Это достигается демонстрацией следователем знания биографии, круга интересов, способов проведения досу­га, а так же условий жизни и воспитания подростка. Указанные обстоятельства должны быть выяснены на подготовительном эта­пе допроса обвиняемого.

Не менее важной задачей подготовительного этапа допро­са несовершеннолетнего обвиняемого является решение вопро­са об определении очередности допроса обвиняемых. Важность этого вопроса определяется тем, что значительная часть всех преступлений несовершеннолетних совершается группой. Решая этот вопрос, следователь должен учитывать следующее:

- наличие данных, указывающих, что кто-то из несовер­шеннолетних в силу его личностных качеств быстрее даст правдивые показания;

- степень доказанности участия в совершении преступления того или иного несовершеннолетнего;

- данные о роли, которую несовершеннолетний играл во время совершения преступления, был ли он организатором или второстепенным соучастником; при этом второстепенному соучастнику должно быть отдано предпочтение перед организатором;

- данные, указывающие, кто из несовершеннолетних обви­няемых является в группе лидером, а кто ведомым, нет ли в ней так называемого «оппозиционера», который противостоит лидеру или всей группе допрос целесообразно начинать с «оппозицио­нера» или ведомых, а лидер должен быть допрошен последним.

Только учет всех указанных обстоятельств позволит следо­вателю оптимально, тактически верно определить, кого из груп­пы несовершеннолетних обвиняемых целесообразно допраши­вать первым.

Следует также иметь в виду, что с морально-этических позиций было бы неверно задавать подростку вопросы, связанные компрометацией его родителей или других близких ему людей, выяснением их аморального образа жизни и пр. Об этом с обви­няемым можно вести речь только в тех случаях, когда он сам об лом заговорит, т.е. инициатива дачи показаний о неблаговидной юли родителей в совершении преступления должна принадлежать допрашиваемому.

Назначение экспертиз. При расследовании преступлений несовершеннолетних могут быть назначены различные судебные экспертизы, необходимость назначения которых обусловлена характером совершенного преступления. Вместе с тем, по делам о преступлениях несовершеннолетних могут назначаться следую­щие специфические экспертизы, которые связаны с особенностью возраста и психики несовершеннолетнего обвиняемого. К та­ким экспертизам относятся судебно-медицинская экспертиза, судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы. Судебно-медицинская экспертиза для определения возра­ста должна быть обязательно назначена, если документы, уста­навливающие возраст не только отсутствуют, но и невозможно их получить или восстановить. На ее разрешение обычно ставится вопроса каков возраст обследуемого лица. Разрешая этот вопрос, возможно установить лишь год рождения. В этом случае за дату рождения принимается 31 декабря. Если эксперты указыва­ют возраст в определенных пределах, то в этом случае за уста­новленный принимается минимальный возраст.

По делам о половых преступлениях несовершеннолетних иногда назначаются судебно-медицинские экспертизы, перед ко­торыми ставят вопросы о достижении лицом половой зрелости, способности обвиняемого к половому сношению, о его репродук­тивной способности (возможности быть отцом), о наличии вене­рических заболеваний и др.

По ряду дел, особенно о тяжких преступлениях, при рас­следовании преступлений несовершеннолетних нередко назначают судебно-психиатрическую экспертизу. Основанием для на­значения этой экспертизы обычно бывают данные о психических заболеваниях, совершение преступления без видимых мотивов или с особой жестокостью.

Перед экспертами обычно ставятся такие вопросы: стра­дало ли данное лицо в момент совершения преступления душев­ным заболеванием и могло ли оно отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, не находилось ли лицо во времен­ном болезненном состоянии, не является ли несовершеннолет­ний психически больным в настоящее время и не нуждается ли в применении мер медицинского характера, и другие.

Наибольшую специфику имеет назначение по делам несо­вершеннолетних судебно-психологической экспертизы. Она дол­жна быть назначена в случае, когда имеются данные о том, что подросток в интеллектуальном и волевом отношениях развит зна­чительно слабее, нежели присущие в норме лицам данного воз­раста и поэтому возможно не вполне осознавал значение своих действий. В этой связи важны выводы ранее проведенной судебно-психиатрической экспертизы, которой подросток хотя и при­знан вменяемым, но констатирована определенная степень ум­ственной отсталости.

На разрешение эксперта-психолога в этом случае ставятся следующие вопросы:

- соответствует ли уровень умственного развития возрасту несовершеннолетнего.

- уровню развития какого возраста соответствует факти­ческое развитие данного лица;

- можно ли на основе данных психологии и педагогики сде­лать вывод о том, что несовершеннолетний, в силу уровня и осо­бенностей умственного развития, не сознавал полностью значе­ние своих общественно опасных действий;

- имеются ли у несовершеннолетнего особенности разви­тия тех или иных сторон личности наличие которых затруднило возможность руководить своими действиями или сделано это не­возможным в имевшейся конкретной ситуации;

- способен ли данный несовершеннолетний правильно вос­принимать определенные факты и правильно их описывать в сво­их показаниях.

При назначении экспертизы следователь в распоряжении эксперта направляет материалы уголовного деле, в котором дол­жны содержаться данные о развитии и поведении подростка, а также представляется возможность психологического обследова­ния подростка. В качестве экспертов могут быть приглашены спе­циалисты в области психологии или педагогики, либо психологи­ческая экспертиза может быть совмещена с психиатрической, если эксперты-психиатры обладают специальными показаниями в области возрастных и психологических характеристик подрост­ков.

 

 

Заключение.

Таким образом, следует отметить, что преступления совершаемые несовершеннолетними имеют свою специфику, выражающуюся в особенностях некоторых элементов способа преступления, в частности способа подготовки преступления и способа сокрытия преступления. Знания о данных особенностях важны для всех сотрудников занимающихся раскрытием и расследованием преступлений, в первую очередь для следователей.

 

Список использованной литературы.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации - М., 2011г.

Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2011г.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: ИКФ “ЭКМОС”, 2011.

Шурухнов Н.Г. Криминалистика: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 720 с.

Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. Р.С. Белкина – Изд. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Норма, 2005. – 992 с.

Ищенко Е.П., Образцов В.А. Криминалистика: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 780 с.

Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. – М.: Изд-во Инфра-М, 2005. – 746 с.

Криминалистика: Учебник. / Отв. ред. Н.А. Яблоков - 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Юристъ, 2008. – 718 с.

Криминалистика: Учебник. / Под ред. А.П. Филиппова. – 3-е изд. доп. и перераб. – М.: Спарк, 2008. – 750 с.

Курс криминалистики. В трех томах. / Под ред. В.Е. Корноухова. – М. 2004.

Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е изд. доп. и перераб. / Под ред. док. юрид. наук, профессора – Смагоринского Б.П. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2008. – 432 с.

Криминалистика./ Под ред. А.Ф. Волынского и А.Г. Филиппова. — М.: Спарк, 2008.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессуальные, психологические и криминалистические особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними | Доказательство. Интегральный признак Коши
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.