Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещение




БЫТ.

ЛЕКЦИЯ 41. Русская культура середины-II половины XVIII века (после Петра I).

? Для развития культуры в первой четверти XVIII века характерно:

- торжество светского начала (к-ра обмирщилась, приобрела светский характер)

-следование европейским образцам

-разрыв с традиционной народной культурой

Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основным населением страны. В России возникли как бы две культуры: господствующая, тесно сблизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной.

 

Важнейшая черта – дифференцированность образа жизни, наличие значительных различий в образе жизни разных сословий (дворянство, купечество, крестьянство).

Жизнь крестьян, их интересы, досуг тесно связаны с хозяйственной деятельностью. Подавляющее большинство крестьян было неграмотным. Досуг обычно появлялся в лишь в зимнее время, после завершения селькохозяйственных работ, заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хороводами, посиделками.

Ничего общего с деревенским не имел быт богатого помещика. Костюм, интерьер дома, ежедневный стол помещика отличались не только богатством, но самим типом. Помещик носил мундир, а позднее фрак. Богатые дворяне выписывали поваров из-за границы, имели многочисленную дворню: лакеев, кучеров…

Даже в конце XVIII века лишь немногие дворяне были хорошо образованы. И все же свобода от нужды и служебных обязанностей (после Манифеста о вольности дворянства) обеспечили расцвет культуры второй половины XVIII и XIX веков.

 

В середине XVIII века российская система образования отличалась сословным характером.

Большей частью школы, основанные при Петре I стали дворянскими и выходцы из других сословий не могли обучаться в них.

В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова и при поддержке И.И. Шувалова (приближенный Елизаветы) был основан Московский университет. Его устав предусматривал преподавание на руссском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). В отличие от многих

российских учебных заведений университет был открыт для выходцев из непривилегированных сословий. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Здесь не было непременного для Западной Европы богословского факультета.

Во второй половине XVIII века сеть учебных заведений стала расширяться. В 1786 году выработанный план устройства системы народного образования был утвержден Екатериной. Этот год считается началом народного образования в России. С этого времени происходит рост числа учащихся и учителей. В губернских городах были созданы четырехклассные, а в уездных городах – двухклассные народные училища. В первых двух классах преподавали чтение, письмо, счет, закон Божий. В старших классах – историю, географию, геометрию, физику. К концу XVIII века в 288 народных училищах обучалось более 22 тысяч учащихся.

Выросло и число дворянских учебных заведений. К концу XVIII века в России было пять кадетских корпусов для дворян (Шляхетский, Морской, Кадетский, Пажеский…)

Екатерина II восприняла новые педагогические идеи, появившиеся в Европе. Суть их заключалась в том, что человеку недостаточно дать определеный набор знаний – необходимо изменить его психологию, нравственные ориентиры. Для этого нужно изолировать детей от испорченного мира взрослых. Активным проводником этих идей в России стал сподвижник императрицы в развитии просвещения И.И. Бецкой. По его замыслу надо было создать сеть закрытых сословных учебных заведений, где изолированные от дурного влияния взрослых, воспитывались бы дети в возрасте от 5 до 15 лет. Появились созданные Бецким благоодные пансионы. Он впервые обратил внимание на женское образование. В 1764 году был создан Смольный институт благородных девиц, в котором имелось отделение для девушек недворянского происхождения.

В 1783 году открылась Академия по изучению русской словесности, возглавила одна из самых образованнейших женщин Ектерина Дашкова (подруга и сподвижница Екатерины II).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.