Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демонстрируются потребности человека

БЖД — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Она является областью знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку (природе), закономерности их проявления и способы защиты от них. То есть предметом исследований науки о БЖД — являются опасности и их сово­купность (после опасностей), действующие в системах «объект защи­ты — источник опасности», а также средства и системы защиты от опасностей.Основным объектом защиты от опасности яв­ляется - человек.

Вопрос № 4

Продолжительность жизни людей в пенсионном возрасте

Среднюю продолжи­тельность жизни людей в пенсионном возрасте.

Последняя является интегральным показателем негативного влияния условий жизни, - определяется как, разность средней продолжительности жизни людей и продолжительности жизни людей пенсионного возраста, установленного в стране.

Страна СПЖ, лет Пенсионный возраст, лет Продолжительность жизни в пенсионном возрасте, лет
Япония      
США:      
мужчины 76,4   11,4
Россия:      
женщины 72,7 (74,3) 55 (55) 17,7 (19,3)
мужчины 59,3 (61,8) 60 (60) -0,7 (1,8)

Примечание. В скобках приведены данные по Москве.

Данные, свиде­тельствуют о весьма серьезной ситуации, связанной с продолжитель­ностью жизни мужчин в России в предпенсионном и пенсионном возрасте. В среднем мужчины России умирают, не достигнув пенсионного возраста.

Средняя продолжительность жизни лю­дей в развитых странах составляет 75 лет и более, а в развивающих­ся — 63 года и менее. В Африке средняя продолжительность жизни — 52,5 года, а в Европе — 73,1 года.

 

«Учение о БЖД. Понятие, цель и причины возникновения учения о БЖД, принципы функционирования»

Основной целью БЖД является - защита человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения, а так же формирование у специалистов представления о не­разрывном единстве профессиональной деятельности с тре­бованиями безопасности создаваемой и эксплуатируемой ими техни­ки достижение комфортных условий жизнедеятельности и защищенности человека от опасностей.

Учение о БЖД в РФ —необходимо для формирования и широкой пропаганды знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних причин, для позитивно­го решения демографических проблем в России.

Значение этих проблем для нашей страны трудно переоценить, поскольку, по прогнозам, в обозримом будущем России грозит выми­рание. Поэтому важнейшей задачей, стоящей сейчас перед обществом и госу­дарством, является стабилизация численности населения России, сохра­нение ее генофонда.

Решение демографических проблем требует:

1. значительного роста ВВП (с 1999—2003 гг. ВП вырос на 29,9 %);

2. модернизации системы гос управления в человекозащитной сфере;

3. формирования научного потенциала, направленного на раз­витие учения о БЖД населения страны в техносферных условиях;

4. создания концепции всеобщего и профессионального обуче­ния Россиян, по БЖД, направленной на овладение ими знаний о культуре безопасности.

На БЖД возлагаются следующие задачи-

Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками для:

1. Для идентификации в среде обитания негативных воздействий естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

2. Прогнозирования процессов развития негативных воз­действий и оценки их последствий;

3. Создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

4. Проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов, объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

5. Разработки и реализации мер защиты человека и среды обита­ния от негативных воздействий;

6. Обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

7. Принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных ЧС и современных средств поражения, принятия мер по ликвидации их последствий.

В своей деятельности БЖД опира­ется на следующие принципы:

Принцип антропоцентризма - «Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его сущест­вования».

Принцип существования внешних воздействий на человека - «Че­ловеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздей­ствию со стороны какого-либо негативного фактора».

П ринцип возможности создания для человека безопасной среды обитания - «Создание комфортной и травмобезопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюде­нии в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека».

Принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания - «Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижени­ем их значимости и применением человеком защитных мер».

П ринцип отрицания абсолютной безопасности - «Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима». На Земле всегда существуют естественные опасности, во-вторых, неизбежны антро­погенные опасности и, в-третьих, практически неустранимы полно­стью и технические опасности.

Принцип науки о БЖД - «Рост знаний человека, со­вершенствование техники и технологии, применение защиты, ослаб­ление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей».

Возникновение и формирование учения о БЖД в Рос­сии — это потребности общества и человека в защите от опасностей.

Потребность в безопасности, следует непосредственно за физиологическими потребностями, при­сущими всему живому, является первой потребностью.

Потребности общества проявляются в:

· сохранение здоровья и трудоспособности членов общества;

· защите членов общества от естественных опасностей;

· сохранении или рациональном росте численности членов об­щества в условиях воздействия опасностей от внешних причин.

Потребности человека проявляются в:

· употребление качественных продуктов, питьевой воды, атмо­сферного воздуха;

· защите жизни и здоровья от внешних опасностей среды обита­ния;

· стремлении к повышению СПЖ;

Причинами возникновения учения о БЖД в техносфере являются:

· высокая смертность населения от внешних причин репродуктив­ного возраста особенно М;

· низкие показатели СПЖ, преж­де всего характерные для мужской части населения;

· ежегодное снижение общей численности насе­ления России в настоящий период (до 2012г.).

И последнее, что мы рассмотрим на лекции – это понятие безопасность.

Безопасность - это состояние объекта защиты и системы «человек – среда обитания», при котором полностью отсутствует воздействие опасностей или риск не превышает приемлемого обществом значения, а уровни вредных факторов (потоков вещества, энергии и информации) – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды.

В процессе воздействия опасностей в системе «чело­век—техносфера» следует учитывать: «На любой объект защиты одновременно воздействуют все потоки, поступающие из вне в зону его пребывания».

Выделяют две ситуации, связанные с воздействием опасностей на человека:

1-я ситуация — длительное воздействие постоянных или перемен­ных опасностей ограниченной интенсивности в локальных, регио­нальных и глобальных зонах. Сюда входят ситуации, связанные с длительным действием опасностей на производстве, в быту и в горо­де, а также действия глобальных опасностей (потепление климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, повышение радиоак­тивного фона атмосферы);

2-я ситуация — кратковременные воздействия импульсных опас­ностей высокой интенсивности в локальных, максимум в региональ­ных зонах. Сюда входят ситуации, связанные с техногенными авария­ми, катастрофами и СБ.

Наглядным примером этого служат НРБ. Облучение в больших дозах являются опасными и могут вызвать заболевание или смерть. Небольшие дозы могут обусловить нестахостические эффекты (заболевания крови, злокачественные опухоли, врожденные уродства и прочее).

Негативное влияние внешних факторов можно уменьшить по трем направлениям:

1. Личными мерами безопасности,

2. Общественными (коллективными) мерами безопас­ности,

3. Обеспечением качественного состояния среды обитания.

Личные меры безопасности связаны с рациональным выбором места жительства, соблюдением правил и норм охраны труда, следо­ванием традициям здорового образа жизни, которые могут сущест­венно продлить жизнь каждого человека и его близких, избавить их от преждевременной старости и гибели.

Коллективные меры безопасности. Они направлены на реализацию безопасных условий деятельности и быта; эффективную работу сис­тем предупреждения и защиты населения от техногенных и естест­венных катастроф. Эффективность коллективных мер во многом обу­словлена успешным взаимодействием государственных струк­тур, наличием законодательно-нор­мативной базы, использованием современных средств и методов защиты.

Обеспечение качественного состояния среды обитания. Этодостигает­ся главным образом в результате рационального обращения с ресур­сами и отходами, нормативными требованиями по безопасности и экологии.

Эффективное использование знаний «культуры» безопасности позволяет существенно сократить людские потери от нарушения здо­рового образа жизни, пренебрежения опасностями, нерационально­го выбора условий проживания и т. п.

Системы безопасности. В реальных условиях на объект защиты могут действовать одно­временно несколько источников опасности, создавая поле опасно­стей. Анализ таких систем безопасности достаточно сложен.

Демонстрируется поле опасностей.

Существуют следующие системы безопасности, в области защиты человека и че­ловечества:

— человек как отдельная личность в среде обитания;

— группа людей в среде обитания;

— население города (региона) в техносфере;

— человечество в биосфере и техносфере;

— жизнь на Земле в космической среде.

В свое время с появлением различных приспособлений, двигателей, тех­нологий и т.д. появляются научно-технические разработки в области безопасности труда, получившие первоначально название техника безопасности.

К середине XX столетия она заменяется понятием — безопасность (охрана) труда, которая включает, кроме основ ТБ, широкий круг вопросов, связанных с соблюдением безопасных условий труда.

В 50-е годы XX столетия в мире, а в России официально с 1972г. возникло новое направление защитной деятельности — охрана (защи­та) окружающей среды, главная цель которой сводилась к смягчению негативного влияния техносферы на биосферу.

В конце 80-х годов в нашей стране берет начало защитная деятельность в об­ласти ЧС (образование МЧС в декабре 1990г), а также Госгортехнадзора.

Учитывая, что сейчас основной средой обитания для человека стала техносфера, обладающая высокой концентрацией опасностей, возникла необходимость вовлечения в защитную деятель­ность всего населения нашей планеты. В связи с этим появилась новая область научных знаний — наука о БЖД человека в техносфере и понятие культура безопасности.

Сегодня в России для защиты человека и зон его пребывания от опасностей реально существуют следующие системы безопасности:

Система безопасности Объект защиты Опасности, поле опасности
Безопасность (охрана) труда Человек Группа людей Опасности среды дея­тельности людей
Защита в чрезвычайных ситуациях Человек Группа людей Техносфера Природная среда Материальные ресурсы Естественные, техноген­ные и антропогенные чрез­вычайные опасности
Охрана окружающей сре­ды Городские и иные сели­тебные зоны Природная среда и ее ре­сурсы Опасности техносферы Антропогенные опасно­сти

Правовой основой в области обеспечения БЖД является:

1. Конституция – основной закон государства.

2. Федеральные законы.

3. Указы Президента РФ.

4. Постановления Правительства РФ.

5. Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

6. Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

7. Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Заключение.

В данной лекции мы с вами познакомились, правда, очень кратко про взаимодействие человека с окружающей средой, условиями его жизнедеятельности. Уяснили себе, что человека окружает большое количество опасностей и рисков, которые происходят из природной среды, техносферы и самого человека. Человек может быть как объектом защиты, так и объектом опасности.

Дляобеспечения комфортного и травмобезопасного взаимодействия человека с окружающей средой появилась новая отрасль знаний, а именно БЖД. Она включает в себя как теоретическую часть, так и практическую сторону. Из данной отрасли знаний мы с вами на последующих занятиях в основном будем изучать опасности, возникающие и действующие на человека и окружающую среду во время ЧС или в военное время, также способы и методы защиты от них.

Полученные знания и практические навыки будите использовать при оказании медицинской помощи пораженным в особый период, будите организовывать работу подчиненного персонала, так же помнить, что

профессия медика является хоть и гуманной, но врачевание людей является одним из опаснейших занятий на Земле. По данным «Федерального центра гигиены и эпидемиологии», заболеваемость медицинских работников в нашей стране находится на 5 месте среди других профессиональных групп. Люди в белых халатах страдают от недугов, заработанных на профессиональном поприще, даже чаще, чем работники химической промышленности.

Результаты исследований показали, что профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжелопо сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у стоматологов, инфекционистов, патологоанатомов. Поэтому вы должны постоянно использовать в своей профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере своей профессиональной деятельности, и характере мышления.

 

Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК А. Шабров

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Катастрофы, которые происходят в России | Требования сирени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.