Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение драматических произведений в школьном курсе литературы: этапы, методы, приемы




 

2.1.На этапе подготовки к восприятию драматического произведения нужно подбирать такие материалы, которые бы заинтересовали учеников. Важно, чтобы эти материалы имели прежде всего общеинформационный, научный и методический характер.

1.К общеинформационным материалам принадлежат сведения об истории определенного театра или написании драматических произведений; отдельные сведения из биографий драматургов, связанные с программным произведением; выражения известных критиков, писателей о драматурге; письма или другие источники, в которых содержатся интересные материалы, которые касаются писателя и его произведения и т.п. Например, характеризуя древнегреческий театр во время изучения творчества «отца трагедии» Эсхила, можно заинтересовать учеников рассказом об афинском театре:

В минувшем столетии археологи довольно тщательно обследовали руины большого количества греческих театров разных эпох, среди них и афинский театр Диониса, на сцене которого играли и трагедии Эсхила. Афинский театр Диониса вмещал 17000 зрителей (ни один современный театр мира не достигает таких размеров). Вместо потолка – голубое небо, а освещало помещении – яркое солнце. Имел театр три части: первая и главная часть, орхестра, — большая круглая площадка для танцев, посреди которой был расположен алтарь Диониса, где выступали актеры. Поскольку античная драма имела хоровое происхождение, на орхестре действовали и хоры — драматические или лирические. Хор принимал непосредственное участие в развития сюжета на сцене, поэтому часто взаимодействовал с актерами. Когда нужно было отделить хор и актеров, прибегали к механическим приборам, с помощью которых поднимали или опускали часть площадки, где располагался хор или актеры. Вторая часть театра, скена, — помещения для переодевания актеров, стена которого разрисовывалась как декоративный фон для спектакля. А третья — места для зрителей. Они окружали орхестру подковой. Сначала это были деревянные ряды, которые с течением времени заменили на каменные.

Но интереснейшими в театре Диониса были сами актеры. Они выступали в масках, которые отвечали требованиям искусства к обобщенным образам. Маска покрывала не только лицо, а и голову актера. Цвет, выражение лица, прическа маски определяли возраст, пол, общественное состояние, моральные качества, душевное состояние героя, поэтому ее постоянно меняли. Отсутствие мимики компенсировалось богатством и выразительностью движений тела и декламационным искусством актера. Мифических героев греки воображали могущественными великанами, поэтому трагические актеры носили котурны (обувь с подставками), высокие головные уборы, из которых спускались длинные кудри, и подкладывали подушки под длинные, как старинные одежды царей, костюмы. Женские роли выполняли мужчины. Итак, представьте себе такой театр, выберете наиболее удобные, на ваш взгляд, места и начнем читать драму...

Знакомство с творчеством В. Шекспира уместно было бы начать с рассказа о театре "Глобус", на сцене которого впервые состоялось представление трагедии "Гамлет". Слово учителя или подготовленного ученика (учеников) может быть таким:

"В третий раз звучит рог. Открывается занавес. На сцене отсутствуют декорации, она покрыта соломой и ветвями пихты. С обеих сторон сцены на рядах сидят или лежат возле занавеса коммерсанты, молодые аристократы, которые способные заплатить дороже. Шляпы с высоким пером на их головах мешают видеть, что творится на сцене, тем, которые стоят в партере, – школьникам, матросам, мастерам, торговцам, бродягам, слугам...

слышно смех, шутки, ссоры. Из карманов вынимается пища, так как стоять приходится несколько часов под открытым небом. Но ни снег, ни дождь, ни ветер, который доносит едкий запах из расположенного рядом зверинца, не мешают преданным театру зрителям. Они смотрят новый спектакль – Гамлет". А театр носит название "Глобус". Он построен из дерева в предместье Лондона, на правом берегу Темзы. Но видно здание далеко. На башне театра, которая поднимается над соломенной крышей, блестит большой золоченный шар, который поддерживает статуя Геракла. Под нею надпись "Весь мир лицедействует..."

Так вот и нам выпала счастливая возможность обратиться к признанной во всем мире знаменитой трагедии Вильяма Шекспира "Гамлет, принц Датский..."

Перед прочтением "Фауста" Гетте можно рассказать о Веймарском театре; анализируя драму Б. Брехта "Матушка Кураж и ее дети", раскрыть сущность "эпического театра" Б. Брехта..

Во время рассказа о театре уместно обратиться к иллюстративному материал у. Комментируя иллюстрации, следует предложить ученикам пополнить свой словарный запас театральной лексикой, которая поможет лучше высказать свои мысли на уроках по изучению драматических произведений, а в театре – ощутить себя подготовленным зрителем. Так, когда будет идти речь о зале для зрителей, с пониманием использовать слова: амфитеатр, бельетаж, партер, зритель, ложа бенуар, ярус и др. Рассматривая сцену, уметь объяснить слова: авансцена, бутафория, рампа, декорация, задник, занавес, софиты, кулисы, суфлер и т.п. Важно, чтобы ученики знали названия лиц, причастных к театру, а именно: актер, актриса (следует выяснить отличие между словами артист, артистка), драматург, капельдинер, режиссер, костюмер, художник и др.

2. К научному материалу принадлежат прежде всего литературоведческие сведения, комментарии, объяснения слов и т.п. За годы учебы в школе ученики должны получить общие понятия о драме и драматических жанрах, как этого требует программа. Для общего представления о драме и драматических произведениях в кабинете литературы может демонстрироваться таблица, к которой учитель обратится на уроках по обзорному изучению драмы и во время рассмотрения отдельного драматического жанра. Например: комедия, миракль, моралите, водевиль, мелодрама, трагикомедия, интермедия

На этапе подготовки к восприятию произведения поясняется общее определение драмы как литературного рода:

Драма (гр. Drama – действие) – один из литературных родов, который изображает мир в форме действия, большей частью предназначенного для сценического воплощения.

Пользуясь этим определением, учитель поможет ученикам во время чтения драматического произведения вообразить театральную сцену и действия на ней. К чтению драмы, в особенности, если она изучается впервые в школьной программе, необходимо вместе с учениками внимательно познакомиться с действующими лицами.

Например, изучая в 8 классе первое драматическое произведение «Ревизор», важно обратить внимание учеников на действующих лиц, каждое из них следует прокомментировать, чтобы обеспечить первичное понимание текста.

Изучая «Прометей прикованный», начать важно именно с образа Прометея, так как Эсхил, обращаясь к древнему мифу о боге огня, придает ему новый смысл. У Эсхила Прометей — сын Фемиды — земли, один из титанов. Когда Зевс пришел к власти над богами и против него восстали титаны, Прометей помог ему. Но когда боги задумали потерять человечество, он заступился за людей и принес им огонь из небесного алтаря, чем вызвал гнев Зевса.

Трагедия Эсхила начинается с сцены наказания Прометея, и, если не сделать предварительные объяснения, ученикам будет тяжело понять содержание первой сцены, а потом и дальнейшее содержание произведения. После установления главного действующего лица, поясняются и другие:

o Власть, Сила — демоны, родившиеся богиней Стикс, дочерью Океана.

o Гефест — бог огня и кузнечества.

o Океан — титан, брат Фемиды, матери Прометея.

o Ио – дочка аргосского царя Иноха, которую полюбил Зевс.

o Гермес — бог торговли, ремесленничества, а также мошенничества, вестник богов.

o Океаниды — нимфы, дочери Океана и Тетии.

Готовясь к чтению драматического произведения с учениками в классе, учитель может заранее определить, какие слова, словосочетания или отдельные тезисы необходимо объяснить ученикам и подготовить эти объяснения.

Например, к Прологу трагедии важно предоставить такие объяснения словам и выражениям:

o Фемиды мудрый сын... — богиня справедливости и правосудия отождествляется у Эсхила с матерью титанов Геей (землей).

o Нартек — растение, сердцевина которого медленно тлеет и потому долго сохраняет огонь.

o Тетия — титанида, дочь Урана (неба) и Геи (земли).

3. Когда необходимые общеинформационные и научные материалы собраны, перед учителем возникает проблема методического характера: как эти материалы эффективно использовать во время изучения драматического произведения. Итак, прежде всего нужно выяснить, какую информацию он будет показывать к ученикам, а что поручит творческой группе учеников. А именно: оформление доски; выставка книг о жизни и творческой деятельности драматурга, его произведений; театральные афиши; грамзаписи или видеозаписи отрывков спектаклей; ведение театральных словарей; отбор действий пьесы, которые ученики выразительно прочитают или смогут сыграть в классе (или на заседании драматического кружка, литературном вечере).

2.2. Чтение драматического произведения.

Необходимо помнить, что драматические произведения предназначены прежде всего для постановки на сцене, а не чтения. Учитывая это важное их отличие от эпических и лирических произведений, и будем рассматривать второй этап работы над драматическим произведением. Есть немало читателей именно драматических произведений. Что привлекает их?

Обратимся к одной из гипотез: умелое чтение драматического произведения помогает квалифицированному читателю легко воспринимать индивидуальную художественную манеру драматурга, воссоздавать в воображении возможное его театральное воплощение, которое обеспечивает глубокое восприятие авторского текста – первоосновы театра.

Квалифицированное чтение драматического произведения на уроках литературы убедит учеников в том, что главным критерием оценки театрального спектакля есть внимательно прочитанный и понятый как по смыслу, так и по художественной форме авторский текст. Именно в нем заложены все тайны и сценические возможности пьесы. И тогда, пересматривая любую пьесу, а в особенности классическую, ученики научатся воспринимать и оценивать ее с позиции того, насколько коллективу театра под руководством режиссера удалось воплотить на сцене гениальные творения Эсхила, Шекспира, Ибсена, Чехова, Брехта и других всемирно известных драматургов.

На этапе чтения драматического произведения наиболее эффективен метод творческого чтения. Обратившись к схеме, определим главные приемы этого метода и виды учебной деятельности учеников




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.