КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные методы научного познания
Понятие о методе научного познания. 1.Метод (путь исследования, или познания) – это способ построения и обоснования системы философского знания. Это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Своими корнями метод восходит к практической деятельности человека. Приемы практической деятельности должны были сообразоваться со свойствами и законами действительности. Развитие и дифференциация методов мышления в ходе развития познания привели к учению о методе – методологии.
Основное содержание метода науки образуют, прежде всего, научные теории, проверенные практикой. Любая такая теория, по существу, выступает в функции метода при построении других теорий в данной, или других областях знания.
В наше время существует несколько мнений относительно классификации методов научного познания. Среди них: всеобщие, общие, частичные. Всеобщий, то есть диалектико - материалистический.
Американский философ Р.Мертон пришел к выводу, что существуют не два – эмпирический и теоретический, а три уровня научного познания: эмпирический, эмпирически-теоретический и собственно теоретический.
Соответственно и методы научного познания делятся на: а) методы эмпирического уровня исследования; б) методы, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях; в) методы теоретического уровня.
Методами эмпирического уровня исследования являются: - наблюдения, ведутся по плану с помощью органов чувств, приборов, инструментов. Объект изучается с помощью ощущений. - измерения – температуры, уровня воды в реке, атмосферного давления, излучения и т.п.;
- описание – фиксирование данных наблюдений и теоретическое осмысление; - эксперимент – целью этого метода является получение новых знаний об объекте, процессе.
Эксперименты подразделяются на три группы: поисковые, проверочные, осуществляющие. Первые проводятся для нахождения ранее не известных свойств, особенностей объекта; Вторые проводятся для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез. Третьи проводятся для того, чтобы создать ранее не известные вещества, применить их в практике.
2. Методы, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях, следующие: 1. Анализ и синтез – они определяются как процесс условного деления объекта на части с целью детального изучения каждой из них и так же условного их объединения в целое.
2.Индукция и дедукция. Индукция – это форма умозаключения и метод научного исследования. Выделяют 3 вида индуктивных умозаключений: а) Полная индукция – умозаключение о классе предметов или явлений на основе изучения всех его элементов. б) Популярная индукция – утверждение на основе определения наиболее характерных признаков, особенностей нескольких элементов, которые присущи всему классу объектов; в) Научная индукция определяет характерные черты, признаки, свойства, но рассматривает их с учетом внутренних связей и отношений между ними.
Дедукция – этот метод характеризует переход от общего, к единичному.
Аксиома: Все что утверждается либо отрицается относительно всего класса, с необходимостью утверждается или отрицается относительно отдельных предметов этого класса». Это метод применяется при построении научных теорий, в экономике при оценке эффективности производства. 3. Абстрагирование – это мысленный отрыв отдельного предмета или явления с целью подробного его изучения, а потом такого же мысленного его возврата, внедрения в систему, в которой он взаимодействует с другими ее элементами.
4.Аналогия и моделирование. Аналогия – метод научного исследования, когда на основе подобия предметов по одним признакам, делается вывод о возможной схожести этих предметов по другим признакам. Но эти знания надо проверять (луна, горы, моря, люди). Моделирование – когда сначала создают модель будущего объекта: корабля, самолета – изучают поведение ее в разных ситуациях..
5. Формализация – содержанием данного метода является замена словесной формы символами, формулами. Используется в математике, физике, химии. К методам теоретического исследования относятся: 6.Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрактное – это результат мышления, а конкретное как разнообразие чувственно воспринятых вещей и явлений. Оно выражает движение теоретической мысли от абстракций в их наиболее общей форме к все более полному разнообразному воспроизводству предмета или явления. Восхождение от абстрактного к конкретному есть обогащение абстрактного новым, разнообразным содержанием. 7.Единство исторического и логического: а) Историческое – это реальный исторический процесс развития природы и общества. Это способ воспроизводства в мышлении исторического процесса в хронологической последовательности и конкретности.
б ) Логическое – это то же самое историчсеское, но абстрагированное от конкретных исторических, которое выражает в теоретической форме направление развития.
в) Системно – структурный анализ – благодаря этому методу предусматривается изучение объекта, как в целостности его структуры, так и его составляющих. Он применяется при исследовании сложных явлений в физике, биологии, в общественных, технических, сельскохозяйственных науках.
Исследование начинают с изучения свойств характерных для определенной структуры объекта, после изучается следующий элемент структуры, а потом анализируются внутренние связи между всеми элементами объекта. Такой подход позволяет избежать ошибок в процессе познания.
Ответьте на вопросы: 1. Что такое метод? 2. Что является содержанием метода науки? 3. Какие методы научного познания вам известны?
4. Какие уровни научного познания вам известны? 5. Что относится к методам эмпирического уровня исследования? 6. Какие три группы экспериментов вы знаете? 7. Какие методы используются на эмпирическом и теоретическом уровнях? 8. Сущность анализа и синтеза? 9. Сущность и виды индукции? 10. Сущность дедукции? 11. Что такое абстрагирование, аналогия, моделирование, формализация? 12. Какие методы теоретического исследования известны вам? 13. В чем сущность метода восхождения от абстрактного к конкретному? 14. В чем сущность исторического и логического? 15. Сущность системно – структурного анализа?
Литература: 1. Спиркин А.Г. «Философия» Москва 2000 г. 2. Калашников В.Л. «Философия (курс лекций) Москва 1999 г. 3. Герасимчук А.А. «Філософія» (курс лекцій) Київ 1999 р.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |