Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека




В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной.

Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу.

Орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

 

Но, почему наши животные предки начали трудиться и почему трудовая активность превратила, в конечном счете, обезьяну в человека?

В популярной литературе часто можно найти такой ответ: для того, чтобы поддерживать свое существование, люди должны есть, пить, защищаться от холода и т.п., а это вынудило их к производству материальных благ.

Однако в природе животные, включая наших животных предков, не производят, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддерживать свое существование. Но даже и тогда, когда животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

 

Если мы выводим мышление из труда, а не труд из мышления, у нас нет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу (тем более, в течение короткого периода тысячи лет) от инстинктообразных к целеполагающим формам труда.

Но коль скоро труд в его ставших формах возник, мы действительно получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело не столько в том, что труд, по-видимому, сыграл действительно решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека.

Речь идет о сдвиге с генетических форм наследования на социальные.

Животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, содержащую в себе элементы целеполагания, известного под именем «ручного интеллекта» или «практического мышления».

Однако это не влечет последствий, которые обнаруживаются у человека. Опыт не аккумулируется, передача его от поколения к поколению не осуществляется, развитие животных не происходит.

 

Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ними. Это достигается тем, что в процессе изготовления предмету придается целесообразная форма – опредмечивание.

Распредмечивание этих форм осуществляется как развитие человеческих способностей.

Превращение цели в предмет (орудие труда) – опредмечивание, а умение пользоваться – распредмечивание. Достижение цели требует опосредствующих моментов. Посредством чего-то.

Опредмечивание не только создание орудий труда, а живопись, обряды, суеверия, язык и т.д. А распредмечивание – это способность понять, что это значит или могло бы значить. Здесь не важна правильность понимания, а важен сам процесс мысли. Человек стал мыслить.

Навыки по опредмечиванию и распредмечиванию закрепляются в социальных отношений и передаются путем обучения.

 

 

Труд – это целесообразная, осмысленная деятельность по преобразованию природы.

Человеческий труд отличается от прос­того естественного преобразования прежде всего тем, что он предполагает участие по­средников в производственном процессе. Посредник – орудие труда.

Простое естественное присвоение состоит в собирании готовых жизненных средств, например плодов. В этом случае нет тру­да в собственном смысле слова.

Первобытное состояние человечества, когда род человеческий рассеян в лесах среди животных и живет тем, что ему дают сами растения. Т.е. нет трудовой деятельности. Животное довольствуется тем, что дает природа.

 

Обезьяна, снимающая кожуру с пло­да, птица, строящая гнездо, или бобер, со­оружающий плотину, поистине изменяют природу ради ее использования. Но они употребляют для этой деятельнос­ти свои естественные органы.

Наоборот, в труде человека данное самой природой становится органом его деятельности.

Та­ким образом, в человеческую деятельность включается посредничество инструмента или орудия – изготовленного предмета, который нужно отличать от предметов, просто подготовленных для потребления.

Муравейник, гнездо птицы, плотина бобра являются, как и кровать или дом человека, только предметами пользования.

Правда, у обезьяны замечалось использование инст­рументов, но палка, которую она использу­ет, чтобы приблизить к своей руке банан, употребляется только в силу сиюминутной необходимости: палка не сохраняется и тем более не готовится, подобно орудию, для возможного употребления.

 

Труд может быть оп­ределен как изменение природы посредством орудий труда.

Включение орудий труда в процесс измене­ния природы открывает бесконечную се­рию опосредствований, при которых произ­водство может быть только сознательным.

 

Употребление органов может вызываться инстинктом. Но употребление различных орудий должно быть мысленно представлено и обдумано.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.