Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постепенно в социальной (философской) мысли сформировались две позиции относительно характера исторического развития




Человек не может жить и творить без видения перспективы своей настоящей жизни.

А это предусматривает определенное отношение к истории, определение своего места в ней.

История приобретает определенный смысл, когда люди ставят вопросы: кто мы сами в истории?

 

Осознание истории всегда зависит от отношения людей к современности. В зависимости от условий жизни люди по разному ощущают себя в своем времени, воспринимают его то как прогресс относительно прошло, то как регресс, то как кризис, упадок, остановку истории.

 

С одной стороны признание цикличности, кругообразного развития общества, а с другой стороны представление о прогрессивном развитии человечества.

 

Прогресс – (движение вперед) – это тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта.

 

Для большинства античных философов история – простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное. В целом же она изображается либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей линии от золотого века (Гесиод), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий).

 

Христианская философия рассматривает историю как процесс идущий в определенном направлении, как движение к некоей предустановленной провидением (богом) цели.

 

Социальная философия 17-18 веков была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что царство разума находится не в прошлом, а в будущем. Ф.Бекон и Р.Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание идет вперед.

 

Просветительские теории 18-19 веков прогресс обществ выводили из прогресса человеческого разума. Теории просветителей имели телеологический характер.

 

Романтическая историография начала 19 века в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической революции, не допускающей вмешательства извне и тезис об индивидуальности и несравнимости эпох.

 

Диалектико-материалистический подход к прогрессу состоит в том, что это понятие не следует рассматривать абстрактно, необходимо учитывать объективные критерии. Уровень развития производительных сил, производительность труда, производство материальных благ, уровень жизни и культуры людей.

 

В.И.Ленин утверждает, что представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, не научно не верно.

Понятие прогресс относится и к развитию естественных наук, но здесь оно имеет относительное значение.

Понятие прогресс не применимо к Вселенной в целом, так как здесь отсутствует однозначно определенное направление развития, так же как и ко многим процессам неорганической природы, имеющим циклический характер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.