Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идентификация личности с группой. Референтные группы. Эффекты социального влияния группы




Каждый человек представляет собой личность, цели и задачи которой могут совпадать или не со­впадать с целями и идеологией группы. Общепринято мнение, что идентификация личности — это некий четкий механизм, подразумевающий наличие эмоциональной связи ее с другими представителями группы и общества. Идентификация может быть разной, например общение с родителями и другими род­ственниками. Идентификация часто приводит к уподоблению, в основном неосознанному. Ориентация на действия и мыш­ление другого человека как на некий образец существенно по­вышает показатели социального обучения.

Термин «референтная группа» был предложен в 1942 г. Он подразумевает существование группы, которая используется как некий цензор поведения или мышления индивида. Каж­дый человек сравнивает себя с группой, ее целями, поведени­ем лидера, и в данном случае референтная группа становится эталоном. В зависимости от ситуации она может быть реаль­ной и вымышленной.Часто референтная группа формируется в результате социаль­ного конструирования. Создаваемые специально референтные

группы находятся под контролем их создателей определенное вре­мя, после завершения экспериментов группу ликвидируют или же переводят в ряд обычных групп. Случается, что группы ста­новятся примерами для других неведомо для себя. По характеру референтные группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная референтная группа (реальная или воображаемая) всегда является образцом для других. Негатив­ная референтная группа представляется в качестве нежелатель­ного примера. Все эталонные группы делятся на: информаци­онные как источники надежной информации, ценностные и самоидентификационные.

Социальные группы оказывают влияние на каждого инди­вида. В результате таких влияний люди могут изменять свои привычки и мышление. К таким изменениям относят депер­сонализацию, сдвиг к риску, фасилитацию и ингибицию. Каж­дое изменение в сознании индивида может отразиться на со­знании группы и общества в целом.

Деперсонализация («антиличность») выражается в различных нарушениях деятельности сознания индивида. В результате у индивида может возникнуть чувство собственной измененно-сти, отчужденности. Обычно деперсонализация проявляется при психических заболеваниях, сложной эмоциональной си­туации. В некоторых случаях деперсонализация может стать причиной необратимых изменений психики человека.

Сдвиг к риску возникает как в больших, так и в малых соци­альных группах, однако риск проявляет себя лишь в отношени­ях власти той или иной группы. Риск — это некий переломный момент, возникающий во временном русле, между спокойно протекающей ситуацией и кризисным моментом. В социальной психологии рискогенные ситуации проявляются в личностных взаимоотношениях, при обнаружении того или иного круга проблем.

В больших социальных группах ситуации риска носят мас­штабный характер, и таким образом в них могут быть вовлече­ны не только властные структуры, но и представители других сфер деятельности. В малых же социальных группах риски про­текают менее заметно, на уровне определения лидерства и за­нимаемой главенствующей позиции, т.е. носят более локаль­ный характер Социальная фасилитация проявляется как помощь индиви­ду в виде появления видимого или вымышленного соперника, как мотивация к повышению эффективности деятельности.

Социальная ингибиция как психологический эффект прояв­ляется в виде снижения уровня производительности труда, ког­да индивид ощущает вымышленного им же соперника, недру­га, просто наблюдателя. Часто ингибиция характерна для слож­ных видов деятельности.

Вопросы и задания для повторения

1. Объясните понятия первичной и вторичной сред и из­менения приоритетов среды в современных условиях.

2. Каковы процессы формирования малых групп и их ме­сто в общей структуре социума?

3. Раскройте смысл терминов «макроструктура» и «микро­структура» в социальной психологии.

4. Объясните необходимость существования лидера в груп­пах, его функции, цели, задачи.

5. Объясните сущность понятия «комформность», условия его возникновения, значение в социальном обществе.

6. Назовите три главных направления изучения формиро­вания коллективного субъекта как лидера своей груп­пы, раскройте их идеи и значение.

7. Какие бывают типы управления коллективом?

8. Раскройте понятие социальной общности, необходи­мость ее изучения и возможные направления развития.

9. Объясните значение понятия «референтная группа».

10.В чем суть эффектов социального влияния группы: фа-силитации, ингибиции, деперсонализации, сдвига к риску? Объясните их значение, особенности формиро­вания, время действия.

.

 




 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.