Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Неоклассическая модель регулирования экономики




Неоклассическая модель регулирования экономики

Кейнсианская модель регулирования экономики.

Кейнсианская и классическая концепции развития капиталистической экономики.

Введение

План лекции

Основная

Тема № 25

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине «Экономическая теория»

«РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ»

Специальность 080101.65 Экономическая безопасность

 

Лекция подготовлена доцентом кафедры, полковником полиции, кандидатом экономических наук, доцентом М.А.Рахматуллиным

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

экономических дисциплин

5 июля 2012 г., протокол № 21

 

Уфа 2012

 

Цель занятия: выяснить особенности государственного вмешательства в рыночную экономику.

Технические средства обучения: компьютерная графика, слайды.

Уровень усвоения материала: ознакомительный.

 

Литература

Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М: Инфра-М, 2010.

Курс экономической теории: Учебник / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. – Киров. Изд. «АСА», 2009.

Экономика: курс лекций / М.А.Рахматуллин [ и др.]. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010.

Теневая экономика: курс лекций / М.А.Рахматуллин [ и др.]. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2011.

Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред. В.И. Видяпина. Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009.

Дополнительная:

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.

История экономических учений: Учебник / Я.С. Ядгаров.; Российская экономич. академия. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Основы экономики: учебное наглядное пособие / М.П. Гуров, Ю.А. Кудрявцев, О.В. Фролова: ДКО МВД РФ. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

Экономическая теория: Учебник / под ред. Н.Г. Кузнецова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., Ростов н/Д: МарТ, 2007.

Экономическая теория: учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – М.: Эксмо, 2007.

Экономические дисциплины в схемах и таблицах: учебное пособие / У.З. Сафин и др. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008.

Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2008.

 

Заключение

Существуют различные подходы определяющие необходимость, методы и формы государственного вмешательства в экономику. Основными из них являются кейсианский и неоклассический, их мы и рассмотрем на сегодняшней лекции.

 

Вопрос 1. Кейнсианская и классическая концепции развития капиталистической экономики

В основе классической концепции рыночного макроэкономического равновесия лежит закон рынков, разработанный французским экономистом Жаном-Батистом Сэем (1762–1832 гг.), или закон Сэя. Сущность закона кратко можно сформулировать следующим образом: предложение товаров создает свой собственный спрос. Это означает, что между предложением и спросом всегда существует рыночное равновесие. Рыночный механизм в теории классиков-экономистов сам по себе способен исправлять любые дисбалансы, возникающие в экономике. Поэтому в их концепции вмешательство государства в экономику оказывается ненужным.

Во время так называемой Великой депрессии, мирового экономичес-кого кризиса 1929–1933 годов, экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и беспрецедентно длительным макроэконо-мическим дисбалансом, нанесшим огромный вред развитию экономики. Классическая теория в том виде, в каком она была к тому времени, была неспособна дать адекватную теоретическую трактовку происходящих кризисных процессов. Если теория не может ответить на вопросы, которые ставит практика, начинается кризис теории. И вместо старой приходит новая, более приспособленная к экономической действительности, теория. Концептуально новая экономическая теория, в отличие от старой, призна-вала несовершенство рыночного механизма и обосновывало необходимость государственного регулирования капиталистической экономики.

Начало разработки кейнсианской концепции «регулируемого капитализма» относится к 30-м годам. Создатель ее – английский экономист Дж. М. Кейнс (1883–1946). Его основная работа – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

После Второй мировой войны практически в большей или меньшей степени правительства всех развитых капиталистических стран использовали в своей экономической и идеологической деятельности концепции кейнсианства. Наиболее полное воплощение эти теории нашли в практике государственного регулирования США. В 1946 г. был принят «Закон о занятости», который утвердил кейнсианские методы регулирования экономики в качестве принципа экономической политики государства. С определенными изменениями эта доктрина осуществлялась в течение почти двух десятилетий в Англии, Франции, Японии, ФРГ.

Сравним кейнсианскую теорию с классической школой, на смену которой она пришла.

1. Отношение к закону Сэя

В макроэкономике классики опирались на закон Сэя. Сущность закона о том, что предложение порождает свой собственный спрос можно проиллюстрировать на следующем примере. Предположим, что пекарь производит и продает на рынке хлеб. В обмен он просит молоко. Другими словами, пекарь хлеб меняет на молоко. В этом случае предложение хлеба пекарем есть его спрос на молоко. И если пекарю захочется больше молока, он должен произвести больше хлеба. Чтобы увеличить спрос, необходимо увеличить предложение. Таким образом, предложение порождает свой собственный спрос. В масштабах всего рынка каждый производит и продает, чтобы купить, в итоге сумма предложения равняется сумме спроса. Согласно закону Сэя в экономике не может быть экономических кризисов перепроизводства, так как между спросом и предложением существует рыночное равновесие.

В отличие от классиков, Кейнс несколько иначе относился к закону Сэя. По мнению Кейнса, Сэй был бы прав при наличии бартерного обмена, когда товар обменивается на товар без посреднической роли денег. Но существуют деньги. В условиях товарно-денежного обращения доходы населения делятся на потребляемую и на сберегаемую части. Последнее обстоятельство создает возможность возникновения ситуации, когда между предложением и спросом может быть дисбаланс. Например, предположим, что пекарь производит хлеб на сумму 100 рублей. Его доход после продажи хлеба составит 100 рублей. Далее пекарь свой доход делит на две части: потребляемую – 80 руб. и сберегаемую – 20 руб. На 80 руб-лей он покупает молоко. В нашем случае предложение на сумму в 100 руб. создает спрос на сумму 80 рублей. Наблюдается явный дисбаланс между спросом и предложением.

Согласно учению Кейнса, потребление растет медленнее роста национального дохода, т. к. он утверждал, что с ростом национального дохода доля сбережений в нем увеличивается. Этим он объяснял наличие перепроизводства и экономических кризисов. Перепроизводство означает, что экономика работает в условиях неполной занятости, следовательно, кривая совокупного спроса выглядит на графике как горизонтальная линия. Наличие экономических кризисов предполагает необходимость государственного вмешательства в экономику путем стимулирования спроса, подтягивания его к предложению.

2. Отношение к взаимосвязи «сбережения-инвестиции»

Экономика функционирует нормально, когда весь полученный об-ществом доход реализуется на покупку произведенного в течение опреде-ленного периода продукта. На практике не весь доход идет в потребление: часть сберегается. Неоклассики считают, что сбережения в условиях рынка превращаются в инвестиции, т. е. сбережения тождественны инвестициям, следовательно, проблема реализации произведенного продукта не сущест-вует. Весь доход в форме потребляемой части и в форме сбережений (инвестиций) расходуется на покупку произведенного продукта.

Основанием для утверждения, что «сбережения = инвестиции», для неоклассиков является то, что между сбережениями, инвестициями и процентной ставкой существует определенная взаимосвязь. Эту взаимосвязь можно показать на графике используя данные рис. 19.2.

На денежном рынке от сбережений зависит величина предложения денег, поэтому они будут отражаться на кривой предложения денег S. Спрос на деньги зависит от величины инвестиций, поэтому инвестиции находят свое отражение на кривой спроса на деньги I. На рис. 19.2 ставка процента r – цена, уплачиваемая за пользование деньгами. Она уравно-вешивает сбережения и инвестиции.

R – процентная ставка   S (сбережения)   r – точка равновесия I (инвестиции)   0 q Q Рис. 19.2. Сбережения и инвестиции  

 


 

 

Предположим, что сбережения увеличились с q до q1 (см. рис. 19.3).

R – процентная ставка S S1   r   r1 I   0 q q1 Q Рис. 19.3. Сбережения, инвестиции и процентная ставка  

 

 

 


Кривая предложения денег переместится вправо из положения S в положение S1. Равновесная ставка процента уменьшится c r до r1. Ее уменьшение обусловит увеличение размера инвестиции, так как кредит станет дешевле. Заметим, что инвестиции увеличиваются ровно на столько, на сколько увеличиваются сбережения с q до q1. Отсюда делается вывод, что «сбережения = инвестиции».

Вернемся к примеру с пекарем. Его доход – 100 рублей. Из них на 80 рублей он покупает молоко, 20 рублей сберегает, предположим, кладет их в банк. Через банковскую систему его сбережения превращаются в инвестиции, допустим, расходуются на покупку средств производства. В конечном итоге мы имеем предложение – 100 рублей и спрос – 100 рублей.

Кейнсианская теория отвергает тождественность сбережений и инвестиции. По Кейнсу те, кто сберегают, и те, кто инвестируют, руковод-ствуются различными мотивами, которые не всегда обусловливают превращение сбережений в инвестиции. Кроме того, предприниматели, делая инвестиции, смотрят не только на величину процентной ставки, но и на величину предполагаемой прибыли. В экономике может возникнуть такая ситуация, когда при маленькой ставке процента ожидаемая прибыль равна нулю или меньше ставки процента. В этом случае предприниматели не будут занимать деньги в банковской системе и инвестировать их в производство, так как они не принесут им предпринимательского дохода. Следовательно, сбережения не всегда равны инвестициям, отсюда возникает проблема реализации произведенного товара.

3. Отношение к ценам

Экономисты-классики обосновывают совершенство ценовой инфор-мации и их абсолютную гибкость. Согласно их теории в случае нарушения рыночного равновесия в первую очередь реагирует цена, а затем – производство. Так, считалось, что безработица является формой прояв-ления превышения предложения над спросом на рынке труда при слишком высокой заработной плате. Проблему безработицы рынок решает, снизив заработную плату до уровня, пока на рынке труда предложение рабочей силы не сравняется со спросом. Согласно их теории, такой же механизм действует на всех микрорынках, что гарантирует общее равновесие экономики. Кейнс считал, что цены несут информацию со значительным искажением в силу наличия в экономике монополизма. Следовательно, цены отстают от изменений в производстве, они относительно не гибки. А раз так, то нереалистично предполагать, что цены и заработная плата настолько подвижны и гибки, что могут быстро восстановить полную занятость. Неоклассики не учитывают и то, что заработная плата определяет также и покупательную способность населения. Отсюда следует, что снижение заработной платы сокращает совокупный спрос в обществе, снижает возможности сбыта и вызывает еще большую безработицу. Низкая покупательная способность населения может привести к кризисам перепроизводства.

 

4. Отношение к государственному регулированию экономики

В теории классиков-экономистов рыночный механизм сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненужным. Согласно теории Кейнса рыночная экономика в условиях негибких цен не может вернуться в состояние макроэкономического равновесия без государственного вмешательства. По Кейнсу нужна активная государственная экономическая политика, направленная на создание эффективного спроса, такого, который по своей величине равен совокупному предложению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.