Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система

Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготов­ленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство от­ражает такую степень физических возможностей личности, ее пласти­ческой свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель­ности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершен­ное качество.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как ди­намическое состояние, характеризующее стремление личности к це­лостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее многофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а не­обходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных механизмов слияния общественно­го и личного интересов, формирования общественно необходимых ин­дивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются от­ношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обо­гащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личнос­ти и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целост­ный характер такой деятельности делает ее мощным средством по­вышения социальной активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных на­правлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отра­жает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социаль­ным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физичес­кая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыраже­ния будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личнос­ти, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельнос­ти, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Тема:2 Социально - биологические основы физической культуры

 

Организм - сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других. Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия и ухода из жизни называется онтогенезом или индивидуальным развитием.

Организм человека состоит из огромного количества клеток, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции. Все эти клетки снабжаются питательными веществами и необходимым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жизненно важные процессы энергообеспечения, выведения продуктов распада и обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы.

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от него ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающий этот уровень (гомеостаз).

Гомеостаз - совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных, приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм, как из внешней, так и из внутренней среды. Гомеостаз позволяет сохранить постоянство состава физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологические сдвиги, возникающие в процессе жизнедеятельности организма.

Необходимо также отметить, что за последние 100-150 лет в ряде стран наблюдается ранее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называется акселерацией (она связано с ускорением роста и развитием организма вообще, а также с ранним половым созреванием). Поэтому физиологический возраст и паспортный не всегда совпадают. В связи с этим запишем возрастную периодизация: младенческий возраст - от 1 месяца до 1 года; преддошкольный от 1 года до 3лет; младший школьный возраст 7-10 лет; младший подростковый 11-13 лет; подростковый 14-15 лет; юношеский 16-18 лет; пожилой возраст м - 60-74 года, ж – 55-74года; старческий 75-90 лет; долгожители 90 и старше.

 

2. Анатома – морфологические особенности и основные физиологические функции организма.

Организм состоит из органов и тканей. Органы построены из тканей, ткани состоят из клеток и межклеточного вещества.

Клетка - элементарная универсальная единица живой материи, имеет упорядоченное строение, обладает возбудимостью и раздражимостью, участвует в обмене веществ и энергии, способствует регенерации, росту и размножению, передаче генетической. Все клетки имеют общие биологические признаки строения - ядро и цитоплазму, которые заключены в клеточную оболочку.

Межклеточное вещество - продукт жизнедеятельности клеток и состоит из основного вещества и расположенных в нем волокон соединительной ткани. В организме более 100 триллионов клеток.

Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, одинаковое строение и функции называют тканью. По морфологическим и физиологическим признакам различают четыре вида ткани: эпителиальную (покровная, всасывательная, защитная, выделительная, секреторная), соединительную (рыхлая, плотная, хрящевая, костная, кровь), нервную (состоит из нейронов, проводящих нервные импульсы) и мышечную (поперечно - полосатая, гладкая).

Орган - часть целостного организма, обусловленная в виде комплекса тканей, сложившегося в процессе эволюционного развития и, выполняющего определенные специфические функции. В создании каждого органа участвуют все четыре вида тканей. Совокупность органов выполняющих общую для них функцию, называют системой органов (дыхательная, костная, лимфатическая, кровеносная и др.) и аппаратом (опорно-двигательный, эндокринный, вестибулярный и др.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компоненты физической культуры | Мышечная система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.