Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: рассмотрение споров о признании незаконными действий органов осуществляющих гос регистрацию сделок с недвижимым имуществом и сделок с ним в суде

Тема: некоторые проблемы рассмотрения споров связанных с недвижимостью.

Надо помнить что право на суд защиту не тождественно праву на иск или праву на удовлетворение требований заинтересованного лица. Суд защита это в первую очередь сам процесс по защите субъективного права, дела об обжаловании действий органов осущ гос регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним рассматриваются в порядке предусмотренном ГПК и АПК. Рассмотрение дела об отказе в гос рег мб как в исковом так и в порядке производства по делам возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Как правило в случае если исковое направлено в суд общей юрисдикции его рассмотрение осущ по правилам установленным главой 25 гпк и Производство по делам об оспаривании решений действий и бездействия органов гос власти МСУ гос, муниципальных служащих. Эта категория дел рассматривается с участием гражданина, руководителя или представителя регистрационного органа или должностного лица (реш, действия, бездействия которых оспариваются). Неявка в сду заседание кого либо из названных лиц надлежаще извещщ о времени и месте суд заседания не является препятствием к рассмотрению заявления. Исключением явл случай когда суд признаёт явку руководителя представителя регистрационного органа или его должностного лица обязательным. эта оговорка продиктована необходимостью своевременного рассмотрения дела и оперативного разрешения конфликта. В тто же время действующим законодательством предусмотрена ответственность за неявку в судебное заседание- штраф в размере до 1000 рублей. Т.О суд может активно использовать предусм гпк юр возможности для установления истины по делу. Согласно статье 257 гпк на рассмотрение данной категории дел в суде общей юрисдикции отведено 10 дней. при рассмотрении споров связанных с обжалованием решений или действий (бездействия) фед службы гос регистрации, её тер органов, их обособленных подразделений и должностных лиц суд должен установить все существенные обстоятельства дела. всвязи с этим судом в первую очередь проводится проверка законности оспоренного акта решения или действия в регистрац органа либо его должностного лица. В результате такой проверки дб устан 2 сущ акта: 1 если у регистрац органа или его должностного лица необходимые полномочия на принятие обжалуемого решения либо совершение действия 2 соответсвуют ли оспариваемые решения или действия закону или иному НПА. Кроме того судом дб выяснено нарушают ли обжалуемые реш или дей (бездейсвия) рег органа или должностного лица законные права и интересы заявителя. Для признания незаконным решения или действия (бездействия) фед службы и её территор органов. (росреестр) и их обособл подразделений и их должностных лиц необходимо как несоответствие данных актов требованиям действующего законодательства так и нарушение ими законных прав и интересов заявителя. При предъявлении требований указывать какие именно права были нарушены вследствие принятия рег органом решения или совершения действия…..

Органов осущ регитсрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно п 1 ст 249 гпк на регистрационные органы либо его должностное лицо кот приняли обжалуемые решения или совершили оспариваемые действия возложены обязанности ПО ДОКАЗЫВАНИЮ (особенность): соответсвия оспариваемого решения регистрационного органа закону или иному нормативному правовому акту; законности принятия обжалуемого решения регистрационного органа.

Законности совершения обжалуемых действий регистрац органа.

Наличия у регистрационного органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения или совершения оспариваемых дей

Обстоятельства послужившие основанием для принятия регистрационным органом оспариваемого решения или совершения оспариваемых действий.

Непредставление таких доказательств соответств органом или должностным лицом влёчёт удволетворение требования о признании оспариваемого акта недействительным, а действие(безд) незаконным.

В соответсвии с п 2 ст 249 гпк при рассмотрении разрешения дел возникающих из публичных правоотношений суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. При этом действующим законодательством установлена ответсвтенность должностных лиц которые не исполняют требования суда о предоставлении доказательств в частности в данном случае гпк установлен штраф в размере до 1 тыс рублей. То судом могут быть использованы все предусмотренные законодательством способы получения доказательств в целях всестороннего и полного исследования истины по делу. Суду надлежит в судебном заседании исследовать и выносить решения на основании исключительно тех документов которые находятся в регистрационном деле. другие документы которые не были рассмотрены указанными органами не должны рассматриваться в качестве доказательств по делу об оспаривании соответсвующего акта или действий органа о регистрации. в то же время в ряде случаев оценивая законность и обоснованность решения об отказе в гос регистрации права или уклонении от гос регистрации судами исследуются дополнительные документы представленный истцом суду но не предъявленные в соответствии с действующим законодательством гос регистратору на регистрацию прав на недвижимое имущество или сделок с ним. в результате это зачастую приводит к тому, что судами исследуется вопрос о наличии или отсутствии у заявителя права подлежащего гос регистрации вместо оценки законности и обоснованности решения принятого регистрационным органом на основании поданных на регистрацию документов. Законодательством предусм возможность в случае обжалования действий органов осущ гос регистрацию взыскания возникший всвязи с совершением оспариваемых действий убытков. Эти требования обоснованы прежде всего ст 16 гк ст 7 фз об обжаловании в суд действий реш наруш права свободы граждан п 3 ст 31 фз о гос регистрации прав на недвижимое имущество а так же статьёй 28 фз об ипотеке. Хотя закон и устан такую возможность на практике взыскать убытки с регистрац органа трудно.

Чаще суды отказ от взыскания убытков как правило при этом ссылка делается на то что истцом не доказаны основания возникновения ответственности ввиде возмещения убытков и их размер, противоправность действий регистрац органа и его должностного лица, вина ответчика а также отсутствует причинная связь между понес убытками и действиями ответчика.

Анализ правоприменительной и суд практики позволяет сделать вывод что для взыскания убытков связанных с действиями фед службы истцу необходимо доказать:

1 наличие у истца нарушенного права

2 факт наличия убытков

3 размер убытков

4 противоправность поведения регистрирующего органа или его должностного лица

5 наличие вины регистрирующего органа или его должностного лица

6 факт принятия кредитором мер для уменьшения размера убытков

Наличие у истца наруш права как правило устанавливается в ходе признания действий регистрирующего органа или его дл незаконными т е опред что заявитель имел право обратится в регистрац орган с заявлением о регистрации права на недвижимое имущество или сделки, а у органа или его дл отсутствуют правовые основания для принятия оспариваемого решения или совершения действия.

Для доказывания факта наличия у истца убытков и их размера в суд необходимо предоставлять расчёт ден сумм, подлежащий взысканию с регистрационного органа. При предъявлении требований о взыскании убытков следует учитывать пункт 10 пп вс РФ и пленума вас РФ от 1 июля 96 года номер 6 / 8 онек вопросах связ с применением части 1 ГК в кот указ что необходимость и предполагаемый размер убытков как реального ущерба так и упущенной выгоды дб подтверждены обоснованным расчётом доказательствами в качестве которых могут быть представлены смета затрат на устранение недостатков товара работ услуг договор определяющий размер ответственности за нарушение обязательств и тому подобное.

В ряде случаев истцами заяв требование к регистрац органу о возмещении морального вреда, противоправность поведения регистрирующего органа или его дл устанавливается в ходе признания действий органов осущ гос регистрацию на недвижимое имущество незаконной. Из анализа дей законодательства и правоприменит практики следует что протиправн действием фед службы можно отнести:

1 внесение в единый гос реестр записи несоответств закону иному правовому акту правоустанавл документов

2 предоставление заинтерисов лицу искажённой информации из егрп

3 необоснов отказ в выдаче инф в гос рег прав и объектов недвижимого имущества.

4 необоснов отказ в гос регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними

5 необоснов отказ во внесении и исправлении в регистрац запись

6 гос рег ипотеки с нарушением требований предъявл законодательством к содержанию регистрац записи или с иными ошибками

7 несоблюдение требований п 3 ст 22 фз об ипотеке по кот если права залогодержателя удостоверяются закладной орган осущ гос рег прав обязан обеспечить к моменту выдачи закладной наличие в ней необходимых сведений установленных действующим законодательством

8 уклонение от выдачи закладной (дубликата закладной)

9 неправомерное погашение регистрац записи

10 необоснованный октаз предоставлений сведений о том, имеется ли рег запись об ипотеке соответствующего имущества

11 уклонение от гос рег прав на недвижимое имущество и сделок с ним

12 необоснов отказ в выдаче заверенной выписки из регистрац записи об ипотеке

Также заявителю надо доказать наличие вины рег органа или его дл. Вина может выражаться в форме умысла или неосторожности однако соврешение регистрац органом оспарв

Такдже может быть основано на неправ толковании закона что не может расцениваться как умысел или неостор. Особый квалиф фактор-наличие причинно следственной связи между убытками истца и проивоправным поведением регистр органа. Заявитель должен докзаать что возникающие у него убытки вызваны действиями органа осущ гос регистрацию прав на недвижимое имущество а не дей 3 лиц ил неосмотрит самого истца.

Если призаны действия регистр органа связ с гос регистрацией прав на недвиж имущество неправомерными заявителю мб возмещены также суд издержки по рассмотрению спора. Необходимость доказывания факта принятия кредитором мер для уменьш размера убытков обусловлено положениями ст 404 гк. Согласно кот суд вправе уменьшить размер ответственности должника если кредитор умышленно или по неосторожности содей увелич размеров убытков причинённых неисполнением или ненадлежащим исполнением или не приянял мер к их уменьшению по ст 16 убытки прич гражд или юл в рез совершения незак дей бездействия или приянтяи решения не соот требованиям действующего законодательства фс её территор орг должн лицами подлежат возмещению РФ субъектами РФ или муниц образованиям

В то же время при предъявлении треб о взыскании убытков вызванными дей регистрац органа принимать во внимание разъяснение содж в п 12 ПЛЕНУМА ОТ 1 ИЮЛЯ 96 ГОДУ УПОМЯНУТОЕ ВЫШЕ в случае предъявления гражданином или юл требования о возмещении убытков прич в рез незак дей рег органов необходимо иметь ввиду что ответчиком по такому делу должны признаваться РФ соотв субъект РФ или му в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. В тоже время предъявление заинтерисованным лицом иска непосредственно к иегистрац органу органу допустившему соотв нарушение ил к его рассмотрению без рассмотрения. Суд должен привлечь в кач ответчика по делу соответсвующий финансовый или иной управомоченный орган

Нет – пол лекции

18.09.12

В случае удовлетворения заявленных требований резолютивная часть суд решения должна содержать указание о признании решения или действия регистрац органа незаконным. При этом судом возлагается обязанность на соответсвующие органы совершить определ действия, принять решение или иным образом устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя. в этой ситуации проводятся конкретные действия которые должны быть осуществлены регистрационной службой допустившей установленные судом нарушения прав заявителя чтобы восстановить их в полном объёме. в зависимости от предъявленных требований суд может обязать регистрационный орган например внести запись о праве заявителя на объект недвижимого имущества в егрп, зарегистрировать право истца осуществить гос регистрацию сделки выдать свидетельство о праве заявителя внести соответствующие изменения в регистрац записи. Принять документы на гос регистрацию, в том комплекте в котором они предоставлялись ранее и тому подобное. Однако в ряде случаев суды не указывают способа восстановления прав заявителя нарушенных действиями органа осуществляющего гос регистрацию прав на недвижимое имущество. Такие решения в ряде случаев приводят к затруднениям их исполнения на практике так как для регистрационного органа мб неясно какие именно действия ему необходимо предпринять для восстановления прав истца. Тогда орган осущ гос регитсрацию на недвижимое имущество может обратиться в суд за разъяснениями. однако это требует дополнительного времени и следовательно нарушения прав истца в течение этого времени будет существовать. Таким образом, при составлении заявления целесообразно не только сформулировать требования о признании соответствующего решения или действия бездействия росреестра его территориальных органов но и указать на способ восстановления своих нарушенных прав. при оформленныз таким образом требованиях в случае удовлетворения иска суд должен будет сделатб вывод о заявленном способе восстановления нарушенных прав даже в случае если в резолютивной части решения суда будет говорится только о необходимости удовлетворения требований истца регистрационному органу для восстановления нарушенных прав надо будет использовать способ заявленный истцом. Если действие направленное на восстановление нарушенного права заявителя могут быть совершены только органом осущ госрегистрацию прав на недвижимое имущество суд устанавливает в решении срок в течение которого его решение должно быть исполнено.

Установив обоснованность жалобы суд определяет ответственность органа осуществляющего гос регситрацию или должностного лица за действия (решения) приведшие к нарушению прав и свобод физических и юр лиц.

Для исполнения решения суда регистрац орган должен осуществить те действия кот описаны в резолютивной части суд решения. часто признание отказа или уклонения в гос регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним незаконными суд обязывает рос реестр их обособленные подразделения и должностных лиц осуществить гос регистрацию прав на объект недивижимости или соответствующие сделки. Могут возникнуть ситуации когда орган осущ гос регистрацию затребует от заявителя повторно представить документы необходимые для гос регитсрации в т ч заявление о гос регистарции а так же оплату гос пошлины за совершение регистрац действий. Эти требования в ряде случаев явл незаконными. Требования о повторном представлении заявления о гос регистарции и необход докумнетов обосновыв тем обстоятельством что для ергситарции прав на недвижимое имущество на основании суд реш не предусмотрено особового порядка следовательно регистрация на оснвоании реш суда в порядке предусмотренном статьями 13 16 17 18 закона о гос регистрации заявитель должен предостав заяву и иные необх док так как регистрация носит заявит хар.

Реш суда о признании незак дейст органов осущ гос рег для устраннеия допущ наруш закона направл руководителю органа осущу гос регистрацию или должн лицу чьи реш или дей были обжалованы либо в вышестоящ в порядке подчин орган должностному лицу. Копии могут быть направлен в прокуратуру или др заинтер лицам. Гпк срок напарвления решениядля восстанволения прав и закон интересов заявителя наруш незак дей регистрац органов равный 3 м дням со дня вступления решения в зак силу (пункт 2 ст 258 гпк). действующим законодаетльством сроки для исп решеняи суда о признании незак действий органа гос регистраций на недвижимое имущество и сделок с ним не предусмотрено обязательного немедленного исполнения данных решений. Срок исполнения решений по таким делам устанавл судом в каждом конкретном случае отдельно. П 2 ст 206 гпк решение суда обязывающие организацию или коллектичный орган совершить опред действия исполнить решения суда не связанные с передачей имущества или ден сумм исп их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважит причин суд принявший решение либо суд пристав исполнитель примен в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры предусмотренные ФЗ. Если суд не определил срок исп решения то оно по статье 210 гпк приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Решение также может быть обращено к немедленному исполнению если вследствие ососбых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Тема: установление факта владения и пользования недвиж имуществом. В порядке….использвоания в гпп и ап возможно установление различных юр значимых фактов примерный перечень которых имеется в статье 264 апк. 1 из них факт владения и пользование недвижимым имуществом. Закон называет неск оснований для того чтобы у заинтерисованного лица возникло право обращения в суд для установления факта владения и пользования недвижимым имуществом. В соответствии со ст 234 гк к их числу можно отнести 1 лицо не явл собственником имущества. 2 владеет недивжимым имуществом добросовестно открыто непрерывно как своим собственным 3 такое владение осущ в течение 15 лет

Если имеются вместе все упомянутые обстоятельства то лицо приобретает право собственности на объект недвижимости, после установления факта приобретат давности право собственности подлежит гос регистрации в соот с ФЗ о гос регистрации. Факт владения и пользования недвижимым имществом- ю знаичимый признать кот заинтерисов лица могут только в суд порядке. Имеются след признаки позволяющие говорить о юр значимости факта владения и пользования недвижимым имуществом.

1 установление факта порождает для заявителя опред правовые последствия т е влечёт возникновение и изменение или прекращение личных или имущественных прав а также прав в сфере предпринимательской и иный экономической деятельност. Всвязи с этим заявитель должен указать цель для кот ему необходимо подтвердить факт (267 гпк) ех для последующей регситрации права собственности на объект недвижимости.

2 невозможно в ином (в не суд порядке подтвердить факт)

Ст 265 гпк подтверждение факта владения ии пользования недвижимым имуществом осуществляется только в судебном порядке. Закон не предусматривает иного порядка для его регистрации.

3 нет спора о праве (ч 3 ст 263 гпк)

Гражданское процессуально законодательство прямо указ что в случае если при подаче заявления или рассмотрении дела об установлении факта владения ии пользования недвижимым имуществом устан наличие спора о праве подведомственного суду общ юрисдикции суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения. В котором разъясняется заявителю и другим заинтерисов лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Ст 2 фз о гос регистрации указывается что гос регистрация = юр акт признания и подтверждения государством возникновения ограничения (т обременения перехода прав на недвиж имущ в соотв с ГК. Гос регситарция явл единственным доказательством существования зарегистрированного права оспорить которое можно только в судебном порядке. Гос регистрации подлежат права собственности и др вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соотв со статьями 130 131 132 164 гк, за исключением прав на воздушные морские суда суда внутреннего плаваняи и космич объект

 

 

25.09.2012

Под недвижимым имуществом понимается в соответствии со ст 130 гк земельные участки участки недр обособленные вожные объекты и всё то что прочно связано с хземлёй т е объекты перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно. Т е здания сооружения объекты незавершённого строительства промышленные комплексы.

Обратиться в суд с требованием об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом могут не все субъекты гп. Лица кот принадлежит это право – фл. Т о РФ субъекты РФ лишены такой возможности. По АПК и ГК с таким требованием вправе обратиться ип и ЮЛ\. Установление факта владения и пользования недвижимым имуществом в суде происходит по правилам искового производства с учётом особенностей предусмотренных главами 27 и 28 гпк к числу кот можно отнести следующее:

Проц средством возбуждения дела явл подача заинтерис лицами заявления отвечающего общим требованиям предъявляемым к исковому заявлению. Помимо этого в заявлении об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом должны быть обязательно определены обстоятельства предусмотренные в статье 267.9 гпк

Заявление об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом подаётся в суд по месту нахождения этого имущества (ст 266 гпк). Заявителем признаётся гражданин в интересах которого подаётся заявление об установлении данного факта. Так как в особом производстве нет сторон и нет спора о праве, то соответсвенно в процессе не могут появится и 3 лица а также не применяются отдельные институты искового производства(предъявление встречного иска, изменение иска, мировое соглашение и прочее). Помимо заявителя возможно участие в процессе других заинтерисов лиц в кач кот могут выступать любые лица если реше суда так или иначе повлиять на их права и зак интересы. При рассм заявления об установления факта владения и польз недвиж имущ в соотв суд судья единолично в течении 5 дней со дня его поступления решает вопрос о принятии заявления к своему прозводству. Если судья не принимает заявление то он в соотв с ГПК может возвратить его либо оставить заявление без движения или отказать в принятии последствия совершения этих процесс действий различны: отказ в принятии заявления препятствует повторному обращ в суд с тождественным заявлением а возвращение заявления не препятствует повторному обращению в суд. При оставлении заявления без движения указ срок в течение которого заявитель должен исправить недостатки заявления. О принятии заявления к своему производству судья выносит определение в кот может также указать на подготовку дела к суд разбирательству. Входе подготовки дела судья должен установить кргу заинтерисованных лиц которые затем вступят в процесс а также известить их о времени и месте судебного заседания. прежде чем перейти к рассмотрению заявления по существу судья проверяет наличие всех условий необходимых для суд установления факта владения и пользования недвижимым имуществом указанных в статье 265 гпк. Но пока ещё не вправе разрешить вопрос по существу.

Суд разбирательство таких дел также осущ судьёй единолично в судебном заседании судьёй исследуются все доказательства представленные заявителем и заинтерисованными лицами на основании чего затем постановляется и оглашается суд решение. Если при рассмотрении дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом возникает спор о праве например объявится собственник объекта недвижимости и будет оспаривать акт или заявит иск о признании права собственности) судья оставляет заяву без рассмотрения и разъясняет заявителю и другим заинтерисов лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Суд решение оф по общим правилам гпк а также учитываются особенности предусм ст 268 гпк. решение об установлении факта владения и пользования недвижимым имущ явл документом подтверждающим этот факт и основание для гос регистрации права собственности на недвижимое имущество но не заменяет собой документы выдаваемые органами осущ регистрацию. Копия суд решения направляется в 3х дневный срок судебными органами в орган осуществляющий гос регистрацию. гос регистрация прав производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документа необходимых для гос регистрации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Летного поля | Тема : дела по спорам связанным с правом собственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.