Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Принципы и причины внешней торговли




Введение

Платежный баланс страны

Виды и методы государственной внешнеторговой политики

Принципы и причины внешней торговли

Введение

План лекции

Заключение

Исторически первой формой международных экономических отношений является мировая торговля – перемещение товаров и услуг за пределы государственных границ.

 

 

Мировая торговля – это обмен товарами и услугами между различными национальными хозяйствами. Она зародилась в глубокой древности, но только к XIX веку она принимает форму мирового рынка, поскольку в нее оказываются втянутыми в основном все развитые страны.

Мировой рынок – это торговля, основанная на международном разделении труда.

До машинной стадии международное разделение труда базировалось на своей естественной основе – различиях природно-климатических условий страны, географическом положении, ресурсах и энергии.

С утверждением крупной машинной индустрии углубляется дифференциация производства, развивается специализация и кооперация, выходящая за национальные границы.

Центр мирохозяйственных связей перемещается из сферы обращения в сферу производства, связь международной торговли с естественной основой ослабевает.

Страны отличаются друг от друга своей «способностью производить». Международная торговля дает странам возможность специализироваться в том, что они умеют делать лучше других, и торговать друг с другом.

Почему страны получают выгоду от торговли?

1. Страны могут ввозить товары, которые они не производят. Например, Россия только посредством международной торговли может получить такие продукты, как кофе, натуральный каучук, тропические фрукты и т. п. Торговля с другими странами дает людям возможность пользоваться гораздо более широким ассортиментом товаров, чем тот, что они могут производить сами.

2. Большая специализация означает больший объем выпуска и меньшие затраты. Основная часть международной торговли происходит между странами, которые могли бы сами производить многие из ввозимых ими товаров. Причиной такого положения вещей является тот факт, что отдельные страны производят одни товары гораздо лучше, чем другие.

В силу этих причин страны специализируются на производстве одних товаров и обменивают их на товары, производимые другими странами. Специализация способствует увеличению совокупного мирового выпуска. Товары производятся в большем количестве и с меньшими затратами.

Теории, объясняющие необходимость и сущность международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:

- Что лежит в основе международного разделения труда?

- Какая международная специализация является наиболее эффек-тивной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?

- Какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?

До классической буржуазной политической экономии люди связывали существование международной торговли лишь с неравным распределением даров природы между различными странами и народами. Если в одной стране есть мрамор, а в другой – золото, то для того, чтобы в обеих странах было и золото и мрамор, страны должны торговать друг с другом.

Представителями классической теории международной торговли являлись Адам Смит и Давид Рикардо.

Адам Смит сделал следующий шаг к познанию истины международной торговли и ввел понятие о затратах на производство различных товаров. Он обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров. Вышесказанное можно проиллюстрировать на простой модели международной торговли (рис. 22.1).

Предположим, что страна А более эффективна, чем страна Б в производстве фотоаппаратов, а страна Б – магнитофонов. Такая ситуация обычно характеризуется утверждением: каждая страна имеет абсолютное преимущество в производстве одного из товаров.

Предположим, что у каждой страны в отраслях занято по 500 рабочих и что каждая страна удовлетворяет свои потребности в магнитофонах и фотоаппаратах за счет собственного производства.

В этом случае в стране А производство магнитофонов и фотоаппа-ратов будет соответственно – 5000 и 10000, а в стране Б – 8000 и 4000. Со-вокупный объем производства магнитофонов будет 13000, фотоаппаратов – 14000.

Каким будет общий объем выпуска магнитофонов и фотоаппаратов, если предположить, что каждая страна специализируется в производстве продукта, где она имеет абсолютное преимущество, и направляет всех рабочих в эту отрасль?

Страна А будет специализироваться и производить 20000 фотоап-паратов, а страна Б – 16000 магнитофонов.

Благодаря специализации общий объем выпуска фотоаппаратов увеличится на 6000 единиц, магнитофонов – на 3000 единицы.

Пользуясь обменным курсом: «один магнитофон на один фотоаппарат», обе страны могут иметь больше магнитофонов и больше фотоаппаратов, чем у них было до начала специализации и торговли друг с другом.

Если предположим, что страна А из общего объема произведенных фотоаппаратов (20000 шт.) оставит у себя 13000 (потребление увеличи-вается на 3000 единицы), она сможет купить 7000 ед. магнитофонов (потребление увеличивается на 2000 ед.). Страна Б, продав 7000 магнито-фонов за такое же количество фотоаппаратов, потребление магнитофонов в своей стране увеличивает с 8000 до 9000 ед., а фотоаппаратов с 4000 до 7000 ед. И та, и другая страны выигрывают от специализации и торговли.

 

Простая модель международной торговли

(Абсолютные преимущества в издержках производства)

 

Страна А

Один рабочий 10 20

может каждую магнитофо- или фотоаппара-

неделю нов тов

произвести

Страна Б имеет Страна А имеет

абсолютное абсолютное

преимущество преимущество

Страна Б

 
 


Один рабочий 16 8

может каждую магнитофо- или фотоаппара-

неделю нов тов

произвести

 
 

 


Рис. 20.1. Каждая страна имеет абсолютное преимущество

 

Взгляды А. Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных издержек. Он считал возможной взаимовыгодную торговлю и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве всех товаров.

Он открыл так называемый принцип сравнительных преимуществ во внешней торговле. В рамках международного разделения труда и мировой торговли каждой стране выгоднее производить и экспортировать те товары, при изготовлении которых производительность труда на ее предприятиях наиболее превосходит или менее всего уступает производительности труда на аналогичных предприятиях других стран.

Чтобы понять смысл данного принципа, рассмотрим следующий пример (рис. 20.2). Допустим, что страна А может производить оба продукта более эффективно, чем страна Б. Она имеет абсолютное преимущество в обеих отраслях.

 

 

Простая модель международной торговли

(Сравнительные преимущества в издержках производства)

 
 

 


Сумеют ли обе страны получить выгоду от специализации и торговли, зависит от альтернативных издержек производства магнитофонов и фото-аппаратов в каждой стране. Альтернативные издержки показывают, чем необходимо поступиться, чтобы производить магнитофоны и фотоаппараты в каждой стране. Исходя из данных, приведенных на рис. 22.2 можно видеть, что:

- альтернативные издержки производства магнитофонов в стране Б ниже (1 магнитофон стоит 1 фотоаппарата), чем в стране А (1 магнитофон стоит 2 фотоаппарата);

- альтернативные издержки производства фотоаппаратов в стране А (1 фотоаппарат стоит 0,5 магнитофонов) ниже, чем в стране Б (1 фотоаппарат стоит 1 магнитофон).

Эта ситуация означает, что страна Б имеет относительное (сравнительное) преимущество в производстве магнитофонов, а страна А имеет относительное преимущество в производстве фотоаппаратов.

При специализации общее производство вырастет, и обе страны могут увеличить прибыль, торгуя друг с другом. Проиллюстрируем это на следующем примере:

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.