Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы определения асимметрии




Образное представление специфических функций полушарий мозга

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
Конкретное мышление Абстрактное мышление
Математические вычисления Бессознательное
Сознательное Образная память
Правая рука Левая рука
Речь Ритм, восприятие музыки, интонации
Правый глаз Левый глаз
Чтение и письмо Ориентировка в пространстве
Двигательная сфера Чувственная сфера

Методы исследования межполушарной асимметрии — подразделяются на методы исследования ведущей руки, ноги, глаза, глаза, уха и др. и представляют собой различные способы исследований функций одного анализатора с последующим сопоставлением результатов по другому анализатору.

Методы исследования межполушарного взаимодействия - основаны на принципе двойной стимуляции анализаторов (при оценке в сенсорных системах) или одновременных моторных ответов двумя руками, ногами (при оценке в моторных системах). Наиболее известным из таких методов является метод дихотического прослушивания звуковых сигналов (слов, слогов, цифр, неречевых сигналов).

 

1. Одним из способов определения моторной асимметрии является использование опросников, результаты которых основываются на самооценке испытуемых, и это не всегда отражает объективную картину. Среди лиц, считающих себя правшами, выявляется много амбидекстров и леворуких. Другим недостатком опросников является то, что их структура способствует автоматизации ответов и приводит к повторам (В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 1988). Опросники ориентированы на унимануальные действия, которые являются навыками, подверженными выраженному социокультурному давлению. Вне поля зрения остаются бимануальные действия, которые в основном не столь жёстко контролируются обучением и, значит, в большей степени определяются особенностями функциональной организации мозга (В.Ю. Вильдавский, Н.Г. Князева, 1989; М.Е. Курганская, 1998).

2. Для выявления мануальной функциональной асимметрии используются следующие пробы: «переплетение пальцев рук» (E.H. Collins,1961), «тест вытянутых рук» (R.M. Wold et al., 1969), «поза Наполеона» (W. Ludwig,1932), «аплодирование» (А.Р. Лурия, 1962).

3. Определение ведущей ноги может проводиться по следующим пробам. Исследуемым предлагалось закинуть ногу на ногу (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1988), подпрыгнуть на одной ноге (A. Berman, 1971), встать на стул на колени, сойти со стула (А.Р. Лурия, 1962), из положения «ноги вместе» сначала сделать шаг назад, а затем – шаг вперёд (В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 1988).

В каждом случае нога, совершающая движение первой рассматривается как ведущая. Если сторона доминирования руки и ноги не совпадает, то такой тип моторного доминирования относят к одностороннему (правый или левый), в противном случае говорят о перекрёстном доминировании (В.М. Лебедев, 1992).

4. Предпочитаемая сторона вращения исследуется по результатам трёх проб: вращения головы, вращения туловища и размешивания ложкой в стакане.

5. Для определения сенсорной слуховой асимметрии (выявление ведущего уха) используются следующие приемы: с какой стороны первоначально обследуемый прослушивает звук наручных часов для сравнения громкости справа и слева (прислушивание), и каким ухом тиканье кажется более громким (В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 1988).

6. Для определения сенсорной зрительной асимметрии (выявление ведущего глаза) могут использоваться следующие пробы: прищуривания глаза, первым закрывается неведущий глаз (L.L. Palmer, 1976). Также применяется проба Розенбаха: испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и визуально совмещает его с определённой точкой, находящейся на расстоянии 3-4 метра. Затем испытуемый попеременно закрывает один и другой глаз. Закрытие ведущего глаза ведёт к смещению карандаша. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону (А.Р. Лурия, 1962; В.П. Леутин, В.И. Николаева, 1988). Пробу Розенбаха относят к методам оценки межполушарного взаимодействия.

 


 

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Матвеев Л.П. Теория и практика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1994. – 543с.

2. Сергиенко Л.П. Основы спортивной генетики: Учебн. пособие. – К.: Вища шк, 2004. – 631с.

3. Сологуб Е.Б., Таймазов В.А. Спортивная генетика. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 127с.

4. Уилмор Дэю.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. – К.: Олимп, лит., 1997. – 503с.

5. Физическая культура студента / Ред. В.И. Виленского. – М.: Гароарики, 2001. – 448с.

Дополнительная литература:

1. Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. – Ростов-на-Дону, 1988. – 120с.

2. Князева Н.Г., Безруких М.Н. Методика определения леворуких у младших школьников // Начальная школа. – 1987. – № 6. – С. 17-19.

3. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. – М., 1973. – 160 с.

4. Макаръев И. Если ваш ребенок-левша. – СПб., 1995. – 128 с.

5. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М., 1991. – 190с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.