Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Социология – наука об обществе

План

1. Понятие социального

2. Объект и предмет социологии

3. Функции социологии

4. Возникновение социологии как науки

5. Основные направления современной социологической науки

6. Средний класс и его роль в обществе

 

1. Социальные отношения обусловлены взаимодействием людей по поводу удовлетворения их жизненных потребностей в пище, одежде, жилье, продолжении рода, духовном развитии, творчестве и т.д.

В результате взаимодействия возникают и закрепляются социальные статусы и роли, формируются ценности и нормы, образовываются социальные институты, складывается социальная система общества или социальной общности.

Социальное взаимодействие предполагает скоординированность и взаимное дополнение совместной деятельности. Поэтому важнейшими компонентами социального являются взаимность ожиданий и предсказуемость поведения личности или группы.

Социальное в широком смысле слова охватывает все сферы человеческих отношений. Это связано с тем, что экономические, политические и другие виды отношений возникают в определенной сфере жизнедеятельности и по поводу определенного интереса. Социальные же отношения возникают по поводу комплекса интересов и потребностей. В них субъект представлен целостно и непосредственно, всеми своими сторонами, так как предметом социального является не определенная сфера жизнедеятельности, а сам человек. Социальные отношения – это отношения, связанные с формированием и развитием самих субъектов общественных отношений. В них человек не средство, а цель и высший смысл всех видов и форм деятельности.

 

2. Термин «социология» был введен в середине 19 века французским социологом О.Контом. Объектом социологии в широком смысле является все общество в его целостности и системности. Это подтверждается и тем, что термин «социология» переводится как наука об обществе.

Предметом социологии в широком смысле является социальная сфера общества.

Объект исследования – это целая объективная реальность, не зависящая от незнающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, политология исследует политические институты и отношения. Социология изучает, прежде всего, социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальное поведение и т.д.

Предметом исследования социологии может быть определенный аспект (грань) реального объекта. Иными словами, предмет – это то, на что направлено конкретное социологическое исследование. Предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования.

 

3. К основным функциям социологии относятся:

1) познавательная функция – определенный способ познания социального объекта в целях его преобразования;

2) прогностическая функция – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития общества, социальной общности, личности;

3) функция социального моделирования – разработка модели конкретной организации (социального процесса) с оптимальными параметрами её функционирования;

4) организационно-технологическая функция – создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий по совершенствованию социальной организации (социальной структуры, социальных отношений и т.д.);

5) управленческая – использование результатов социологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;

6) инструментальная функция – совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности;

7) идеологическая функция – использование социологических исследований в пропаганде своих идей и критике других.

 

4. В наибольшей степени выявить и обосновать основные направления развития науки об обществе удалось Огюсту Конту. В изучении общества он стремился отойти от абстрактных умозрительных методов. Конт разработал социальную теорию, основанную на социальных фактах, выявленных в результате эмпирических исследований.

Социология Конта состояла из двух основных частей: социальной статики, изучавшей структуру общества как бы в застывшем состоянии, и социальной динамики, исследовавшей процессы социальных изменений.

Английский ученый Герберт Спенсер был одним из основоположников органического (биологического) направления в социологии. Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, каждый «орган» (социальный институт) которого выполняет определенную функцию и тем самым способствует функционированию всего общества.

Спенсер был сторонником теории социального дарвинизма. По его мнению, экономическая конкуренция в промышленном типе общества выполняет роль естественного отбора, в результате которого выживают наиболее приспособленные и одаренные.

В основу своего учения он положил разработанный им принцип исторического материализма, в соответствии с которым развитие общества детерминировано существующим способом производства и уровнем развития экономической системы. Он дал определение таким понятиям как «класс», «социальный слой», «классовая борьба» и др.

Яркий представитель классической социологии — немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер является родоначальником понимающей социологии и теории социального действия. Вебер уделял главное внимание исследованию мотивов деятельности и поведения человека или группы людей. Он считал, что деятельность отдельных личностей и групп не предопределена социальными отношениями и социальной структурой, а является осмысленной и, в значительной мере, самостоятельной.

 

5. В 20 веке в социологии возникают многочисленные школы и направления (парадигмы).

Рассмотрим некоторые из основных парадигм современной социологии:

1) Структурный функционализм — один из основных методов в современной социологии. В основе его лежит представление об обществе как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема, в зависимости от занимаемого ею положения в системе, выполняет определенную, свойственную только ей функцию. Спенсер, Дюркгейм, Мертон, Парсонс.

2) Конфликтологическая парадигма является как бы противоположностью функционалистическим теориям. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп. Дарендорф, Миллс, Мур.

В отличие от марксистской теории конфликтологическая парадигма исходит из того, что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, то есть не ведет к социальным взрывам.

3) Бихевиоризм - одно из ведущих направлений в американской социологии - наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит проблема исследования видимых форм поведения человека как реакции на воздействие внешней среды, по принципу «стимул-реакция».

Бихевиоризм неоднократно подвергался обоснованной критике за упрощенный подход к исследованию человека и его поведения. Суть проблемы заключается в том, что классический бихевиоризм не учитывал психических и социокультурных составляющих в исследовании мотивов поведения людей. В настоящее время приверженцы бихевиоризма стремятся в своих исследованиях учитывать самые различные аспекты поведения. Таким образом, возникло новое направление в социологии - необихевиоризм.

4) Символический интеракционализм (взаимодействие) - суть этого направления заключается в том, что в своих методах исследования социального поведения символический интеракционализм учитывает как внешние проявления, так и внутренний мир человека. Большое значение сторонники этого направления придают языковой символике. Мид, Кун, Гофман, Блумер, Стросс и другие.

5) Сторонники теории социального обмена рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение и т.д. Бентам, Смит, Эмерсон.

 

6. Само понятие «средний класс» возникло в Англии в конце 17 века для обозначения мелких и средних собственников и предпринимателей. В дальнейшем к этой социальной категории стали причислять всю совокупность социальных слоев, занимающих промежуточную позицию между крупной буржуазией и наемными работниками. Чем меньше прослойка среднего класса, тем вероятнее столкновение этих двух антагонистических классов.

Развитие промышленности, науки, образования и сферы услуг способствовали количественному и качественному росту среднего класса. В промышленно развитых странах средний класс составляет большинство населения (от 60 до 80 %) и является основной социальной базой гражданского общества. Он также является оппонентом крупной буржуазии, высшим чиновникам и экстремистски настроенным низшим слоям общества. Кроме того, средний класс — это основная производительная сила общества, способная напряженно трудиться, осваивать новые знания, заниматься творчеством, воспитывать новое поколение и т. д.

Т. И. Заславская (академик РАН) выделяет четыре основных признака среднего класса:

1) это совокупность социальных групп, занимающих промежуточное положение в социальной структуре общества, и выполняющая роль посредника между «верхами» и «низами»;

2) это экономически независимая часть общества, уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности общества;

3) это наиболее квалифицированные, социально активные граждане, способствующие прогрессивному развитию общества;

4) это основные носители общественных интересов, национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образцы собственной культуры на другие социальные слои.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационная часть | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.