Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 8. Цели: диагностика взаимоотношений с членами семьи и возможность их коррекции (психологическая подготовка к семейной адаптации)

Цели: диагностика взаимоотношений с членами семьи и возможность их коррекции (психологическая подготовка к семейной адаптации).

Упражнение 1. «Рисунок семьи». Назначение: диагностика ролевой структуры в семье.

Процедура. Слушателям выдается лист бумаги, фломастеры или цветные карандаши. Они должны нарисовать свою семью. Внимание осужденных обращается не на художественные способности к рисованию, а на схематичность изображения27.

Упражнение 2. «Скульптура семьи». Назначение: диагностика семейных взаимоотношений.

Процедура. Один из участников добровольно вызывается создать «скульптуру» семьи. Он должен выбрать участников, которые больше всего напоминают ему членов семьи (по сходству)28, включив всех, кто жил с ним, пока он рос. Членов семьи следует расположить в характерных для них положениях (например, за обеденным столом). Далее разыгрывается сцена, которая изображает фрагмент взаимоотношений в семье. Участники, занятые в создании скульптуры, информируются о каждом члене семьи, их любимых фразах, их отношении к «скульптору». В сцену обязательно должен быть включен в качестве члена семьи участник, создающий «скульптуру».

Упражнение 3. «Дискуссия по проблеме семьи». Назначение: диагностика и коррекция представлений осужденных о семейных отношениях.

Вопросы для обсуждения: каковы были семейные противоречия в Вашей семье; как члены семьи разрешали эти противоречия; кто лучше других умел разрешить определенные противоречия; каковы основные противоречия между Вами и супругой (знакомой); как Вы их разрешаете; каким способом Вы пытаетесь изменить свою супругу (подругу); каким способом она пытается Вас изменить; как Вы реагируете на это; Ваши отношения с семьей в настоящее время; что Вас больше всего тревожит в семейных отношениях?

Упражнение 4. «Встреча с семьей». Назначение: диагностика взаимоотношений с членами семьи; коррекция отношений к некоторым членам семьи и родственникам.

Процедура. Представьте, что Вы заходите в квартиру (дом). Все члены семьи находятся за обеденным столом. Как они прореагируют на Ваше неожиданное появление? Что скажете Вы? Проиграйте эту ситуацию встречи.

Выполните повторно это же упражнение в виде психодрамы (при наличии дублеров по каждой или основным ролям). «Двойник» должен выражать те мысли и чувства, которые не высказаны основным действующим лицом (протагонистом). Например:

Бывший осужденный заходит в дом и говорит: «Вот и я!» Его «двойник»: «Что, испугались? Не рады?»

Мать: «Вова! Это ты?» Ее «двойник»: «Я так счастлива! Не могу поверить, что это ты!»

Старшая сестра: «Здравствуй, Вова. Проходи, не стой». Ее «двойник»: «Так неожиданно, опять могут начаться конфликты между моим мужем и братом...»

Ситуация проигрывается несколько раз. Возможна смена некоторых ролей. Каждый участник должен рассказать, что он почувствовал, играя конкретную роль.

Упражнение 5. «Пожелания» (тост). Назначение: диагностика взаимоотношений с друзьями и близкими; выработка тактики поведения по отношению к близким и друзьям в дальнейшем.

Процедура. Один из участников тренинга распределяет роли родственников и друзей, которые будут приглашены на вечеринку по случаю его возвращения из колонии. Нужно дать краткие характеристики тем людям, роли которых будут выполнять участники тренинга. Каждый «приглашенный на вечеринку» должен высказать свои пожелания бывшему осужденному. После этого все обсуждают, что они чувствовали во время выполнения упражнения.

Упражнение 6. Анализ основных ролей в семье. Назначение: осознание ролевой структуры в семье и возможностей ее коррекции.

Сущность упражнения и процедура. В семейных отношениях нередко существуют три основные роли: «преследователь», «жертва», «спаситель». Обычно в семье один и тот же человек выполняет разные роли в зависимости от ситуации. Но встречаются семьи, когда психологическая роль становится постоянной для данного ее члена.

Средства реализации своих ролей бывают различными. Не следует думать, что «жертвы» — это самые бессильные члены семьи. Иногда — это наиболее влиятельные люди. Они способны привлечь к себе максимум внимания других, и их интересы обязательно учитываются, когда принимается решение.

Проанализируйте, как распределялись роли в Вашей семье (в детстве, когда выросли).

Кто был «преследователем», «жертвой», «спасителем»?

Случалось ли Вам когда-нибудь не выполнить ожидаемую от Вас роль? Каков был результат?

Как Вы думаете, какие роли играли Ваши родители в детстве в своих семьях?

Какая роль импонирует Вам? К какой роли Вы будете стремиться после освобождения?

Упражнение 7. «Сказочная крестная мать». Назначение: развитие потребности в любви и одобрении.

Информация. Потребность в любви и одобрении является одним из наиболее действенных источников активности личности. Люди, испытывающие неудовлетворенность в этом плане, становятся жесткими, бессердечными. Важно не только испытывать потребность в любви, в уважении других, значимых для Вас людей, но и уметь любить.

Процедура. Сядьте поудобнее. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов. Представьте, что Вас посетила Ваша сказочная крестная мать. Обратите внимание на то, как она выглядит, какая на ней одежда, какое у нее выражение лица. Кого она Вам напоминает? Мысленно «отпустите» ее и вообразите действительно любящего Вас человека.

Теперь вспомните, кто нуждается в Вашей любви: сын, дочь, мать, отец?.. Мысленно представьте их и скажите им, как Вы их любите, какие они замечательные люди. Скажите им все, чем они восхищают Вас. Убедите их, что Вы действительно их любите и скоро будете рядом с ними.

Заключительная часть занятия — рефлексия прошедшего занятия и психического состояния осужденных. Порекомендуйте всем участникам написать письма домой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Занятие № 7. Цель: развитие умений делового общения в жизненно значимых ситуациях | Занятие № 9
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.