Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологический тренингразвития личности осужденных




 

В наши дни о социально-психологическом тренинге как о методе обучения и развития личности пишут много. Это перспективная форма деятельности для совершенствования управления, для решения реальных социальных проблем.

В отличие от традиционных методов социально-психологический тренинг направлен прежде всего на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия. Наиболее важным результатом тренинга может стать понимание участниками собственных психофизиологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию. При таком методе обучения позиция психолога характеризуется ярко выраженной ориентацией на личность участников группы, направленностью на поддержку и помощь в их развитии. Между психологом и членами группы, а также между самими участниками возникают многообразные личностно значимые связи.

Работа с группой

Конструктивная работа над собой участников тренинга может осуществляться в сплоченной, развитой в психологическом отношении группе. На сплочение группы влияет совместная деятельность по решению задач, личностно значимых для участников. Работа над совершенствованием своих способов общения, над улучшением самовоспитания в тренинге объединяет участников. На сплочение группы может влиять также престиж группы и ее психолога, соперничество с другими группами, присутствие в группе девианта, поведение которого значительно отличается от поведения других. В сплоченной группе участники открыто обсуждают конфликты. Группа также нуждается в конфронтации, конфликтах, взаимной критике, которая приводит к изменениям в поведении и позициях участников группы. При конфронтации действия одного человека или группы направлены на то, чтобы заставить другого осознать, прогнозировать или изменить свое межличностное поведение. Конфронтация дает результаты, если атмосфера в группе носит доверительный характер и участники открыты для обратной связи.

Можно выделить три фазы развития группы.

Фаза ориентации и зависимости

Участники ориентируются в ситуации. Настрой на первых занятиях у большинства участников заинтересованный, у некоторых скептический. На этой фазе группа находится в сильной зависимости от психолога. От него ждут инструкции, совета. Несколько отстраненная позиция консультанта, вседозволенность самовыражения вызывает у членов группы чувство тревожности и неудовлетворенности. Чувства тревоги и зависимости в меньшей степени проявляются в структурированных группах, так как психолог стремится снять их с помощью устанавливаемых правил, совместного определения целей работы. Одновременно – это фаза ориентации участников в группе: кто с кем близок в плане трудностей в общении, кто как на кого реагирует. На этой фазе группа обсуждает зачастую несущественные вопросы, участники дают друг другу советы, которые уже много раз давались «за кругом» и не помогали.

Фаза конфликта

Проявляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Преобладающие эмоции – враждебность, напряженность, тревога. Часто встречается открытая конфронтация с психологом. Иногда группа выбирает себе в качестве объекта агрессии одного из участников (девианта) и вымещает на нем агрессию. Здесь еще нет конструктивной помощи, преобладают оценки, советы друг другу. Чем сильнее эта конфронтация психолога с группой, тем более глубокой и содержательной будет работа на следующих этапах.

Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности

Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы». Появляется искренность в выражении чувств. Участники открыто рассказывают о своих проблемах. Группа способна обеспечить развитие личности. Групповой процесс суммируется из действий психолога и участников тренинга. Тем не менее профессиональная обязанность ведущего – нести ответственность за успех тренинга и благополучие каждого члена группы.

ВСТРЕЧА 1

Знакомство в группе

Цели: самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы;

создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению;

дестабилизация представления участников о себе.

Психолог начинает встречу с рассказа о том, что участники тренинга могут получить в результате обучения. В программе обозначены такие информационные вставки, как «информирование». Оно ведется от лица психолога.

Информирование

Для того чтобы добиться успеха в своем деле, нужно уметь делать его легко, уверенно. На тренинге будет говориться только о Вас самих, о Ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые Вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Не ждите от меня рецептов, как правильно себя вести в тех или иных ситуациях, решать конфликты. Только вместе можно ответить на эти и другие сложные вопросы.

Основные правила работы в группе:

Предложить группе сесть лицом друг к другу и обсудить правила совместной работы.

Искренность в общении. В группе не стоит лгать и лицемерить. Группа – это то место, где Вы можете рассказать о том, что Вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если Вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.

Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

Не выносить обсуждаемые проблемы за пределы группы.

Право каждого члена сказать «стоп» – прекратить обсуждение его проблем.

Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

Общение между всеми участниками и психологом – на «ты».

Примечание для психолога

На первой встрече психолог в группе формирует спокойную, доброжелательную обстановку. Естественны некоторые напряжение и тревога, возникающие у участников. Этого не надо бояться, так как конструктивное напряжение аккумулирует энергию для всей последующей работы по исследованию себя и перестройке межличностных отношений. Некоторые консультанты сознательно стремятся создавать напряжение на первых этапах работы. Это достигается рассказом о возможных трудных ситуациях на тренинге, в том числе и срывах. Психолог может на какое-то время замолчать, как бы передавая инициативу в руки группы. Если группа ее не берет – этот факт может стать предметом анализа. Необходим доверительный стиль с группой с первых шагов.

Знакомство

Предложить каждому члену группы представиться. Можно выбрать на время работы в группе себе другое имя. Это позволяет несколько изменить представление о себе и разрушить некоторые стереотипы общения. Если участник затрудняется выбрать себе имя, то это делает группа, подбирая подходящее или оставляя прежнее. Каждый, представляясь, обозначает качества, которые способствуют или мешают эффективному общению, называет имя, хобби, девиз жизни. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.

«Здесь и теперь»

Психолог предлагает каждому участнику выразить свое представление о происходящем с ним в группе. Делать это можно в любой форме – вербально, невербально, рисунком на листе бумаги или на доске.

Каждый член группы в семибалльной шкале оценивает степень своей собственной усталости, активности и интереса к происходящему.

После того как эта процедура проделана, психолог дает основные понятия рефлексивной работы.

Одним из основных средств, способствующих эффективному общению, является рефлексия. Более того, можно считать рефлексию ключевым моментом развития личности.

Можно выделить два типа рефлексии: рефлексия как техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы и практических действий. Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы «со стороны». Этот тип мыслительной работы расширяет поле осознаваемых элементов мышления и деятельности, способствует осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления.

Рефлексия состояний направлена на осознавание своих переживаний и состояний в ходе работы. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоянием легче справиться или, наоборот, смоделировать состояние. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную работоспособность.

В вербальной форме все проговаривают свое состояние (например, «Я чувствую некоторую тревогу и ожидание каких-то событий», «У меня приподнятое настроение и…», «Мне приятны окружающие меня люди»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.