Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реабилитации осужденных

Реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление осужденного в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции.

Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она ориентирована на среду, социальное окружение человека. Специальная профилактика помогает создать такой климат в обществе, который позволяет исключить или затруднить совершение преступлений. Общая профилактика направлена на формирование в общественном и индивидуальном сознании установки на неотвратимость наказания за совершенное преступление, формирование антикриминогенных мотивов поведения.

Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на личность осужденного, его поведение.

Коррекция основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Реализация таких целей наказания, как кара, «карательный эффект», достигается требованиями режима и срока действия наказания и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией личностных проявлений осужденных, их жизни и быта. «Исправительный эффект» достигается путем ресоциализации личности, путем исправления и перевоспитания.

Социальная реабилитация связана с восстановлением бывших осужденных в статусе и дееспособности. В психологическом смысле это означает их восстановление как социальных субъектов. Основой социальной реабилитации осужденных должно стать изменение к ним отношения окружающих на всех уровнях: макроуровне (общество в целом), мезоуровне (социальные институты, производственные коллективы, общественные организации), микроуровне (семья, родственники, малый круг общения).

В соответствии с изменениями законодательной базы необходимы конкретные меры, направленные на безусловное выполнение конституционных прав лиц, отбывших меру наказания:

– ответственность за отказ и заинтересованность предприятий, организаций, учреждений, их руководителей в приеме реабилитируемых на работу;

– экономическое стимулирование за их обеспечение жильем;

– учет освободившихся из мест лишения свободы в балансе трудовых ресурсов и их включение в государственную систему трудоиспользования;

– расширение сети специализированных домов-интернатов, центров, приютов для социальной адаптации бывших заключенных и др.

Социально-психологическая реабилитация не только связана с преодолением социальной дискриминации, репрессий семьи, производственных коллективов бывших осужденных, но и изменением их представлений о самом себе – Я-концепции, ценностных ориентаций и социальных установок. Следствием таких личностных преобразований могла бы стать работа по самоизменению.

Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей человека после какого-либо нарушения средствами пенитенциарной педагогики. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении человека, отвечающее нормам социального поведения, адекватное требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием поведения индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.

Факторами перевоспитания являются: личность воспитателя, воспитательно-профилактические методы, труд и его характер, личность осужденного с его увлечениями, привязанностью к близким, стремлениями к образованию, получению профессии. Именно эти факторы приводят к реконструкции личности осужденного.

Психологическая реабилитация может рассматриваться как психологическое сопровождение перестройки личности осужденного в процессе исполнения наказания. Она включает психопрофилактику, психокоррекцию, психологическую поддержку и психотерапию в кризисных и критических ситуациях и базируется на психологической диагностике.

Результатом психологической реабилитации осужденных, с одной стороны, являются осознание вины, покаяние, очищение, катарсис, а с другой – выработка социального иммунитета, толерантности личности к асоциальным воздействиям. Подобные результаты возможны, если психологическая установка осужденного на новый образ жизни подкрепляется комплексом социальных условий для ее реализации. В противном случае мы часто получаем рецидивы преступного поведения.

Медицинская реабилитация – система мер, предполагающая сохранение и восстановление здоровья человека на уровне, обеспечивающем его дееспособность. Она исходит из понимания сущности здоровья и отклонений в его состоянии. Здоровье – состояние человека, характеризующееся полным физическим, духовным и социальным благополучием, а не только отсутствием болезней. В этом смысле каждый заключенный нуждается в реабилитации. Известно, что криминогенная среда обладает критической массой умственно отсталых в степени дебильности, асоциальных психопатов, невротиков, лиц с последствиями черепно-мозговых травм, деградировавших под влиянием алкоголизма, наркомании и многолетней тюремной жизни личностей. Многие из них нуждаются не только в психологическом сопровождении, но и психиатрическом лечении. Психопатология под влиянием психотравмирующих обстоятельств, связанных с лишением свободы и режимом, лимитирующих насущные потребности личности, приводит к декомпенсации и вызывает психопатологические расстройства и реактивные состояния.

Любые модели реабилитации должны строиться на основе комплексной диагностики. Этимологическая диагностика может восстановить историю криминального поведения: какие факторы (медико-биологические, социокультурные, психолого-педагогические) спровоцировали актуальное состояние; какая часть микросреды оказала наиболее пагубное воздействие на человека; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многосторонним, интенсивным, длительным; на какой период жизни падают эти воздействия; как человек реагирует на позитивное, негативное или дезинтегрирующее влияние микросреды; какова его сопротивляемость. Симптоматическая диагностика определяет предмет реабилитационной работы, ее содержание.

Исходя из комплексной диагностики исследуемого явления, можно предлагать самые различные специальные реабилитационные модели: «профилактика», «диагностика», «коррекция», «реабилитация», «развитие», «восстановление» или их комплекс. Сущностный характер названных моделей будет различным: психологическая, социальная, коррекционно-педагогическая, медицинская или комплексная (медико-психолого-социально-педагогическая).

Каждая модель требует реализации определенного содержания, форм и методов работы, включает круг заинтересованных и компетентных участников, предполагает соответствующие технологии и ориентирована на конкретные результаты реабилитации.

Основные принципы реабилитации следующие: принцип учета региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуаций в регионе; принцип партнерства; принцип разносторонности реабилитационных мероприятий; принцип единства биологических, психосоциальных и педагогических методов; принцип ступенчатости; принцип индивидуально-личностного, гуманистического подхода.

Принцип учета региональных особенностей, социальной и экономической ситуаций предполагает знание характеристики криминогенной обстановки, контингентов, структуры учреждений, осуществляющих различные виды реабилитации, кадровой ситуации, с целью организации единого реабилитационного пространства.

Принцип разносторонности предусматривает комплекс разнообразных мероприятий по реализации реабилитационной программы и состоит в опосредовании всех реабилитационных мероприятий личностью осужденного и его индивидуальной социальной ситуацией. Различают следующие сферы реабилитации: семейную, общественную, образовательную, производственно-трудовую и др.

Принцип партнерства (начальник отряда, воспитатель, психолог, социальный работник, участковый уполномоченный, врач, священник) предполагает разделение полномочий, ролевое взаимодействие и сотрудничество различных ведомств и специалистов в реализации реабилитационных программ.

Принцип единства психосоциальных, биологических и педагогических методов воздействия подчеркивает необходимость разнопланового понимания личности осужденного с учетом ее психологических, физиологических и патофизиологических свойств.

Принцип ступенчатости предполагает постепенный переход от одного реабилитационного мероприятия к другому в связи с актуальными потребностям, сроком наказания, отношением к нему, характером совершенных преступлений, степенью их тяжести, уровнем осознания вины, состоянием организма и психосоциальными особенностями личности.

Принцип индивидуально-личностного, гуманистического подхода определяет адресный и щадящий характер помощи и предполагает учет не только зоны актуального и ближайшего развития осужденного, но и ориентацию в работе с ним на перспективу, на формирование общечеловеческих ценностей.

Характер реабилитационной помощи:

– переход от запаздывающей помощи к профилактической;

– переход от карающей помощи к помощи, щадящей личность;

– переход от эпизодической и случайной помощи к гарантированной и комплексной;

– переход от анонимной помощи к личностно ориентированной;

– переход от изоляции реабилитантов к работе с ними в условиях включенности в социальную среду.

Критерии успешного становления и функционирования реабилитационной службы можно выделить по трем основаниям:

1) социально адаптационные:

– нормальные отношения в семье;

– наличие жилья, прописки;

– наличие постоянного места работы;

– полезное проведение досуга;

– повышение образовательного и культурного уровня;

– разрыв связей с преступным миром;

2) содержательно-методические:

– содержание и формы педагогической реабилитации;

– содержание и формы психологической реабилитации;

– содержание и формы социальной реабилитации;

– содержание и формы медицинской реабилитации;

3) организационные:

– наличие команды специалистов с четко определенными задачами;

– функциональное взаимодействие специалистов на протокольном и внепротокольном уровнях;

– включенность всего коллектива ИУ в реабилитационный процесс.

Итак, реабилитация осужденных в исправительно-трудовых учреждениях имеет свою специфику и носит приоритетно социально-психологический характер. Ее содержание, формы и методы зависят от особенностей субъектов реабилитации. Чаще всего в личности осужденного как в фокусе сконцентрированы проблемы биологического, социального и психолого-педагогического генеза, что предполагает комплексную помощь со стороны различных специалистов. Цели, общие задачи, принципы и характер помощи при этом являются универсальными для всех участников реабилитационного процесса, осуществляемого на гуманистической основе.

того, он может дать дополнительные комментарии, полезные для диагноста.

 

Основные социально-психологические и реабилитационные программы, реализуемые в рамках проекта:интервенция и семейные конференции;

реабилитационные семинары и тренинги для несовершеннолетних и их родителей «Вызов» (аналог американской программы “Discovery”)7;

загородные походы, специальные тренинги с преодолением препятствий (парашютные прыжки, езда на лошадях и другие спортивно-оздоровительные занятия и мероприятия) для подростков;

профилактический театр- студия «Подростки о себе»;

школа родительской эффективности и другие программы Фонда НАН, реализуемые и создаваемые в настоящее время.

 

Основными формами реабилитационных программ являются:

Стационарные программы с интенсивным «погружением» в реабилитационную среду.

Амбулаторные программы с контролируемым режимом.

Работа групп самопомощи (Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, АЛАНОН, АЛАТИН и др.).

Выездные программы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Радикальная терапия | Организация работы с семьей заключенного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 10419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.