Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка ресурсов и потребностей семьи

«Каким бы не был специалист искушенным диагностом, без оценки ресурсов и потребностей семейного окружения он не может успешно проделать путь от первоначального восприятия ситуации к представлению о том, какова ситуация жизни клиента и способы ее оптимизации», - это пространная цитата задает миссию работы с семьей.

Отечественные специалисты больше привыкли к слову «диагностика», однако зарубежные коллеги стараются избегать это понятия, считая, что диагностические процедуры ничто иное, как подведение некоей уникальной ситуации под стандартное определение, например, «дисфункциональная семья», «семья группы риска» и т.д. Гораздо чаще используется термин «оценка» - выработка суждения относительно потребностей семьи и ее ресурсов, а также соотношения между ними.

Для чего следует оценивать семью? В первую очередь, чтобы понять ситуацию, в которой подросток жил и будет жить после освобождения. Несомненно, важным становится выбор стратегии вмешательства в семейную жизнь подростка: будет ли это информационное вмешательство или консультация; становится ли задачей помощи получение доступа к семейному окружению подростка и возможность достраивания недостающих семейных функций за счет присутствия специалистов. Таблица 3 показывает, как общие цели оценки семьи трансформируются в работе с подростком из мест лишения свободы.

Профессионализм специалиста заключается в умении оценить вклад своего поведения в контакт с семьей. Поэтому отдельным направлением оценки семейного ресурса и потребностей семьи становится анализ своего поведения. В приложении 6 приведена памятка относительно весьма распространенной проблемы, сопротивления семьи взаимодействию со специалистом.

 

Таблица 3 Цели оценки семьи

Цели оценки семьи (общие) Конкретизация целей относительно семьи подростка из мест лишения свободы
Определить точку отсчета: «это начало работы, и от этого уровня ситуации начинается ее преобразование» Определить, какой была семейная ситуация в момент совершения преступления; какова динамика семейной ситуации в текущий момент
Индивидуализировать программу помощи клиенту (связать объективный, событийный ряд с тем, как он воспринимается подростком и членами семьи) Оперировать не только объективными характеристиками семейной ситуации (стабильная занятость родителей, наличие обоих родителей в семье, опыт пребывания членов семьи в местах лишения свободы и т.д.), но и отношенческими характеристиками (привязанность, доверие, уважение, неприязнь, страх)
Выявить вклад окружения и специалистов в изменение ситуации клиента Определить «вес» семейных отношений в криминальном поведении подростка; адаптации к условиям заключения и подготовки к освобождению
Проникнуть в те схемы поведения клиента, которые напрямую связаны с его/ее семейной историей Изучить сложившиеся стратегии выживания подростка под влиянием семьи Определить ресурс семьи и подростка в выстраивании новых стратегий
Предупредить возникновение предрассудков в отношении клиента или преодолеть такие стереотипы Предотвратить возникновение стереотипного суждения о семье подростка со стороны части персонала колонии; Минимизировать бытовое представление о ресурсе семьи в целом; предотвратить применение таких суждений со стороны специалистов в адрес осужденныхытовое представление о ресрсе семьи в целом. ростка со стороны исутствия у окружению подростка и можностей и ограничений.
Сопоставить различные технологии и подходы помощи, определить критерии оценки эффективности Выбрать сочетание стратегий, которые будут опираться и на ресурсы подростка (семьи), и удовлетворять потребности
Помочь семье и клиенту (оценка как составляющая программы помощи) Переформулировать негативное отношение в рефлексирующее Содействовать лучшему пониманию себя и окружающих (как у подростка, так и у других членов семьи)

По книге L’Abate L. Family evaluation. A psychological approach. SAGE Publications, London, 1994, pp..6-13

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии эффективности работы с семьей заключенного | Организация взаимодействия с семьей заключенного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.