Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допонятийная. 2. Понятийная




 

Допонятийная стадия – характерна для детей, суждения единичны о конкретном предмете. Объяснение сводится к частному, знакомому. Доказательство основано на примере. Главную роль играет память.

Особенности допонятийного М.:

- эгоцентризм (невозможность посмотреть на себя со стороны, принять другую точку зрения, примерно до пяти лет)

Эгоцентризм обуславливает:

а) синкретизм (тенденция связывать все со всем);

б) нечувствительность к противоречиям;

в) трансдукция (переход от частного к частному);

г) отсутствие представления о сохранении количества.

Нормальное развитие – переход от допонятийной стадии к понятийной (абстрактной),где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.

Этапы развития М.( по Выготскому Л.С.)

1 этап – 2 – 3 года – синкретизм М. все связывается со всем.

2 этап – 4 – 6 лет – используются элементы объективного сходства между парами предметов (третий лишний).

3 этап – 7 – 10 лет – дети объединяют группу предметов по сходству, но не осознают и не могут назвать общие признаки.

4 этап – 11 – 14 лет – появляются элементы понятийного М., но основанного на базе житейского опыта и неподкрепленного научным знанием.

5 этап – юношеский возраст – использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Физиологически основа М. – деятельность коры больших полушарий мозга, осуществляется во взаимодействии сигнальных систем (по Павлову.).

 

М. как процесс состоит в познании явлений внешнего мира путём:

-АНАЛИЗА- расчленение на составляющие;

-СИНТЕЗА- переход от частей к целому;

-СРАВНЕНИЯ – установления сходств и различий;

-ОБОБЩЕНИЯ – объединения по признакам;

-АБСТРАГИРОВАНИЯ – отвлечение от несущественных признаков, выделение существенных.

Формы М.:

Понятие, суждение, умозаключение.

 

Основной элемент М. – понятие - означает отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений.

В результате мыслительной деятельности рождаются суждения, образуются умозаключения.

Суждение - утверждение или отрицание чего-нибудь.

Умозаключение – форма мышления, которая выводит заключение из одного или нескольких суждений, может быть индуктивное и дедуктивное.

 

Одна из важнейших черт М. - понимание. В нем используются ассоциации(соединение, связь психических явлений друг с другом).

Когда человек сталкивается с новым для него предметом или явлением, с но­выми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение.

Многие слова и фразы имеют не один смысл, не одно значение.

 

Виды мышления.

 
 

 


Выделяют также:

 

- на основании типа решаемых задач:

 
 

 


 

- на основании структуры:

 

 

- на основании направленности М.:

 

 


- на основании степени осознанности:

 

 

- на основании новизны продукта М.:

 
 

 

 


- М. Образное

процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов и сущности их структур взаимосвязи.

 

-М. Практическое

процесс М., совершающийся в ходе практической деятельности, служит ре­шению задач.

- М. Визуальное

способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы, вид М., продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значе­ние видимым.

 

- М. Комплексное

М. ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, от­крывающимися в восприятии.

 

- М. Безъобразное (термин Вюрцбургской школы).

М. якобы «свободное» от чувственных элементов познания (восприятий, представлений).

 

Содержательную сторону М. представляет – речь – как форма выражения мышления, как форма отражения М. она имеет следующие характеристики:

 


· Логичность

· Темп

· Доказательность

· Грамматический строй

· Целенаправленность

· Гибкость

· Подвижность

· Экономичность

· Широта

· Глубина

· Критичность

· Самостоятельность

· Пытливость

· Остроумие

· Оригинальность

· Любознательность

· Находчивость

· Продуктивность


 

Основные характеристики М. как ассоциативного процесса -

1) темп, скорость,

2) стройность (грамматическая и логическая),

3) целенаправленность,

4) продуктивность

 

 

II. Проблема:

Виды патологий мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.