Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электровозы, тяговые агрегаты и моторные думпкары




Электровоз - представляет собой локомотив в виде самоходного тягового средства, приводимого в движение электрическими тяговыми двигателями, которые получают энергию от внешнего источника через контактную сеть или от собст­венных тяговых аккумуляторных батарей. По способу питания электроэнергией электровозы разделяются на контактные, контактно-аккумуляторные -- питание от контактной сети и аккумуля­торной батареи и контактно-дизельные -- питание от контактной сети и от дизеля.

По роду тока тяговой сети различают электровозы постоянного и переменного тока. Наибольшее распространение получили электровозы постоянного тока с индивидуальным приводом на каждую ось. Как правило, в зависимости от сцепного веса карьерные электровозы выполняются четырех и шестиосные (определяются допустимой нагрузкой на ось 250… 300 кН). Электровозы применяют при уклонах путей 40...45‰. Минимальные радиусы кривых до 80 м. По своим характеристикам электровозы обладают следующими достоинствами: достаточно высокий к.п.д. 16... 18%; высокая перегрузочная способность, что обеспечивает высокую произво­дительность на крутых подъёмах; легкость управления; постоянная готовность к работе; надежность и нечувствительность к низким температурам. Основным недостатком контактных электровозов является наличие кон­тактной сети, особенно на передвижных путях в забое и на отвалах, что обу­славливает дополнительные трудовые затраты на перенос контактной сети и её предохранение от воздействия взрывных работ. Электровоз состоит из механической; электрической и пневматической частей.

Механическая и пневматическая части электровозов подобны механической и пневма­тической частям тепловозов. В отличии от тепловозов электровозы оборудуются центральными и боковыми токоприемниками расположенными на кузове элек­тровоза. По аналогии с тепловозами конструкция кузова определяется способом передачи тягового усилия: у электровозов, имеющих не сочлененные тележки, тяговое усилие пере­дается кузовом, поэтому он выполняется с мощной рамой; у электровозов, имеющих сочлененные тележки, кузова не имеют специ­альных рам и выполняются в виде капотов, закрывающих оборудование. Карьерные электровозы различаются по форме кузова. Современные элек­тровозы выполняются с кузовами вагонного типа (подобно магистральным электровозам), что облегчает расположение оборудования на электровозе и его обслуживание. Некоторые электровозы выполняются с кузовом будочного типа. В этом случае кабина машиниста с двумя постами управления размещается в середине электровоза, возвышаясь над скосами будок, где расположена аппаратура управления и вспомогательное оборудование.

Электрическая часть электровозов состоит из тяговых двигателей, пускорегулирующей аппаратуры, токоприемников; аппаратуры защиты и вспомогательных машин.

Тяговые двигатели электровозов предназначены для преобразования электрической энергии в механическую энергию. С одной стороны тяговый двигатель через осевые подшипники опирается на ось колесной пары и через зубчатую пару передает ей вращение, а с другой подвешен к раме тележки посредством спиральных пружин или резиновых амортизаторов. Работа тяговых двигателей характеризуется следующими особенностями: частые пуски (до 400 включений в сутки) при нагрузках, меняющихся по величине в широких пределах; значительные перегрузки, по сравнению с номинальной силой тяги во время пуска и при преодолении тяжелых подъёмов пути; существенные колебания подводимого напряжения; постоянная тряска и удары (от неровностей пути), воздействие пыли, грязи, влаги и снега. В связи с этим на электровозах в основном применяются двигатели посто­янного тока, последовательного возбуждения с самовентиляцией или принуди­тельной вентиляцией, обладающие следующими преимуществами:

наибольшая сила тяги при трогании: равномерное распределение нагрузки между параллельно включенными двигателями; простота конструкции.

Пускорегулирующая аппаратура предназначена для управления движе­нием электровоза: трогание с места; регулирование скорости; изменение направления движения; электрическое торможение. Для этой цели на электровозе устанавливается комплект пускорегулирующей аппаратуры, состоящей из контроллеров, электропневматических и элек­тромагнитных контакторов, реверсоров, реле и электроизмерительных приборов. Для питания электровоза электроэнергией силовая цепь с одной стороны подключается к контактной сети через токоприемник, а с другой через ходо­вую часть подвижного состава к рельсам, служащим обратным проводом (см. рис.2.8.).

 

 

Рис.2.8. Схема питания электровоза электроэнергией

Токоприёмник предназначен для питания электровоза электроэнергией. Электровозы оборудуются центральными и боковыми токоприёмниками. Центральные токоприёмники на карьерных электровозах в основном выполняются в виде пантографа, представляющего собой шарнирную рамную конструкцию и применяются для работы электровоза на постоянных путях с расположением контактного провода над осью пути. Подъём пантографа осуществляется пневмоприводом (пневмоцилиндры) или пружинами, опускание -- пневмоприводом, пружинами или вручную. Боковые токоприёмники (по одному с каждой стороны электровоза) ис­пользуют при движении на передвижных забойных и отвальных путях с боко­вым расположением контактного провода. В нерабочем положении его полоз направлен параллельно оси электровоза. При работе токо­приемник поворачивается пневмоцилиндром на 90˚, а затем поднимается полоз.

Аппаратура защиты и вспомогательные машины предназначены для защиты силовых и управленческих электрических цепей от перегрузки, корот­ких замыканий и других аварийных ситуаций.

Современное направление совершенствования электровозного карьерного транспорта заключается в повышении угла подъёма до 50...60% о за счет увели­чения сцепного веса локомотива благодаря применению моторных думпкаров, сцепной вес которых создается за счет транспортируемой горной массы. Раз­витие этого направления обусловило создание и применение в качестве локомо­тивов тяговых агрегатов.

Тяговый агрегат в общем виде представляет собой комбинированный ло­комотив, состоящий из электровоза управления, дизельной секции и моторных думпкаров в различном сочетании. Может работать как на электрифицирован­ных, так и на неэлектрифицированных участках пути. На электрифицированных участках тяговые агрегаты питаются от контактной сети, на неэлектрифицированных участках от дизельно-генераторной установки дизельной сек­ции. Устройство электровоза и дизельной секции аналогично рассмотренным электровозам и тепловозам. При увеличении уклона подъёмных путей до 60..70 ‰ требуемый сцепной вес электровоза возрастает и приближается к весу прицепной части поезда. Применение моторных думпкаров повышает сцепной вес и уменьшает «мертвый» вес электровоза, так как сцепной вес моторных думпкаров создается за счет веса транспортируемого груза.

Моторные думпкары являются одной из разновидностей подвижного состава, и представляют собой думпкары, оборудованные тяговыми двигателями и аппаратурой управления. Моторные думпкары применяются в двух исполнениях. Самоходные думпкары, которые оборудуются тяговыми электродвигате­лями, комплектом аппаратуры управления, вспомогательными машинами и по­стом управления. При этом поезд составляется из нескольких таких думпкаров и опреде­ленного количества обычных прицепных думпкаров (возможно преодоление ук­лона до 60...80%о). Моторные думпкары, которые оборудуются тяговыми электродвигате­лями и частично необходимой аппаратурой, остальная аппаратура расположена
на специальном электровозе управления, входящем в состав тягового агрегат.
Поезд формируется из электровоза управления, моторных и прицепных думпкаров; предельный уклон меньше, чем при формировании поезда из самоходных
думпкаров, и ограничивается величиной уклона 50...60%о.

Типы и характеристики электровозов и тяговых агрегатов

На открытых горных работах применяются электровозы и тяговые агрега­ты постоянного тока с напряжением сети 1,5 кВ (электровозы) и 1,5 и 3,0 кВ (тя­говые агрегаты) и однофазного переменного тока с напряжением сети 10 кВ. Сцепная масса электровозов80... 180 т, тяговых агрегатов 360...375 т. Часовая скорость 25...30 км/ч, максимальная - 50...65 км/ч. |Наибольшее распростране­ние получили электровозы постоянного тока.

В настоящее время на карьерах применяются электровозы и тяго­вые агрегаты

(изготавливаемые в Украине, России, Чехии и Германии) следующих типов: электровозы постоянного тока - ЕL - 1, ЕL - 2, ЕL - 21, 13Е(21Е), 26Е; электровозы переменного тока - Д94, Д100, ВЛ26; тяговые агрегаты постоянного тока - ПЭ - 2У, ПЭ - 2М, ПЭЗТ; тяговые агрегаты переменного тока ЕL - 10, ЕL - 20, ОПЭ - 1, ОПЭ - 2 и их модификации.

Тяговые агрегаты формируются из электровозов, моторных думпкаров и дизельной секции. Основное распространение получили следующие структуры тяговых аг­регатов: ЭУ+2МД, ЭУ+ДС+МД. Применение тяговых агрегатов позволяет повысить уклон пути до 60...80‰, что обеспечивает повышение производительности железнодорожного транспорта и сниже­ние потребления электроэнергии за счет повышения удельной мощности. Основные характеристики наиболее распространенных типов электрово­зов и тяговых агрегатов приведены в таблицах 2.2 и 2.3.

Электрическая тяга является наиболее эффективной для карьерных усло­вий благодаря основным преимуществам: эффективность работы на уклонах до 50... 60‰, высокая удельная мощность и способность выдерживать значительные перегрузки на длинных подъемах; достаточно высокая экономичность (к.п.д. электрического локомотива со­ставляет 85... 86%, а системы – 1 4...16%); возможность увеличение сцепной массы поезда объединением несколь­ких секций.

Таблица 2.2. Технические характеристики электровозов

Показатели Постоянный ток Переменный ток
EL - 1 EL - 2 EL - 21 13E(21E) 26E Д100 Д94 ВЛ26
Напряжение, кВ 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 10,0 10,0 3,0
Осевая формула 3x2о 3x2о 3x2о 3x2о 3x2о 2x2о 2x2о 2x3о
Сцепная масса, т                
Мощность, кВт                
Сила тяги, кН                
Скорость, км/ч 30,5 30,5 29,7 28,0 28,7 31,0 30,0 37,0
Радиус вписывания, м                
Длина, м 21,3 13,8 21,3 20,9 21,№ 15,5 16,4 19,(
Страна ФРГ Чехия Украина Россия
Завод - - ДЭВЗ НЭВЗ

Таблица 2.3. Технические характеристики тяговых агрегатов

Показатели Постоянный ток Переменный ток
ПЭ-2М, ПЭ-2У ПЭЗТ EL-10 EL-20 ОПЭ-1 ОПЭ-2
Напряжение, кВ 3,0/1.5 3.0 10,0 10,0 10,0 10,0
Осевая формула - 3(2о+2о)
Сцепная масса,т            
Мощность, кВт            
Сила тяги, кН            
Скорость, км/ч 28,9 29,0 25,7 28,0 28,5 29,5
Радиус вписывания, м            
Длина, м 51,3 54,6 52,3 52,3 69,1 51,3
Страна Украина ФРГ Россия Украина
Завод ДЭВЗ   НЭВЗ ДЭВЗ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.