Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды в финансовой системе Республики Бе­ларусь стали создаваться с 1992 г




Внебюджетные фонды в финансовой системе Республики Бе­ларусь стали создаваться с 1992 г. Главной причиной и целью их создания является наличие чрезвычайно важных для общества программ в условиях ограниченности бюджетных средств и не­обходимость обеспечения этих программ самостоятельными фи­нансовыми ресурсами.

Внебюджетные фонды государства представляют совокуп­ность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначе­ние и находящихся в распоряжении республиканских или мест­ных органов самоуправления. Посредством их формирования происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и требующих безотлагательного развития конкретных отраслей народного хозяйства.

Внебюджетные фонды являются составной частью финансо­вой системы Республики Беларусь. По своему назначению их можно разделить на две группы: социальные и экономические. К первой группе прежде всего относятся фонд социальной защитынаселения, и негосударственные пенсионные (страхования допол­нительных пенсий). До 1998 г. сюда входил фонд содействия за­нятости, а до 2002 г. - фонд социальной защиты молодежи. Ко второй группе относятся отраслевые и межотраслевые инновацион­ные фонды. До 1998 г. сюда входили фонды финансирования под­держки производителей сельскохозяйственной продукции, ведом­ственного жилья, детских дошкольных учреждений, дорожный фонд, фонды энергосбережения, охраны природы и т. п. В связи с недостаточным контролем за поступлением и использованием средств большинство из перечисленных внебюджетных средств с 1998 г. было объединено с соответствующими бюджетами.

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367 - XII от 10 июня 1993 г. на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования и начал функционировать с 1 июля 1993 г. ФСЗН является самостоятель­ной финансово-кредитной организацией при Министерстве тру­да и социальной защиты. Его денежные средства не входят в со­став государственного бюджета, не подлежат изъятию и хранят­ся в учреждениях банков. В своей деятельности ФСЗН базирует­ся на Законе Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенном в действие с 1 апреля 1995 г.

Главными задачами фонда являются:

♦ финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

♦ сбор страховых взносов;

♦ расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;

♦ международное сотрудничество в области социального истрахования.

Функциями ФСЗН являются:

♦ методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;

♦ контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений фонда;

♦ координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;

♦ обеспечение капитализации его средств и привлечение добровольных и благотворительных взносов;

♦ совершенствование государственного социального страхования;

♦ организация информации по всей категории плательщиков;

♦ ведение бухгалтерской и статистической отчетности и от­
ветственность за ее достоверносгь;

♦ определение совместно со всеми структурами, чья деятель­
ность связана с социальной защитой населения, направле­
ний расходования дополнительных средств, поступающих в
фонд.

Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов ра­ботодателей и граждан, доходов от юммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обя­зательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавли­вается в зависимости от фонда заработной платы в соответствии с Законом Республики Беларусь «О размерах обязательных стра­ховых взносов в фонд социальной защиты населения Министер­ства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.

Средства из ФСЗН расходуются на следующие цели:

♦ выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет,
по случаю потери кормильца, социальных пенсий;

♦ выплату пособий и компенсаций в связи с несчастными
случаями на производстве и профессиональными заболева­
ниями, по беременности, по случаю рождения ребенка и
уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по
болезни и временной нетрудоспособности, на погребение,
по уходу за инвалидом первой группы и ребенком-
инвалидом до 16 лет, на детей з возрасте до 16 лет, инфи­
цированных или больных СПИДом.

Помимо этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее между­народными договорами, финансируются расходы на оздоровле­ние трудящихся, на повышение социальных пенсий в связи с из­менением индекса стоимости жизни л ростом заработной платы, на оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспо­собным гражданам, на обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществля­ется по солидарному принципу, когда работающие содержат не­работающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного периода слабо влияет на размер получаемой пенсии.

В целях усиления взаимосвязи пенсий и пособий с результа­тами труда, а также для усиления достоверности сведений о ста­же и заработках, создания предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов гражданами, повышения заинтересованности в уплате страховых взносов, упрощения и ускорения процедуры назначения пенсий и пособий в нашей республике начался этап реформирования пенсионного дела с ориентацией на персональ­ный характер социального страхования. Он регламентирован За­коном Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «Об индивиду­альном (персонифицированном) учете в системе государствен­ного социального страхования».

Суть реформы заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, т. е. включающей несколько видов пенсий: социальных, пенсий, выплачиваемых за счет обязательных страховых взносов, и до­полнительных пенсий, формируемых по накопительному прин­ципу.

Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов вводится индивидуальный (персонифицированный) учет зара­ботков каждого работающего. С этой целью работодатели реги­стрируют в ФСЗН работника, на которого открывается индиви­дуальный лицевой счет (ИЛС) под номером, соответствующим номеру паспорта нового типа. Этот номер закрепляется за граж­данином в течение всей его жизни. Он может работать в не­скольких местах, сообщая свой номер всем работодателям. При этом информация о всех доходах, об уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы будет аккумулироваться в одном ИЛС. Это избавит граждан от поиска сведений за весь трудоспособный период, облегчит начисление пенсий, ликвиди­рует интерес сокрытия заработков, а значит обеспечит рост по­ступлений в ФСЗН, т. е. реформа объединила интересы работни­ков, работодателей и ФСЗН.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 30.12.1999 г. № 2050 новая система персо­нифицированного учета введена с 1.01.2001 г. на территории Гомеля (Центральный район), Жлобина и Жлобинского района, а с 1.01.2003 г. на территории всей республики вступил в силу За­кон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в сис­теме государственного социального страхования».

Введение данного учета оставляет в силе солидарный харак­тер социальной защиты, в основе которой остается распределительный принцип. Однако он усиливает зависимость размера на­значаемой пенсии от вклада каждого работающего на протяже­нии его трудового стажа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.