Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что можно прочитать. n как можно охарактеризовать на языке парадигмы высокой культуры сериал «Санта-Барбара»;




Темы для размышлений

Подумайте:

n как можно охарактеризовать на языке парадигмы высокой культуры сериал «Санта-Барбара»;

n как можно объяснить танец Макарена на языке парадигмы З.Фрейда - Э.Фромма и парадигмы Б.Малиновского;

n в чем достоинства и в чем ограничения парадигмы образа жизни;

n что сближает и что отличает парадигмы М.Шелера и З.Фрейда?

n как можно истолковать религию в разных парадигмах?

n какое истолкование кажется Вам более продуктивным? Аргументируйте свой выбор.

 

 

Данилевский Н. Россия и Европа. - М., 1991.

Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996.

Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.

Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. - М., 1983.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М., 1991.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.

 

 

Лекция III

Культура как социальная подсистема общества

 

1. Общество как социальная система: его деятельностная природа, элементы и отдельные сферы.

2. Место культуры в обществе, ее функции.

3. Строение культуры.

 

Основные категории: общество, актеры, социальные роли, социальные подсистемы, культура как подсистема общества, функции культуры, социальные технологии, социальные ценности, социальные нормы, символы, модели культуры, стиль, элементы культуры.

 

Атрибут (здесь) - сущностное, неотъемлемое свойство предмета или явления

1. На первых лекциях речь шла о том, что культура принадлежит миру человека, являясь его обязательным атрибутом. Нам известны основные элементы человеческого мира: артефакты, практика, институты. Здесь же следует добавить, что все они опираются на некоторое основание, иначе говоря, субстанцию. Таким основанием является общество. Исходя из этого, содержание культуры можно понять лишь в соотношении его с обществом.

Парсонс Т., Parsons T (1902 -1979) - авторитетный теоретик - социолог из США, где абстрактные теоретические изыскания не в чести. Его тексты темны и многословны; определения не умещаются на страницу. Он создавал генеральные теории в стиле ХIХ века, среди них системно-функциональную. Главный труд - «Структура социального действия», был опубликован в 1937 г. У П. Множество интерпретаторов, пытающихся растолковать, что именно он хотел сказать в своих книгах.

Определений общества множество. Пока ограничимся простым указанием на то, что общество - множество людей, обладающих внутренним единством, в определенных пространственных и временных границах.

Источником этого единства служит взаимодействие людей. Можно сказать, что общество - множество людей, постоянно взаимодействующих друг с другом.

Постараемся вслед за Т.Парсонсом рассмотреть содержание этого взаимодействия и тем самым понять природу общества.

Общество представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких элементов:

· актеров, действующих в соответствии со своими мотивами;

· целей, преследуемых актерами в процессе действия;

· внешних ситуаций, которые предоставляют актерам стимулы для действия и необходимые инструменты;

· правил и норм, которым актер подчиняется сознательно или бессознательно.

Актера не следует отождествлять с личностью или тем более с человеком. Актер - носитель определенной социальной роли, т.е. тех функций, которые необходимо исполнять в определенных ситуациях. Поскольку функций и ситуаций много, то человек в обществе выступает в разных амплуа, иначе говоря, обладает множеством актерских профессий.

Постоянство социальных ролей, единство правил, сходство внешних ситуаций создают социальную связь между актерами. Эта связь устойчива, вновь и вновь повторяема и, что самое главное, институализирована, т.е. оснащена внутренними регуляторами (нормами, правилами), обязательными для всех актеров.

Взаимодействие между актерами всегда предметно. Оно разворачивается вокруг определенных проблем, которые необходимо решать.

Социальные связи группируются по темам: экономическим, политическим, военным, образовательным, семейным..., образуя соответствующие социальные подсистемы общества.

Каждая из подсистем обладает собственными институтами и, стало быть, функционирует по собственным правилам. В то же время внутреннее строение подсистем то же самое, что и у большой системы: актеры, цели, ситуации, правила.

Соединительным звеном между подсистемами является человек, который поочередно исполняет разные социальные роли то в экономике, то в политике, то в семье.

Благодаря человеку, умеющему играть по различным правилам, общество сохраняет свое единство, не распадаясь на экономическое, политическое или семейное.

Итак, общество - большая социальная система, в основе которой сложное взаимодействие людей, реализующих свои интересы в разных областях по согласованным правилам.

 

2. Исходя из понимания общества как большой социальной системы, попытаемся найти в нем место для культуры.

Представляется возможным выделить культуру в отдельную подсистему общества, т.е. в некоторый набор институтов, объединенных общей темой деятельности, согласованных друг с другом и составляющих единый ансамбль.

Остается уточнить содержание темы, названной нами культурной, перечислить ее составные части: образование, искусство, религию, мораль.

Канон - свод незыблемых правил и установлений, отступление от которых греховно.

Каждая из них предполагает взаимодействие актеров, совершаемое по строгим правилам: будь-то нравственные требования (императивы), религиозные каноны, дидактические принципы или эстетические идеалы.

Иначе говоря, в обществе можно обнаружить собственно культурный род деятельности, а с ним и соответствующую социальную подсистему, подобную иным.

Ограничиться, однако, этим утверждением было бы некорректным, ибо тем самым мы бы вступили в противоречие с мыслью о том, что культура есть атрибут всего человеческого мира, всей человеческой практики, всех социальных атрибутов.

Культура есть то, что отличает человеческий мир от природного, в том числе и от зоологического. Замкнув ее на конкретные виды деятельности, мы тем самым говорим, что экономика, политика, семья, наконец, находятся вне культуры и относятся скорее к фауне и флоре, нежели к обществу, что, хоть иной раз и подтверждается житейскими наблюдениями, все-таки не может быть признано достоверным.

Культура включает в себя также особый вид деятельности, позволяющий человеку переходить от одной социальной роли к другой, менять свои амплуа в театре жизни: быть студентом и покупателем, сыном и партнером, женихом и избирателем.

Далее, культура включает в себя также технологию исполнения всех социальных ролей.

Ионин Л. (р. 1945 г.) - современный отечественный социолог, автор «Социологии культуры», «Понимающей социологии» и др. книг

Культурная подсистема общества, кроме своих специфических проблем, решает проблемы всеобщие. Она представлена во всех социальных институтах, к каким бы подсистемам те ни принадлежали: в экономических, политических и пр. Культура не только создает единый алгоритм их функционирования, но определяет ситуацию, в которой они действуют. Более того, она формирует мотивы, побуждающие к действию самых разных актеров (Л.Ионин).

Особенность культурной подсистемы как раз и состоит в том, что она, имея собственную проблематику, распространяется на все остальные подсистемы. Она и связующее звено между ними, и механизм их функционирования. Более того, культурная подсистема как некая социальная целостность существует и развивается лишь в связи с иными подсистемами, как бы прорастая в них.

Это определяет и специфические функции культуры в обществе:

Тенбрук Ф., Tenbruck F. - современный немецкий культуролог, автор концепции репрезентативной культуры.

¨ производство идей, мировоззрений, ценностей, убеждений и верований, которые воздействуют на человеческую практику в той мере, в которой они принимаются людьми (Ф.Тенбрук);

¨ наполнение смыслом различных видов человеческой деятельности: определение целей, соотнесение новых видов деятельности с традицией...;

¨ обеспечение взаимодействия людей при помощи языка;

¨ регулирование деятельности при помощи принятых норм и правил;

¨ трансляция от поколения к поколению продуктов культуры: знаний, преданий, обычаев, тем самым обеспечение непрерывности в общественном процессе;

¨ эстетизация человеческой деятельности, понимаемая как отнесение артефактов и самой практики к художественному идеалу.

Словом, культура - это деятельностная характеристика общества, реализующаяся в социальных технологиях поведения людей, в их образе жизни.

 

3. Рассмотрим внутреннее строение культуры, ее структуру.

Смелзер Н., Smelser N. (р.1924 г.) - американский социолог, один из создателей экономической социологии, известный в России как автор популярного учебника для студентов.

Самое простое было бы поделить культуру на соответствующие институты, такие как школа, церковь, искусства, мораль. Если бы культурная подсистема ими ограничивалась, тогда бы наш перечень был бы оправдан. На лекции, однако, речь уже шла о том, что особенностью подсистемы культуры является ее присутствие, представительство в иных социальных подсистемах. В такой ситуации институциональный подход ограничен. Собственно культурные институты он учитывает, но оставляет в стороне культурный компонент социальных институтов экономического или политического происхождения.

Здесь нужен иной подход. В его основе положение о том, что культура - внебиологический способ деятельности людей, исполняющих свои социальные роли в обществе.

Внебиологический способ деятельности можно иначе назвать социальной технологией. Найдем ее основные элементы. Они и будут элементами культуры.

Главным элементом можно признать систему ценностей. Под ценностями понимаются жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и вещей (идей), которые следует понимать.(Н.Смелзер)

Мотивы - внутренние побуждения человека, организующие его поступки.

Ориентация в мире ценностей определяет стратегию человеческого поведения, выбор тех или иных социальных ролей и порядок их исполнения. Именно ценности формируют
мотивы человеческого поведения.

Обязательным элементом культуры является система норм - правил поведения, обязательных для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность. В состав норм входит культурная традиция, понимаемая как следование канонам деятельности, некритично заимствованным от прошлых поколений. Традиция обязывает людей поступать именно таким образом, не позволяя им выйти за пределы установленных в прошлом правил.

Вебер М., Weber M. (1864 - 1920) - немецкий философ, социолог, политический теоретик, один из основателей современного гуманитарного знания. Его научное наследие настолько велико и разнообразно, что даже в Германии до сих пор нет полного академического издания трудов В. В современной России почитается классиком. Но, как водится, его мало читают и еще меньше понимают.

Следующий элемент культуры - средства деятельности. Они могут быть самыми разными: вещными как ботинок, и виртуальными как изображение на компьютерном дисплее; доступными как молоток и непонятными как «черный квадрат» Малевича. Их объединяет то, что они инструментальны. Люди обживают свой мир и творят новый, прибегая к их помощи.

Важным компонентом средств деятельности является символ. Артефакт культуры (предмет, действие, изображение) исполняет роль знака, понятного всему сообществу и указывающего на нечто иное, большее и важное. Символ - это ориентир, позволяющий человеку точно определиться с ситуацией и обозначить в ней свою позицию. Наконец, следует указать на модели культуры, понимаемые как устойчивые формы поведения, принятые в данном обществе, применительно к тем или иным ситуациям. Ядром модели поведения является стиль - нечто особенное в образе жизни, манере поведения человека или общественной группы, то, что М.Вебер называл способом ведения жизни. Стиль предполагает эстетизацию жизни, подчинение своих поступков некоторым эстетическим канонам. Это касается одежды, убранства жилья, форм общения с интересными людьми (близкими и дальними).

В модель культуры входят ритуалы - наиболее формальные и стабильные процедуры, совершаемые людьми в автоматическом порядке. Если стиль выбирают, ритуалу подчиняются. В ритуале нет мысли и нет чувства. Участие в ритуалах - способ идентифицировать себя с группой, заявить о принятии норм, предписанных социальным институтом.

Перечисление элементов культуры не означает их осмысление. Культура исторична и обладает самым разным содержанием в зависимости от общественных ситуаций долговременного действия. Каждый исторически сложившийся тип культуры проявляется в оригинальной композиции ее элементов, в их внутреннем исполнении.

Итак, мы определили морфологию культуры, обозначив ее необходимые элементы.

Надо указать, также на то, что культура имеет разные формы в зависимости от характера социальных институтов, в которых она представлена: искусство, религия, образование, политика, экономика, быт, семья. Каждая из этих форм обладает способностью к дальнейшему делению: и мы можем говорить о культуре поэзии, живописи, музыки с тем же основанием, как и о культуре православия, католицизма, протестантизма или ислама.

Итак, подводя итоги, следует обратить внимание
на то, что

Ø культура существует в связи с обществом, образуя в нем особую подсистему;

Ø особенность ее состоит в том, что культура представлена во всех иных подсистемах общества, сообщая смысл и организацию человеческой деятельности;

Ø строение культуры включает в себя компоненты, необходимые для того, чтобы состоялась человеческая практика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.