Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Межкультурная коммуникация

В работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа» под межкультурной коммуникацией понималась идеальная цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру. В результате многочисленных исследований были определены наиболее характерные черты межкультурной коммуникации: принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам; осознание участниками коммуникации культурных отличий друг друга. Признаки межкультурных различий могут быть интерпретированы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации.

Межкультурная коммуникация – совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

В межкультурной коммуникации выделяют сферы макрокультуры (огромные территории, структурно и органически объединенные в одну социальную систему со своими культурными традициями (американская культура, латиноамериканская культура, европейская культура (чаще всего эти типы культуры выделяются по континентальному признаку)) и микрокультуры (многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями, которые со структурной точки зрения являются субкультурами в составе макрокультуры). Между макрокультурами существуют глобальные различия, которые отражаются на их коммуникации друг с другом, в этом случае коммуникация проходит вне зависимости от статуса ее участников, в горизонтальной плоскости. Субкультуры – это культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества. Связь между субкультурами протекает внутри этого общества и является вертикальной. Выделяется несколько типов межкультурной коммуникации на микроуровне.

· Межэтническая коммуникация – общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Совместное существование в рамках одного общества приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями.

· Контркультурная коммуникация – тип межкультурной коммуникации, которая происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской.

· Коммуникация среди социальных классов и групп – основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными довольно велико. Оно выражается в противоположных взглядах, обычаях, традициях и т.д.

· Коммуникация между представителями различных демографических групп: религиозных, половозрастных.

· Коммуникация между городскими и сельскими жителями основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпах жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», которые прямым образом сказываются на процессе коммуникации между этими группами населения.

· Региональная коммуникация – возникает между жителями различных областей (местностей) поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться.

· Коммуникация в деловой культуре – возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.

Общей чертой всех уровней и видов межкультурной коммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками.

Одним из специфических аспектов межкультурной коммуникации являются аффективные реакции на те или иные элементы других культур. Взаимодействие с незнакомыми людьми, особенно с представителями аутгрупп (внешних групп), сопровождается большим психологическим напряжением, переживаниями и страхом чем со знакомыми людьми – членами ингрупп.

Чтобы определить, насколько трудно будет происходить контакт одной культуры с другой, в культурной антропологии было введено понятие культурной дистанции – степени близости или несовместимости культур друг с другом. Представителям близких культур, культурная дистанция между которыми меньше, легче адаптироваться к новой культуре. Понятие «культурная дистанция» фиксирует различия между одними и теми же элементами в разных культурах: климат, одежда, пища, язык, религия, уровень образования, материальный комфорт, структура семьи, обычаи ухаживания и т.д. На субъективное восприятие культурной дистанции влияет множество факторов: наличие или отсутствие войн или конфликтов, как в настоящее время, так и в историческом прошлом; степень компетентности человека в чужом языке и культуре; равенство (неравенство) статусов партнеров и наличие у них общих целей в межкультурном общении.

При первом контакте с чужой культурой каждый человек располагает очень малым объемом информации о новой культурной среде, не имеет четких представлений о принятых в данной культуре нормах поведения и поэтому переоценивает или недооценивает поведение окружающих. В таких ситуациях возникают три основных типа неопределенности:

· когнитивная неопределенность заключается в том, что человек не может точно знать представлений и установок своего партнера.

· поведенческая неопределенность – когда человек не может предсказать поведение своего партнера.

· эмоциональная неопределенность – психологическое состояние, при котором человек испытывает беспокойство, что его неправильно поймут, отрицательно оценят, нанесут ущерб его Я.

Свести свою неуверенность в коммуникации к оптимальному уровню неопределенности – первоочередная задача каждого коммуниканта.

Научное решение проблемы коммуникативной неуверенности было предпринято с помощью теории редукции неуверенности, основоположником которой стал К. Бергер, который считал, что с помощью специальных методов взаимоотношения партнеров по межкультурной коммуникации могут быть усовершенствованы и изменены в лучшую сторону. Эти методы предполагают изменение ожиданий каждого конкретного человека от новой культуры, сокращение когнитивной неуверенности и тревоги. Индивиды хотят более точно знать, что им ждать от общения с другим человеком – вознаграждения или наказания, нормального или отклоняющегося поведения, а также уметь правильно определить начало и конец акта коммуникации. Уменьшение (редукция) неуверенности в данном случае будет заключаться в построении коммуникантом предсказаний (до начала действия) и интерпретации действий после их совершения. Редукция неуверенности представляет собой двуединый процесс, происходящий одновременно на когнитивном и эмоциональном уровнях. Уменьшение неопределенности – это когнитивный (познавательный) процесс, контроль беспокойства и неуверенности – эмоциональный. Эти стремления мотивируют участников коммуникации к общению друг с другом.

Обычно выделяют 3 стратегии редукции неуверенности:

· пассивная – наблюдение за другими без вмешательства в процесс общения (сравнение, выявление реакций на какие-либо стимулы и т.д.);

· активная – человек задает вопросы другим людям об объекте своего интереса, получая, таким образом, необходимую информацию для общения;

· интерактивная – непосредственное взаимодействие с партнером по коммуникации, в ходе которого задаются вопросы, идут попытки самораскрытия и т.п. Это самая оптимальная стратегия поведения.

К факторам, уменьшающим неуверенность и неопределенность при контакте с представителями других культур, относятся:

· позитивные ожидания при контакте с представителями других групп;

· сходство между контактирующими группами;

· советы и замечания со стороны представителей других групп;

· более тесные личные отношения с представителями других групп;

· лучшее знание языка группы, с которой находишься в контакте;

· способность к самонаблюдению;

· более глубокие знания о чужой культуре;

· большая терпимость к неопределенности;

· позитивные атрибуции (ожидания) в межкультурной коммуникации, установка на эффективность общения и адаптацию к чужой культуре;

· принадлежность к коллективистским культурам.

Кроме теории редукции неуверенности в культурной антропологии существует целый ряд других теорий, акцентирующих свое внимание на разных аспектах межкультурной коммуникации.

Теория адаптации, разработанная в трудах американской исследовательницы Я.Ким, рассматривает динамику адаптации человека к чужой культуре как прибывшего за границу на короткий срок, так и проживающего там долгое время. Адаптация – это сложный процесс со многими составляющими, в ходе которого человек постепенно, по нарастающей, привыкает к новой обстановке и новому общению. Динамика подобного взаимодействия называется динамикой стрессово-адаптационного роста. Она происходит по принципу «два шага вперед и шаг назад». Периодические отступления, затягивающие процесс адаптации, связаны с межкультурными кризисами. Для успешной адаптации необходимо несколько условий. Они включают общение с новым окружением (частота контактов, положительный настрой), знание иностранного языка, положительную мотивацию, участие во всевозможных мероприятиях, доступ к средствам массовой информации.

Сторонники теории координированного управления значением и теории правил утверждают, что человеческая коммуникация по своей сути очень несовершенна, поэтому идеальное и полное взаимопонимание – это некий недостижимый идеал. Поскольку не все акты коммуникации имеют определенную цель, достижение взаимопонимания становится не обязательным. Целью становится достижение координации, что возможно при взаимодействии, понятном для его участников. При этом в конкретном тексте происходит управление значениями и идет их индивидуальная интерпретация. Важно не то, насколько принятые в данном общении правила являются социальными, а то, насколько эти правила согласованы между собой в сознании каждого участника коммуникации.

Риторическая теория межкультурной коммуникации позволяет анализировать не только индивидуальные различия, но и свойства больших групп. Частью этой теории является анализ подсознательной адаптации сообщений применительно к конкретным ситуациям коммуникации.

Сторонники конструктивистской теории межкультурной коммуникации полагают, что у всех людей есть особая когнитивная система, с помощью которой они могут интерпретировать слова и действия других довольно точно и аккуратно. У представителей разных культур формируются разные взгляды и возможности восприятия. В ходе инкультурации человек приобретает взгляд на мир, отличный от того, который существует у представителя другой культуры. Таким образом, формируется когнитивное сознание человека, которое может быть простым или сложным, а оно влияет на индивидуальное коммуникативное поведение и адаптационные стратегии.

Теория социальных категорий и обстоятельств акцентирована на вопрос важности ролей, стереотипов и схем для процесса коммуникации, то есть тех элементов механизма восприятия, которые составляют основу взаимопонимания и социального сознания. Социальное сознание – фундаментальный когнитивный процесс социальной категоризации, который ведет к положительному восприятию членов ингруппы и к негативному отношению членов этой группы к другим людям. При встрече с представителями других групп происходит т.н. «коммуникативная аккомодация», настройка на общение с другим человеком, определяющаяся существующими у нас схемами и стереотипами.

Сравнительно недавно была разработана теория конфликтов, описывающая барьеры общения. Конфликты считаются нормальным поведением, формой социальных действий, регулируемых нормами каждой культуры. В каждой культуре существуют свои модели конфликтов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ситуационные факторы коммуникации | Тема 9. Элементы коммуникации в контексте межкультурной коммуникации. Вербальная коммуникация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.