Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Элементы коммуникации в контексте МКК. Невербальная коммуникация




Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст. Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 35 % информации своим собеседникам. Оставшиеся 65 % приходятся на долю жестов, мимики, поз, одежды, причесок, окружающих нас предметов, действий, т.е. невербальных сообщений.

Невербальная коммуникация – обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретация. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию: о личности коммуникатора (темперамент, эмоциональное состояние в момент коммуникации, личностные свойства и качества, коммуникативная компетентность, социальный статус, лицо, самооценка), об отношении коммуникантов друг к другу (близость/ отдаленность, типе отношений (доминирование-зависимость, расположенность– нерасположенность), динамике взаимоотношений, об отношениях участников коммуникации к самой ситуации.

Взаимосвязь между элементами вербальной и невербальной коммуникации может проявляться в нескольких вариантах:

· Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение (делает речь более выразительной, уточняет и разъясняет ее);

· Невербальное поведение противоречит вербальным сообщениям;

· Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения;

· Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения (регулирование – использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми).

· Невербальное действие может повторять вербальное сообщение.

Невербальная коммуникация – многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно. В отличие от вербальной коммуникации, невербальные сообщения всегда ситуативны (по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях). Невербальные сообщения являются синтетичными, их с трудом можно разложить на отдельные составляющие (вербальные элементы коммуникации (слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга). Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Невербальный язык люди, как правило, успешно осваивают сами в естественных условиях через наблюдение, копирование, подражание (говорить детей учат специально).

Невербальные средства коммуникации развились раньше чем язык, они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата. В основе невербальной коммуникации лежат два источника – биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека. Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсальных, понятных всем знаков, а также специфических сигналов, используемых в рамках только одной культуры.

На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:

· Поведенческие знаки, обусловленные физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, потоотделение от волнения, дрожь от холода, страха и т.д.

· Ненамеренные знаки, употребление которых связано с привычками человека (самоадапторы): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.;

· Собственно коммуникативные знаки: сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.

Невербальные элементы коммуникации

Кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Кин – мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения. Элементы кинесики: жесты, мимика, позы и взгляды.

Жесты – это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, какому-то предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота и почесывание физиологичны. Это т.н. жесты - адапторы – движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках). Большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. Их можно классифицировать следующим образом:

· иллюстраторы – описательно-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл.

· конвенциональные жесты – жесты, используемые при приветствии, прощании, приглашении, запрещении и т.п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями.

· модальные жесты – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, удивления, растерянности и т.д. Выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего.

· жесты, используемые в различных ритуалах

Мимика – все изменения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов. Лучше всего исследована улыбка. Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции. При интерпретации мимики особое внимание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более выразительной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации. Хотя многие исследователи согласны с тем, что люди разных культур одинаково реагируют на разные раздражители, эмоции в разных культурах выражаются по-разному.

Окулистика – использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. С помощью глаз также можно выразить богатую гамму чувств и эмоций: визуальный контакт может означать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или прекращения общения, может указывать на окончание реплики или беседы в целом. Взгляд психологически сокращает дистанцию между людьми. Длительный взгляд может быть признаком влюбленности. Вместе с тем часто такой взгляд вызывает беспокойство, страх и раздражение. Прямой взгляд воспринимается и как угроза, стремление доминировать. Человек способен воспринимать чужой взгляд не более трех секунд. В западных культурах прямой взгляд считается важным при общении. Визуальный контакт может варьироваться в зависимости от того, какой человек, какого пола находится в контакте. Обычно доминирующие и социально уравновешенные личности вступают в визуальный контакт чаще. Женщины делают это чаще чем мужчины.

Поза – положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека. Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело в коммуникации. Выделяются три группы поз.

· Включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость для контакта). Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.

· Доминирование (проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке на плече собеседника) или зависимость (взгляд снизу вверх, сутулость).

· Противостояние (проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках) или гармония (поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна).

С позой тесно связана походка человека. Ее характер указывает на физическое самочувствие и возраст человека, на его эмоциональное состояние. Важнейшими факторами походки человека являются ритм, скорость, длина шага, степень напряженности, положение верхней части туловища и головы, сопроводительные движения рук, положение носков ноги. Эти параметры формируют разные типы походки – ровной, плавной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и др.

Манера одеваться целиком обусловлена спецификой той или иной культуры. Одежда сообщает нам о социальном статусе человека, о событиях в его жизни (свадьба, похороны), о профессии (форменная одежда).

Такесика – научное направление, изучающее значение и роль прикосновений при общении. Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах. В зависимости от цели и характера прикосновения делятся на:

· Профессиональные прикосновения носят безличный характер, человек при этом воспринимается как объект общения (осмотр врача)

· К ритуальным прикосновениям относятся рукопожатия, дипломатические поцелуи

· Дружеские

· Любовные.

В одних культурах прикосновение очень распространено (контактные: латиноамериканские, восточные, южно-европейские культуры), в других оно совсем отсутствует (дистантные: североамериканцы, азиаты, жители Северной Европы). Непременным атрибутом любой встречи и общения является рукопожатие, которое может быть очень информативным (интенсивность, продолжительность). Сложилось несколько видов рукопожатий, имеющих свое символическое значение:

а) ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера – готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается.

б) ладонь, повернутая вниз на ладони партнера – стремление к доминированию, попытка взять ситуацию под свой контроль.

в) ладонь ребром вниз (вертикальное положение) – положение равенства собеседников

г) две ладони обхватывают одну ладонь собеседника – стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.

Сенсорика – тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур. Отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека (мы ощущаем запахи, вкус, цветовые и звуковые сочетания, тепло тела).

Проксемика – использование пространственных отношений при коммуникации. Термин был введен Э.Холлом для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения. В результате своих исследований он выделил 4 зоны коммуникации:

· Интимная – разделяет близких людей, не желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц.

· Личная зона – расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми

· Социальная зона коммуникации – дистанция между людьми при формальном и светском общении

· Публичная зона коммуникации – дистанция между людьми на собраниях, в аудитории

Хронемика – использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные модели использования времени: монохронную (время представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты; человек в данной культуре предпочитает заниматься только одним делом, разделяет время для дела и для эмоциональных контактов; время постоянно отслеживается (время – деньги)) (например, немецкая, североамериканская) и полихронную (нет строгого расписания; человек может заниматься несколькими делами сразу; время воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга; о точном использовании времени даже не задумываются) (например, русская, латиноамериканская). Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре. Разные культуры используют формальные (отсчитывает время очень точно) и неформальные виды времени (неопределенный отсчет).

Паравербальная коммуникация

Паравербальная коммуникация – совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Информация передается через голосовые оттенки, которым в разных языках придается определенный смысл.

Назначение паравербальной коммуникации в том, чтобы вызвать у партнера те или иные эмоции, ощущения, переживания, что достигается с помощью паравербальных средств общения, к которым относятся: просодика – это темп речи, тембр, высота и громкость голоса; экстралингвистика – звуки, которые мы производим с помощью голоса (плач, кашель, вздохи, смех, паузы)

Средствами достижения эффективной коммуникации служат следующие характеристики человеческого голоса.

· Скорость речи.

· Громкость

· Артикуляция

· Высота голоса

· Режим речи

Паравербальная коммуникация основывается на тональных и тембровых особенностях языка и их использовании в культуре. На этом основании выделяют тихие и громкие культуры. Культурно-специфические особенности выражаются и в скорости речи.

Следующим средством паравербальной коммуникации является манера, с одной стороны говорить многословно, а с другой, лаконично, не используя слишком много слов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.