Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жертва живая




 

Продолжая изучение основных тем Послания апостола Павла к Римлянам, сегодня мы обратимся к 12 главе послания. В этой главе происходит очевидный поворот в развитии мысли Павла. Первые 11 глав несли на себе большую теологическую и догматическую нагрузку. Когда же мы доходим до 12 главы, то видим, как сложные богословские и догматические размышления переходят в практическое выражение Евангелия, о котором говорит Павел.

Вы, может быть, знаете, что мне приходится часто выступать на различных встречах и конференциях. И я столкнулся с традицией, которая родилась неизвестно когда и в какой части христианского мира. Не знаю, откуда это идет, но после публичных докладов, конференций и встреч люди подходят ко мне с Библиями в руках и просят написать в них свое имя. Я всегда начинаю немножко нервничать, когда меня просят об этом, и стараюсь отшутиться, говоря: «Послушайте, но ведь не я написал эту книгу!» Однако сложилась такая традиция, что люди просят лекторов написать в Библии свои имена. И мне приходится это делать. А затем мне говорят: «Простите, не могли бы Вы также написать стих вашей жизни?» Когда меня первый раз попросили об этом, я был несколько сбит с толку и ответил: «А что это?» Это была еще одна традиция, которой я не знал. Мне сказали: «Мы думали, что у каждого христианина есть библейский стих, которым он живет». Тогда я почувствовал себя немножко неловко за то, что у меня никогда не было такого стиха из Библии, которым бы я жил. Было бы неплохо, если бы для нас было достаточно пережить всего один стих. Но и тогда я не входил в спор с теми людьми, кто просил меня написать стих моей жизни, а просто писал тот стих, который казался мне важным.

Но вспоминая свою жизнь, я нахожу, что в какой-то момент у меня появился любимый стих Библии. Думаю, именно об этом спрашивали меня люди. И этот стих как раз находится в 12 главе Послания к Римлянам. Так что перед тем, как приступить к анализу всей главы, я хочу прочитать вам то, что было моим «стихом жизни» или просто любимым стихом.

Возможно, я выбрал его из-за того, что номер главы и стиха было легко запомнить, это Римлянам 12:12, где мы читаем: «Радуйтесь в надежде; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны»[12]. Эти слова, как я говорил, поразили меня в самое сердце около 30 лет назад — я увидел в них прекрасное выражение опыта жизни по вере. Первое, что они говорят, — что жизнь христианина должна быть наполнена радостью, христианин должен радоваться, несмотря на все страдания, беды и притеснения, которые выпадают на его долю, потому что его радость — это радость надежды, которую дал нам Бог. Второй элемент 12 стиха это терпение в скорби. Возможно, я выбрал для себя именно этот стих потому, что прекрасно знаю, что терпение есть тот дар Духа Святого, которого мне так недостает. Я один из тех людей, кто говорит: «Господи, дай мне терпение прямо сейчас!» И я подумал, что для меня будет неплохо постоянно держать этот стих в голове, потому что он учит меня быть терпеливым, особенно в трудное время. Затем следует постоянство в молитве. Радость, терпение, молитва — вот три ценности, которые, как мне кажется, выражают суть практического воплощения Евангелия.

После такого вступления давайте посмотрим на 12 главу в целом. Эта глава представляется для нас особенно важной потому, что я веду передачу на радио, которая называется «Обновление ума». И, как вы догадываетесь, это выражение взято мной из 12 главы Послания к Римлянам.[13]

Давайте вернемся к 1 стиху, который Павел начинает такими словами: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Здесь мы снова сталкиваемся с тем, что глава начинается со слова «итак». Но это очень большое «итак». Мне кажется, что оно не просто обращает наше внимание к тому, что ему непосредственно предшествует, то есть что Павел говорит в 11 главе. Думаю, что это слово заключает в себе гораздо больше, чем только такую отсылку. Конечно, оно указывает и на то, что говорил Павел в 11 главе, но думаю, что мы можем понимать это «итак» гораздо более широко. Поскольку в 12 главе меняется сам стиль послания, после «итак» подводится итог всему, что говорил Павел в послании до этого момента. То есть узнав об оправдании по вере, о совершившемся в нас освящении, об избрании нас Богом по Своей благодати и данной нам надежде на будущее спасение — как мы поступаем в ответ на все это?

Речь апостола переходит здесь в мольбу. Он начинает эту главу словами: «Поэтому я заклинаю вас, молю вас, прошу вас, братья…» Именно в свете полученного им откровения апостол говорит здесь: «В связи с тем, что Бог совершил для вас, умоляю вас поступать соответственно этому». О чем же просит апостол, как он призывает нас поступать? «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую …»

Из Послания к Евреям мы узнаем, что эпоха приношения в жертву животных осталась в прошлом. В ветхозаветном богослужении Израиля центральную роль, несомненно, играли жертвоприношения — сожжение быков, козлов, овец и так далее по случаю Дня Очищения и в связи с различными событиями. И мы знаем, что эти жертвоприношения, которые совершались в Храме, имели значение прообразов, указывая нам через символические действия на будущую жертву Христа — совершенную жертву, которую Христос приносит Богу один раз и навсегда.

Но мы должны быть осторожными со словами апостола. Он не говорит о том, что жертва, которую Христос однажды и навсегда принес Отцу, может быть как-то дополнена или усилена теми жертвами, которые приносим мы. Тем более Павел не стремится установить нечто подобное человеческим жертвоприношения, которые совершались на алтаре языческого бога Молоху в Ветхом Завете и через которые люди стремились удовлетворить или предотвратить гнев богов. То же мы находим и в других религиях. Однако обратите внимание, что Павел призывает нас не просто к жертве, а к «живой жертве». То есть он не просит людей сжигать свои тела и убивать себя. Апостол призывает не к смерти. Он призывает нас к жизни. Вся жизнь верующего человека должна быть живой жертвой.

Вас может смутит здесь само слово «жертва». Потому что когда мы используем его в бытовом общении, то чаще всего речь идет о том, что мы должны от чего-то отказаться, чего-то себя лишить. Я собираюсь больше не жевать резинку — я «жертвую» своей привычкой. Я «пожертвую» часть своих денег на что-то. Во всех этих случаях, говоря о жертве, мы имеем виду отказ от чего-то. Когда Павел говорит здесь о жертве, то эта жертва, к которой он нас призывает, может сопровождаться какой-то потерей или лишением в нашей жизни. Но помимо этого значения лишения, отрицания, Павел вкладывает в понятие «жертвы» тот смысл, который делает его практически синонимичным слову «дар».

Когда мы рассматриваем типы жертвоприношений, который описаны в Ветхом Завете, и приходим к жертвоприношениям, совершенным Каином и Авелем, мы видим, что и тот, и другой в первую очередь принесли дары Богу, совершив тем самым «жертвоприношение» этих даров. Один предложил в дар животное, а другой продукты. И мы знаем, что жертва Авеля была угодна Богу, а Каина — нет. И даже знаем причину этого, а именно, если мы смотрим на них глазами Послания к Евреям, то узнаем, что жертва Авеля была сделана с верой, а Каина нет. То есть один из них действительно прославил и возблагодарил Бога, а другой этого не сделал. И мы знаем, что в Ветхом Завете центральную роль в богослужении играла жертва, или дар, благодарения. Конечно, этот дар благодарения, или жертва благодарения и прославления, символически приносилась через жертвоприношение животного или каких-то продуктов, что, однако, совсем не означало, что животное и продукты есть в конечном счете то, что приносится Богу. Бог ожидает от нас искреннего славословия, хвалы и благодарения.

Именно об этом говорит Павел. Он говорит, что ответом на то откровение, которое содержится в Послании к Римлянам, друзья мои, должно быть преклонение перед Богом. Ответом должно служить принесение нашей жизни в дар прославления, хвалы, почтения и благоговения перед Богом, даровавшим нам спасение. Именно такого поклонения ожидает Он от верующих в Него.

Рассуждая обо всем этом, Павел умоляет нас «представлять наши тела», однако слово «тело», которое он здесь использует, относится не только к физическому телу. Апостол просит нас предавать себя в «жертву живую» — всего себя. Причем, сначала апостол призывает нас откликнуться на его слова активно, действием. Но для того, чтобы быть совершенно уверенным в том, что мы поняли его призыв, апостол сопровождает его еще и предостережением.

Он говорит: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». То есть логическим следствием того, что Бог совершил для вас, служит разумное служение Богу. Речь идет не о каком-то дополнительном виде служения, к которому Бог призывает вас. Бог не требует от вас ничего сверх и помимо прямых обязанностей. Но совершенно справедливо, что Бог, Который излил на вас Свою милость, Который освободил вас от грехов и беззаконий через Своего возлюбленного Сына — совершенно справедливо с Его стороны просить вас посвятить Ему свою жизнь. Потому что за эту жизнь Христос принял смерть, эту жизнь Он освободил от уз греха, и эта жизнь отныне принадлежит Ему. Если же она принадлежит Ему, то она должна быть служением Ему.

Видите ли, я хочу, чтобы вы не просто скользили взглядом по этим словам. В них сосредоточен самый центр христианства. Быть христианином не значит просто быть членом Церкви. Не значит просто жертвовать 10 процентов своих денег. Не значит время от времени говорить с людьми о Боге. Вся ваша жизнь должна принадлежать Богу. Должна принадлежать полностью. Так что самое «разумное», что мы можем сделать, это посвятить все, что есть в нас, что мы имеем, и все, что мы делаем, Богу.

У этого есть и обратная сторона: «И не сообразуйтесь с веком сим». Если вся ваша жизнь подчинена Христу и стремлению служить Ему, то противоположным полюсом становится подчинение своей жизни интересам мира. Мы знаем, что «морфология» — это наука о формах и образах. Павел использует греческое корень морфос дважды в этом тексте с двумя различными префиксами. Первое слово — «со образуйтесь». Приставка «с-» означает единство с чем-то. «Сообразоваться» в данном случае означает иметь тот же образ, ту же форму, тот же стиль, что и окружающий мир. Мы были искуплены из этого мира. И потому не должны находится во власти всеобщих пристрастий, последней моды и тому подобных вещей, которые стараются всячески подчинить нас себе. В конечном счете не так важно для нас, в каком направлении движется культура, потому что образ, или морфэ, которому должны следовать мы, это образ Христа. Писание призывает нас сообразовываться со Христом. И это прямая противоположность стремлению сообразоваться с формой этого мира.

Итак, мы призваны «сообразовываться». Вопрос только в том, с каким «образом». Мы так стремимся «не отстать» от жизни, что часто забываем о Христе. В то время как именно Христос, а не мир, есть тот образ, которому мы должны следовать.

Продолжая эту мысль, апостол использует другой префикс. Он говорит: «…не сообразуйтесь с веком сим, но пре образуйтесь…» Суффикс «пре-» имеет значение «через» или «над» чем-то. Наш образ должен возвыситься до нового качества, высшего образа, образа более высокого уровня. Это значит: «преобразование» есть метаморфоза, переход к высшей форме жизни.

И наконец, перед нами встает вопрос: как это может произойти? Каким образом мы приносим свои тела в качестве живой жертвы? Как происходит преобразование жизни христианина? Как можем мы избежать власти форм и пристрастий этого мира? Если мы прислушаемся к словам апостола, то первое, что должно произойти на пути преображения нашей жизни, это преобразование ума. Нам требуется новый ум. Потому что, как говорит о человеке Писание: «Каковы мысли в душе его, таков и он». Писание же открывает нам мысли Самого Христа, и по мере того как мы изучаем Слово Божие, мы познаем ум Бога и ум Христа. Когда же мысли Христа и Его истина входит в ваш разум, они изменяют его, и вы уже не можете оставаться прежними.

В ваш разум пытается проникнуть многое. Туда стремится войти культура. Окружающий мир хочет властвовать над ним, и уже властвует. Раньше вами руководил «старый» разум. Если же вы хотите сообразовываться Христу и изменяться согласно Его образу, необходимо обрести «новый» ум. В этом и заключается цель изучения нами истин Евангелия — приобретение нового ума и внутреннее изменение, изменение, которое позволит нам исполнять разумное служение, принося себя в жертву живую.

 

Сегодня мы увидели, что суть христианской жизни как ответа на призыв Евангелия состоит в принесении Богу жертвы хвалы и прославления, которая и есть истинное поклонение Богу. Эта жертва — жертва не денежная и невещественная, но принесение в дар Богу всей нашей жизни. Но этот дар должен быть даром новой жизни, жизни преображенной, жизни, которая руководится и направляется новым умом.

Павел завершает это короткое наставление, указывая на конечную цель и завершение преобразования и обновления ума: «…чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Меня всегда удивляло, что чаще всего мне приходится слышать от христиан такой вопрос: «Какова воля Бога относительно моей жизни?» Вы видите, что именно этого вопроса не должно возникать у нас, если в нас совершилось обновление ума. Потому что воля Бога в моей жизни есть ее освящение. Когда же Слово Божие преобразует наш ум, мы становимся способны сознавать, и видеть, и различать, что есть благо и чего Бог ожидает от нашей жизни.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.