Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоаналитическое истолкование природы человека. З.Фрейд и современный психоанализ

 

Психоанализ как учение о бессознательных истоках человеческой природы также вскрывает иррациональное начало человека. В психоанализе выделяется несколько направлений: фрейдизм (З. Фрейд), углубленный психоанализ (К. Юнг), неофрейдизм (Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни и др.). Основоположником психоанализа является австрийский врач психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939 гг.). Основные работы З. Фрейда: «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Введение в психоанализ», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Я и Оно», «Будущность одной иллюзии», «Неудовлетворенность в культуре».

В 90-е годы XIX века З. Фрейд в своей практике лечения неврозов сформулировал метод «психоанализ», получивший научно-философскую интерпретацию в начале XX века. Фрейд пришел к выводу, что многие неврозы формируются под влиянием пережитых в детстве и вытесненных в бессознательное стрессов. Бессознательным он называл неосознаваемые влечения и переживания, которые могут быть предсознательными (легко восстанавливаются в памяти при встречах, просмотре фотографий и т.д.) и подсознательными (глубоко вытесненными, что человек самостоятельно вспомнить не может, например свои ощущения в момент рождения). В своей работе 1923 года «Я и Оно» Фрейд сформулировал модель психики человека. Он выделил три уровня психики:

- «Оно» или «Id» – низший уровень бессознательного, котел кипящих страстей, влечений и инстинктов;

- «Я» или «Эго» – сознание, ответственное за постановку целей и решение задач, за поведение человека;

- «Сверх-Я» или «Супер-Эго» – это высший уровень бессознательного, совесть, цензор; этот уровень формируется в детстве под влиянием воспитателей, родителей, т.е. под влиянием культуры, но проявляется у человека в форме бессознательных предчувствий, страхов, угрызений совести и запретов.

На низшем уровне бессознательного все влечения Фрейд подразделяет на созидательные – «Эрос» (бессознательное влечение к жизни и красоте) и разрушительные – «Танатос» (бессознательное влечение к смерти, лень, агрессивность). Сверх-Я, формируясь под влиянием детских переживаний, может проявлять себя в невротических состояниях: в виде фобий (страхов), психических комплексов. Между «Оно» и «Сверх-Я» постоянно идет борьба: «Оно», руководствуясь принципом удовольствия, подталкивает человека к асоциальным действиям, «Сверх-Я» сдерживает и запрещает. «Я» или сознание руководствуется принципом реальности, выступает в роли арбитра, примиряет спорящие стороны, направляет человека к социально приемлемым действиям. Решающую роль в жизни человека, согласно учению Фрейда, играет половое сексуальное влечение – либидо (психическое ядро «Эроса»). В случае не реализации естественной энергии либидо, происходит её превращение в другой вид – в социальную энергию, проявляющую себя в художественном, музыкальном, научном творчестве, в политической, трудовой, спортивной деятельности. З. Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики, таких как сублимация, вытеснение, проекция, регрессия и другие. Действие этих механизмов также происходит бессознательно, не осознается человеком.

Сублимация – это превращение, перенос энергии либидо в иные формы социальной деятельности – в творчество (или в разрушительную энергию Танатоса).

Вытеснение – это перенос пережитых (негативных) эмоций в бессознательное, где они могут находиться долгое время, не обнаруживая себя. Однако сохраняется опасность их неожиданного проявления на уровне «Я», что может изменить сознание, нормальные реакции и поведение человека, «вытесненное» может стать источником неврозов.

Проекция – это перенос собственных недостатков на другого человека и их критика, что часто приводит к межличностным и социальным конфликтам.

Регрессия – это упрощение психических реакций взрослого человека в детские формы проявления психики: наивность, безответственность.

З. Фрейд стремился понять бессознательные причины неврозов и поставить их под контроль разума, т.е. объяснить, интерпретировать, оценить, овладеть бессознательными образами, эмоциями, страхами. Для лечения неврозов он использовал несколько методов: гипноз, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, случайностей, оговорок и ошибок.

Как и Ницше, Фрейд подвергает критике культуру. Согласно его теории культурные запреты и ограничения, прежде всего на сексуальные удовольствия, становятся причиной роста психических заболеваний в наше время. В современном психоанализе существуют разные направления в моделировании воспитания и формирования психики человека. Первое направление настаивает на свободе выражения «Оно», указывая на него как источник творчества. Второе – подчеркивает важность формирования «Сверх-Я», совести или внутреннего нравственного цензора. Третье – акцентирует внимание на формировании «Я», сознания, здравого смысла.

При использовании гипноза Фрейд обнаружил постгипнотический эффект, который состоял в неосознаваемости человеком настоящей причины поступка, совершаемого под влияние внушённого приказа. Современный психоанализ доказал, что постгипнотический эффект обнаруживается не только после глубокого клинического гипноза, но и после «поверхностного» гипноза – созерцания жестоких или эротических сцен кинофильмов, соучастия в жестоких действиях, записанных в компьютерных играх.

Швейцарский врач психоаналитик Карл Густав Юнг ( 1875–1961 гг.), является основателем углубленного психоанализа и аналитической психологии. В 1911-13 гг. широко распространенное учение З. Фрейда было подвергнуто критике со стороны А. Адлера и К. Юнга, что привело к формированию неофрейдизма и углубленного психоанализа. Основные сочинения Юнга: «Об архетипах коллективного бессознательного», «Проблемы души в наше время», «Психологический комментарий к «Бардо Тходол»», «Современность и будущее», «Различие восточного и западного мышления», «Символика духа».

Признавая индивидуальное бессознательное, Юнг дополняет его новым уровнем психики – коллективным бессознательным. Оно проявляет себя в общечеловеческих (одинаковых у всех людей) древнейших мыслеформах – архетипах (или символах). Юнг подверг критике учение Фрейда о сексуальной природе бессознательного. Он описал природу бессознательного как символическую. Не либидо, а архетипы (символы коллективного бессознательного) играют главную роль в жизни человека. В истории человечества архетипы играют очень важную роль, они являются источником мифов, религий и идеологий. Архетип «Герой» у древних греков выражался в мифологических образах героев Геракла, Тесея и др., в средневековье тот же архетип был представлен в образе Христа, в наше время он проявляет себя в образе действий мужественных героев разных войн. Архетипы «Мать», «Дева»,«Отец», «Анимус»и«Анима», «Персона»и«Тень» являются общими мыслеформами всех людей. Главным архетипом личности Юнг считал «Самость», которая проявляет себя как внутренний голос. «Самость» указывает человеку его историческое призвание. Личность, которая следует голосу «Самости», часто выглядит «белой вороной», испытывает насмешки и унижения со стороны безликой толпы, но тот, кто слышит голос своей самости (воли и интуиции) осуществляет свое историческое предназначение. Тот, кто не признает собственной «Самости» и живет «как все», тот проживает, по мнению Юнга, не свою, а чужую жизнь.

Юнг считал, что архетипы наследуются человеком от далеких предков (в том числе от животных). Архетипы – это пустые матрицы, которые наполняются в каждую эпоху свежим содержанием, так формируется актуальная для данной эпохи мыслеформа.

«Анима» – бессознательное женское начало в каждом мужчине, оно содержит переживания детства, определяет выбор спутницы жизни, может стать бессознательной доминантой, превращая поведение мужчины в женоподобное.

«Анимус» – бессознательное мужское начало в каждой женщине, влияет на её выбор партнеров, может стать доминантой и превратить поведение женщины в мужеподобное.

«Персона» – маска, бессознательно сформированная в течение жизни, за которой человек скрывает свое истинное лицо.

«Тень» – все темное, хаотичное, дьявольское в человеке, укрепляется в ответ на «маску», не подлинность лица человека.

К. Юнг утверждал, что одновременное оживление одних и тех же архетипов у больших масс людей приводит к массовым психозам, вследствие которых происходят войны, революции, социальные катаклизмы.

Неофрейдизм 30-х годов показал влияние на психику человека социальных факторов. Американский психоаналитик Эрих Фромм (1900–1980 гг.) в сочинениях «Бегство от свободы», «Здоровое общество», «Антология человеческой деструктивности», «Иметь или быть?» показал, что в процессе социализации (воспитания и обучения) вырабатываются бессознательные схемы поведения, соответствующие данной эпохе. Современное общество он называет больным, потому что страсть к наживе выхолащивает из человека все человеческое, сужает его до одного желания «иметь». Человек не представляет уже, что значит быть творцом. В 1933 г. Фромм эмигрировал из Германии, где к власти пришли фашисты. Изучив поведение А. Гитлера, Э. Фромм сделал заключение о его психическом заболевании. В 1992 г. была опубликована его работа «Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии».

Современный психоанализ значительно углубляет учение о бессознательном, исследуя влияние рекламных и политических информационных потоков на человека.

 

Алексей Руткевич. «Психоанализ. Доктор Фрейд»

Телеканал «Культура», программа «ACADEMIA».

1-я лекция (эфир 16 марта 2011 года).

Алексей Руткевич. «Психоанализ. Доктор Фрейд»

Телеканал «Культура», программа «ACADEMIA».

2-я лекция (эфир 17 марта 2011 года).

 

Видеозапись лекции (Телеканал «Культура»)

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=620568&cid=10524

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия жизни Ф. Ницше | Основные направления современной западной философии (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм – по выбору)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.