Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ поведения потребителя

Лекция № Теория поведения потребителя на рынке

1. Анализ поведения потребителя.

2. Понятие кривой безразличия.

3. Предельная норма замещения.

4. Бюджетная линия.

Одной из основных предпосылок теории микроэкономики является поло­жение о том, что функционирование экономической системы зависит от пред­почтений потребителей, которые они проявляют в своем поведении на рынке. Потребители выражают свои желания путем распределения своего дохода меж­ду различными товарами и услугами, а рыночный спрос суммирует эти индиви­дуальные предпочтения. В результате установления равновесия на рынке спрос определяет цену и объем предложения.

Способность потребителя самостоятельно оценивать свое благосос­тояние и осуществлять выбор, отражающийся в рыночных ценах, называ­ют суверенитетом потребителя.

Предполагается, что потребитель осуществляет свой выбор рационально и из известных вариантов будет выбран тот, который, по мнению индивида, в максимальной степени удовлетворяет его потребности.

Важным является исследование того, как потреби­тель распределяет свои ограниченные средства между различными потребно­стями. В качестве основы для такого сопоставления используется понятие по­лезности. При этом под полезностью понимается степень удовлетворения, по­лучаемая субъектом от потребления какого-либо блага.

Гипотеза о сопоставлении полезности разных благ позволила экономи­стам создать теорию потребительского поведения, основанного на том, что при заданных ценах покупатель так стремится распределить свои средства на по­треблении благ, чтобы максимизировать ожидаемую полезность от их потреб­ления. В экономической науке существуют два подхода к решению проблемы соизмеримости полезности благ или их наборов - кардиналистский (количест­венный) и ординалистский (порядковый). Наиболее распространенным в на­стоящее время является ординалистский (порядковый) подход к анализу полез­ности и спроса. Он приобрел завершенную форму в 30-х годах XX века.

Ординалистская теория полезности более абстрактна, чем количест­венная. Здесь от потребителя не требуется способности измерения полезности того или иного блага. Достаточно, чтобы он был способен упорядочить все то­варные наборы по степени их предпочтительности и выбрать наиболее подхо­дящую альтернативу из всех доступных. Порядковый подход к анализу полез­ности основывается на использовании следующих трех положений-аксиом, ка­сающихся предпочтений потребителями определенного набора потребитель­ских товаров и услуг по отношению к другому и остающихся в силе для боль­шинства людей в большей части ситуаций: аксиомы полной или совершенной упорядоченности, аксиомы транзитивности и аксиомы насыщения.

Первая аксиома утверждает, что потребитель способен упорядочить аль­тернативные наборы благ при помощи отношений предпочтения (когда товар­ный набор А дает человеку большее удовлетворение, чем набор В) или безраз­личия (когда наборы А и В обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения).

Аксиома транзитивности гарантирует согласованность предпочтений. Если потребитель предпочитает набор товаров А набору товаров В, а набор то­варов В набору товаров С, то потребитель предпочитает набор товаров А набо­ру товаров С. Точно так же, если потребитель не делает различия между аль­тернативами А и В, а также между В и С, то тогда он не должен делать различия и между А и С.

И, наконец, аксиома ненасыщения гласит, что потребитель, если оста­вить в стороне стоимость, всегда предпочитает большее количество благ мень­шему: если набор товаров А содержит большее, чем набор товаров В, количест­во единиц хотя бы одного товара (при равном количестве единиц других това­ров), то набор товаров А предпочтительнее набора товаров В.

При анализе поведения потребителя на первом этапе изучим его пред­почтения и определим критерии, по которым потребители могут предпочесть один товар другому. На втором этапе мы должны учесть тот факт, что у потре­бителей существуют бюджетные ограничения. Поскольку они располагают только ограниченными доходами для приобретения предметов потребления, то в зависимости от цен на различные товары могут купить определенный ограни­ченный набор товаров. На третьем этапе, учитывая предпочтения и бюджетные ограничения потребителей, определим, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы в максимальной степени удовлетворить свои по­требности.

В табл. 8.1 приведены несколько ассортиментных наборов потребительских товаров, состоящих из различного количества товаров X и Y, которые покупа­ются ежемесячно.

Таблица8. 1

Альтернативные ассортиментные наборы потребительских товаров

Альтернативные наборы товаров Количество единиц товара X Количество единиц товара Y
А    
B    
С    
D    
Е    
F    

Например, набор А состоит из 15 единиц товара X и 20 единиц товара Y, набор В - из 10 единиц товара X и 40 единиц товара Y и т. д.

Если попросить потребителей сравнивать эти наборы, то при выполнении положений, приведенных выше, потребитель всегда может сказать, что два на­бора равноценны, либо отдать предпочтение одному из них. Эта информация о результатах сравнения наборов может использоваться для описания и класси­фикации всех вариантов потребительского выбора.

Представим наборы товаров, приведенных в табл. 8.1 на рис. 8.1, где на го­ризонтальной оси отложено количество закупаемых каждый месяц единиц то­вара X, а на вертикальной - количество единиц товара Y.

Рис.8.1. Сравнение индивидуальных предпочтений потребителей

Как видно на рис.8.1, набор А с 15 единицами товара X и 20 единицами товара Y предпочтительнее набора Е, поскольку набор А содержит больше то­вара X и больше товара Y. Точно так же и набор D, содержащий еще больше единиц товаров X и Y, предпочитается набору А.

Аналогичным образом можно достаточно просто сравнить набор А со всеми наборами на прямоугольных участках, включающих точки Е и D. В то же время для сравнения набора А с наборами В и С и другими наборами, находя­щимися на прямоугольных участках, необходима более полная информация об их оценке потребителем, поскольку по сравнению с набором А набор В содер­жит больше единиц товара Y, но меньше единиц товара X, а набор С содержит больше товара X, но меньше товара Y.

Такую дополнительную информацию дает кривая безразличия, проходя­щая через точки А, В и С и представленная на рис.8.2.

Рис.8.2. Кривая безразличия

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Массивы. В рассмотренных в примере 3.8 вариантах циклических алгоритмов параметры цикла и результаты вычислений рассматриваются как простые переменные | Понятие кривой безразличия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.