Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Голландское искусство XVII в

Голландия была той частью Н., кот. завоевала независимость и в кот. утвердился протестантизм. С т.з. установления независимости это обстоятельство привело к подъёму нац. самосознания. Протестантизм – художники теряют прежние формы заказа. Разговор о голландской худ. школы связан с утверждением новой тенденции – реалистической линии. Историки называют Г. раннебуржуазной страной. В Г. впервые в истории европ. искусства возникает ситуация, кот. можно назвать «арт-рынок». Ситуация художественного рынка радикально меняет атмосферу художественной жизни в стране. В Г. в 17 в. художник пишет не потому, что он получил заказ, но скорее он будет писать картины и выставлять их на продажу. И бюргеры охотно покупают картины. Это обуславливает новую специализацию художников, привязку к опр. жанру, разработке опр. сюжета. Иной статус сюжетов, связанных с совершенно другой мерой открытия откр. мира. Жизнь, окружающая человека, приобретает эстетическую значимость. Но основе этого в гол. школе впервые складывается структурированная разветвлённая жанровая система: портрет, бытовой жанр, пейзажный жанр, жанр натюрморта.

Проходит несколько этапов становления. С середины 10-х гг – ранний период. 40-60-е гг – подъём. Начиная с 70-х гг. – упадок. Исторически первым жанром, кот. утвердил себя в голландской живописи, оказался портретный жанр.

Франс Хальс – художник, кот. внёс в развитие портретного жанра оч многое. Он реформировал портретный жанр, кот. к этому времени уже имел длинную историю. Он создал новые направления и новую концепцию портрета. Групповые портреты – очень важное явление. Их заказывали какие-нибудь корпорации. Хальс охотно берётся за такие заказы.

· групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георга. Логика создания: все сдают одинаковое кол-во денег, поэтому все хотят, чтобы их было видно одинаково. Как правило, групповые портреты того времени представляли собой ряд участников, одинаковых пор размеру, позе и т.д. Х. разрушает эту традицию. Здесь все герои заняты своим делом, они сидят не монотонно, их фигуры образуют динамичную линию, эта линия дополняется вертикально стоящим знаменем. Все изображённые здесь офицеры находятся в состоянии радостного подъёма, переживают некое общее объединяющее их чувство. Х. – не только мастер портрета, но и мастер атмосферы. Такой гр. портрет может быть назван с нек. долей условности портретом барочного толка.

· портрет Питера ван ден Бруке. Х. – первый, кот обращается к изображению простых лиц. Ему интересны все типы, он не гнушается никем. Он фактически разрушает те портретные стереотипы, кот. были созданы до него. В эпоху Ренессанса портрет писался таким образом, что зрителя от персонажа отделяет некое условное пространство. В творчестве Хальса же эта граница утрачивается. Новая мера взаимодействия между зрителем и картиной. Персонажи оживают: они всё время чем-то заняты.

 

· весёлый собутыльник (конец 1620- х г.). Персонаж явно хочет с нами поговорить. У Хальса нет ни одного статичного портрета.

· Цыганка. Ещё один пример интереса к простым типам. Такое ощущение, что перед нами эскиз. Но это впечатление быстроты не снимает того, что перед нами законченное живописное произведение. Х. – фактически единственный художник своего времени, кот. мог работать в такой быстрой эскизной манере.

· мужской портрет 1660. пример более позднего творчества. Он становится спокойнее, уходит широта и размашистость. Совершенно другую роль играют контрасты.

· регенты приюта для престарелых (1664). Тво-во становится трагичным. Х. пытается постичь вн. мир, постичь то, что связано со сложными состояниями человека. Персонажи объединены каким-то особым. в чём-то тревожным пониманием мира.

 

· портрет Вильяма Круса. С одной стороны, Х. продолжает использовать свою открытую манеру (т.н. открытый мазок). Но здесь важно и другое: художник пытается проникнуть в сложный противоречивый мир человека.

 

Бытовой жанр. Интерес к нему оч значим, т.к. за ним безусловно стоит расширение кругозора. Но это ещё не реализм в полной мере. В Г. в связи с принятием новых ценностей рано обозначился интерес к бытовым сценам. Мы помним, что такие опыты уже были в тво-ве Караваджо, поэтому некой точкой отсчёта можно считать именно его работы.

· Хонхорст. Зубной врач. С т.з. формальных приёмов, здесь присутствует всё то, что было у Караваджо: персонажи приближены к переднему плану; эффект кадрирования; свет снова в духе Караваджо (свет вторгается в пространство картины и выхватывает действие). Но у К. совершенно другие сюжеты. Здесь бытовая сцена во всей своей неприглядности. Художник того времени может сколь угодно долго писать картины на сюжеты из своей жизни, но они не будут приводить к созданию законченной композиции, а только носить характер анекдота.

· Ян Стен. Крестины. Представляет уже сложившийся бытовой жанр. Здесь уже найдены примы типизации и обобщения. Малый формат. Сама идея, что чел. ощущает себя частью большого мира, очень важна. Веком атеизма будет 18 в., а здесь этого ещё нет. Даже в контексте простых сюжетов и простых проблем всё равно содержание отягощено этой идеей вовлечённости в космос. Большую роль играют отдельный предметы, кот. несут символический смысл.

 

 

· Ян Стен. Радость отцовства. Живопись кормила его плохо, и он ещё и держал трактир. Другой регистр. У папаши родились одновременно 2 ребёнка от двух разных женщин. За пояс у него заткнута флейта – символ сомнительных эротических удовольствий.

 

 

· Терборх. Бокал лимонада. Тоже малоформатная композиция и тоже прочитывается на разных уровнях. Третий персонаж – сводня.

 

· Терборх. Концерт. Муз. инструменты явл. оч важным символом в картинах 17 в. Музыка – знак удовольствия. Т. – мастер малофигурных композиций. Его работы отличаются сдержанностью и спокойствием, некой статичностью.

· Метсю. Завтрак. Устрицы в этом контексте тоже оказываются знаком сомнительных удовольствий, любовных ухаживаний с явным подтекстом.

 

 

· Питер де Хоох. Мать у колыбели. Явно богатый дом. Все персонажи кажутся застывшими, погружёнными в себя. И кажется, этот мир замер. Но здесь как раз пример того, как художник использует приём света. У Хооха всегда есть окно, через кот. падает свет. Но у него есть и другая функция: этот малый замкнутый частный мир связывается с миром большим.

 

 

· Остаде. Деревенский скрипач. Художник тяготел к изображению празднеств, попоек, но в то же время у него есть и др. сторона.

 

 

· Остаде. Живописец в мастерской. Сама тема художника, кот. занят своим прямым делом, уже имеет большое значение. Это проблема тв. личности. Человек, кот. обладает особым даром? Чем он отличается от простого человека? Лишь неск. художников подходят к постановке этого вопроса. Эта работа тем интересна, что О. тяготеет к изображению суетливых сценок. Опять же значительна роль огромного окна, через кот. падает мощный поток света и кот. связывает два мира.

Самый масштабный художник 17 в., поднявший бытовой жанр на необыкновенную высоту. Ян Вермер Делфский. Один из самых загадочных художников: он прожил долгую жизнь, но совершенно непонятно как он стал художником и почему вдруг бросает это дело. Как правило, писал малофигурные картины.

· Девушка с письмом. Глядя на эту картину, нельзя не почувствовать, что в этой девушке есть что-то необыкновенное. Необычайный композиционный дар. Он соединяет элементы изображения, основываясь на необычайных соотношениях и пропорциях. Создаётся впечатление идеальной целостности. Снова приём свет (открытое окно на всех картинах Вермера; как правило, оно слева). Персонажи всегда связаны с внешним миром за окном. Снова взаимосвязь макрокосма и микрокосма. Это придаёт внутреннюю возвышенность, кот. внешне никак не выражена. В. – мастер игры не только со светом, но и с отражением, кот. позволяет иначе увидеть вн. мир девушки.

· женщина с кувшином воды. Опять окно слева. Очень спокойная картина. Очень важна структура, композиционная точность всех элементов.

· Бокал вина. Богатый интерьер. Быт преображён и поднят на др. уровень.

· Солдат и смеющаяся женщина. На стене появляется карта.

· Женщина, взвешивающая жемчуг. Весы – геометрический центр композиции. Весы уравновешены, что соотносится с вн. состоянием женщины. На картине на заднем плане – сцена Страшного Суда.

· девушка с жемчужной серёжкой. Иногда эту картину называют голландской Моной Лизой.

· искусство живописи. Тяжёлый занавес создаёт впечатление, будто мы подглядывает за сценкой. На стене карта Нидерландов 16 в. К истории в этой картине отсылает нас оч многое: одеяние художника (мода 16 в.), предметы в руках девушки (труба и лавровый венок – символы музы истории). Художник смотрит на то, что его окружает, но действительность становится только толчком. он не копирует мир, а преображает его. Девушка – простушка, на неё просто накинули богатую накидку и дали атрибуты музы Клио, и это поднимает её на другой уровень. Эти преображения во власти художника.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Важнейшие показатели эффективности предприятия | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.