Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отдельные виды мотивации




1) Мы рассматривали мотивацию достижения (МД) в теории когнитивных факторов.

2) Мотивация аффилиации. Она похожа на выделяемую в отечественной психологии мотивацию общения. Но имеет определённую специфику. Это мотивация, направленная на общение с другими, которое приносит удовлетворение обеим сторонам. МА (мотивация аффилиации) – это заводить дружбу, любить, присоединяться к группе, радоваться другому человеку. Так Мюррей описывал проявление МА – дружба, любовь, присоединение к группе, удовольствие от общения. Общение – это широкое понятие. Для аффилиации характерны равные отношения, отношения, в которые вступают обе стороны на равных началах. Те это общение ни когда один любит – другой позволяет любить, ни когда другого человека используют для удовлетворения каких-то своих потребностей в опёке, покровительстве, в общении ради чего-то другого. Здесь исключительно общение ради общения, при чём общение равных сторон. Обе стороны получают удовольствие, обе стороны чувствуют себя нужными, компетентными, подтверждающими самооценку, обогащающимися от этого общения.Аффилиация имеет 2 стороны – любить и быть любимыми. Это 2 стороны одной медали. Она предполагает равенство. МД – состоит из 2х мотивов – стремления к успеху и желания избежать неудачи. МА состоит из двух составляющих – надежда на аффилиацию (НА) и страх отвержения (СО). Те 2 стороны позитивные и 2 стороны негативные. Мы можем видеть разные индивидуальные вариации – НА > CO, человек стремится к общению, вступает в доверительные отношения сдругим, не боясь этого, ценит отношения с другими. Обратное отношение – у человека мб высокая МА, но мы при этом видим. Как он не стремится к людям, не доверяет им, избегает общения, потому что СО больше удовольствия от позитивного процесса общения, те больше НА. Бывает и НА=СО (они одинаково высоки),тогда мы имеем дело с конфликтной мотивацией. Такое поведение, которое достаточно непоследовательно – человек и стремится к общение и пытается его избежать. Бывает одновременно низкая НА и низкий СО – шизоидное поведение, когда человек не боится, что его отвергнут и не испытывает особого удовольствия от общения. Пользуясь моделью Аткинсона – моделью ожидаемой ценности, в принципе, также описывается и поведение аффилиации НА (ценность положительного принимающего отношения) Х на вероятность аффилиации – (или + с -) СО Х на вероятность этого отвержения. Вот так человек каждый раз оценивает конкретную ситуацию, и соответствующее поведение инциируется. Правда, для МА характерны совсем иные отношения между НА и вероятностью успеха в данном случае или вероятностью самой аффилиации. Для МД характерно обратное между ними отношение – чем недостижимее цель, тем болльше хочется этой цели. Для МА этой закономерности нету – если человек не знаком, то чем выше вероятность аффилиации, тем привлекательнее будет казаться общение с тим человеком, а если человек знакомый, то оба этих параметра меняются независимо. Те человек может надеяться на аффилиацию, мечтать о ней, несмотря на то, что вероятность установления отношения дружеских и любовных отношений низка. Те для МА закономерности, характерные для достижения в данном случае не работают. МА проявляется в поведении. Мы понимаем, что прямой связи нет. Однако люди с высокой МА будут вести себя то. что будут больше общаться – слать электронные письма, смс, дольше и чаще говорят по телефону, те МА имеет проявления в соответствующем поведении общения. МА иногда вступает в конфликтные отношения – они специально создаются с МД в экспериментах например. Например, отбираются люди с высокой МА – она может быть померен по опросникам или по проективным методикам. Проективные методики здесь весьма надёжны. Можно отобрать, например, методику ТАТ. Количество связей с другими людьми – отношения, общение, о которых рассказывают испытуемые является надёжным показатеем высоты мотива аффилиации. Там и проявляется – что у них выше – СО, когда они рассказывают про неудачные отношения или НА, когда они рассказывают про успешные аффилятивные связи. Отбирают группу людей с высоким МА и сталкивают это с МД – можно померить МД и подобрать соответствующую группу. Как проявиться МА? Оказывается, в зависимости от половой принадлежности – по-разному МА, когда он конфликтует с МД. Дают человеку выполнять задание – допустим на шифорвку вместе с другом, которого просят проявлять себя как крайне неуспешного. По научению экспериментатора – друг тормозит выполнение, просит работать помедленнее. Что будет делать наш испытуемый? Согласится ли он на просьбу друга? Или будет стремиться к конечному высокому результату? Мужчины и женщины в данной ситуации различаются по поведению. У мужчин из группы с высокой МА будет побеждать МД, они будут строить поведение таким образом, чтобы достичь максимально высоких результатов – не будут дожидаться друга. У женщин, наоборот, несмотря на высокую МА, МД будет ниже, хотя по предварительным тестам была такой же, как и мужчин с высокой МА. Очень влияет МА на эффективность деятельности в ситуации, когда есть другой участник этой деятельности. Например, преподаватели и студенты с высоким и низким МА. Обнаружилось, что студенты с высоким МА получают оценки выше у преподавателей с высоким МА, а студенты с низким МА, успешнее сдают преподавателям с низким МА. МА, как и любй др мотив не является чем-то стабильным – в разных ситуациях он по-разному себя проявляет, сила мотива меняется – в каких-то становится сильнее, в каких-то слабее. МА часто усиливается стрессовой ситуацией. Например, проводится такой эксперимент со студентами – когда их зазывали на эксперимент и били их там током. Их предупреждали об этом и говорили, что мы вам заплатим за участие в эксперименте. Но знайте, что в этом эксперименте вы будете подвергаться удару тока. Одна лаборатория располагалась в поликлинике, где сидели др студенты, пришедшие на приём к специалистам. Вот смотрели в какой кампанииэти будущие подопытные предпочитают дожидаться удара током. Оказывается, что легче всего им ожидать будущего наказания в кампании такихже страдальцев, как и они – это была предпочтительная кампания. Менее предпочтительная – в одиночестве. Совсем отвергаемый вариант со счастливцами, у котрых другая судьба (которые сидят в очереди к врачу). Пословицу на миру смерть красна действительно иллюстрирует данный эксперимент. Переживание какой-то стрессовой ситуации может актуализировать эту потребность в аффилиации. Потребность в аффилиации или потребность в общении как она понимается в Отечественной психологии. Она развивается постепенно. Её начальные формы мы видим уже у младенцев – это потребность в тактильном контакте. Соответствующие эксперименты были поставлены Гари Харлоу. О природе любви. Проводились эксперименты на детёнышах маакак. Почему они были выбраны? Потому что у человеческого ребёнка моторика крайне не развита, поэтому что они предпочитают можно выяснить только в конце первого года жизни. А детёныши макаки на 2-10 день ловко перемещаются, локомоция развивается очень быстро. Их отрывали от матерей в первые же часы жизни и их воспитывали суррогатные матери. Классический эксперимент, который чаще всего цитируют. Давали детёнышам в клетке 2 суррогатные матери. Одна из них была проволочная, на ней крепилась бутылочка с молоком и создавался оптимальный температурный режим. Другая мать была мягкая, тряпичная, она имитировала шкурку настоящей обезьяны-макаки. Смотрели, какое количество часов детёныш предпочитает проводить на той и на другой. Сразу же понятно было, что бихевиоризм с его теорией научения, базирующейся на подкреплении здесь опровергается, что не от подкрепления зависит чувство привязанности. Детёныши прибегали поесть на проволочную мать, быстренько съедали молоко и бежали обратно на тряпичную суррогатную мать. На которой они проводили большую часть времени. Харлоу обратил внимание, как доказать потребность в тактильном контакте, что она существует у маленьких обезьянок. Обезьянки в клетках, где они воспитывались, лишённые матери, очень привязывались к мягким матерчатым коврикам и крайне были недовольны. Когда коврики забирали в целях гигиены. Обезьянки привязывались ко всем мягким, тряпичным, тёплым объектам, которые удовлетворяли эту потребность в тактильности. Потребность является состоятельной, она не производна от пищевой потребности. Харлоу это доказал. Здесь это явно – мать не кормит, но при этом предпочитает время на ней проводить, никакое пищевое подкрепление здесь не влияет на формирование этой привязанности. Более того, привязанность сохраняется у детёныша. Когда он уже разлучается с суррогатной матерью. По крайней мере в течение полугода. Он использовал ящик Батлера? – это такая клетка, из которой животное н е может выйти, но может приподнять окошечко и посмотреть, что творится снаружи. Смотрели, как часто на разные объекты обезьяны приподнимают это окошечко. Оказалось, что они делают это. Когда либо видёт своего детёныша (представителя их вида), либо когда видят суррогатную мать. Проволочная мать была абсолютно непривлекательным объектом – ради неё окошечко не приподнималось. Полгода воспитывались в клетке с суррогатной матерью, потом их изолировали, периодически в ящике Батлера проверяли их интерес к тряпичной матери, и они в течение полугода этот интерес удерживали, хотя никакого подкрепления даже тактильным контактом в течение полугода не было. Начинается с удовлетворения потребности в тактильных контактах, со временем развивается в потребность в общении, в потребность аффилиации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.